Направления оперативно-проверочной работы и основания административно-правового характера для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Направления оперативно-проверочной работы. Под ними понимают конкретные участки такой работы в зависимости от характера и содержания административно-режимных мер. Известно несколько направлений оперативно-проверочной работы. Первое направление составляет группа мер по оперативно-розыскному обеспечению безопасности государства. В частности, в рамках этого направления происходит оперативно-розыскное обеспечение административно-правового режима:
- охраны сведений, составляющих государственную тайну;
- защиты и охраны Государственной границы.
Согласно ст. 3 Закона о Государственной границе защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики РФ заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.
Второе направление составляет группа мер по оперативно-розыскному обеспечению безопасности самих ОРО. Так, в рамках данного направления проводят оперативно-проверочную работу для решения вопросов по: ' допуску к участию в ОРД или доступу к материалам, полученным в результате ее осуществления; установлению или поддержанию с лицом отношений сотрудничества при
подготовке и проведении ОРМ. Третье направление составляет группа мер по оперативно-розыскному обеспечению общественной безопасности и общественного порядка. Сюда относят оперативно-проверочную работу по оперативно-розыскному обеспечению: лицензионной работы (выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность); допуска к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; безопасности полетов гражданской авиации.
Согласно ст. 85 Воздушного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе, вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта (ч. 1). Предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности. К участию в предполетном досмотре могут привлекаться сотрудники ОВД на транспорте.
Проведение предполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении ОРД и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 2).
Основания административно-правового характера для проведения ОРМ. Известны две группы этих оснований. Первая группа оснований непосредственно изложена в ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД. Вторая группа оснований входит в группу оснований «смешанного» характера.
Остановимся на изложении материала об основаниях сугубо административно-правового характера. Так, согласно предписаниям ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия соответствующих решений административного свойства. По существу речь идет об оказании содействия уполномоченным на то законом субъектам в соблюдении соответствующих административно-правовых режимов.
Всего известно шесть оснований административно-правового свойства для проведения ОРМ. Перечислим их в порядке, изложенном в ФЗ об ОРД.
Первое основание — сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну (см. п. 1 ч. 2 ст. 7). Второе основание — сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды (см. п. 2 ч. 2 ст. 7). Третье основание - сбор данных, необходимых для принятия решения по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД (см. п. 5 ч. 2 ст. 7). В данном случае законодатель не предусматривает особых ограничений относительно круга ОРМ. Любое из числа указанных в ч. 1 ст. 6 может быть проведено для сбора необходимых сведений. Четвертое основание — сбор данных, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на частную детективную и охранную деятельность (см. п. 6 ч. 2 ст. 7). Пятым и шестым основаниями выступают сбор данных, необходимых для принятия решения: о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления (см. п. 3 ч. 2 ст. 7), и об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ (см. п. 4 ч. 2 ст. 7).