Понятие и основные положения оперативно-розыскных мер пресечения
Понятие оперативно-розыскных мер пресечения и их общая характеристика. Термин «мера» многозначен. Он, в частности, обозначает средство, орудие для осуществления чего-нибудь, поэтому оперативно-розыскные меры пресечения — это предусмотренные оперативно-розыскным законодательством (прежде всего — ФЗ об ОРД) и (или) выработанные оперативно-розыскной практикой средства, временно ограничивающие некоторые права и свободы изучаемого в ОРД лица с целью воспрепятствовать продолжать им совершать преступление или уклоняться от применения мер уголовно-процессуального принуждения, а равно не допустить реализацию угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. В силу того что эти меры могут повлечь или влекут ограничение конституционных прав человека и гражданина, они являются одним из наиболее «острых» оперативно-розыскных средств, которое может и должно применяться в исключительных случаях и при соблюдении необходимых условий.
В ФЗ об ОРД предусмотрены следующие две меры оперативно-розыскного пресечения, которые применяются в ходе ОРМ:
1) изъятие предметов, материалов и сообщений (ч. 1 ст. 15);
2) прерывание предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (ч. 1 ст. 15).
Однако законодатель не указал, что все оперативно-розыскные Меры пресечения обязательно перечисляются в ФЗ об ОРД, поэтому Допустимо применять те меры, которые упоминаются в некоторых Иных законодательных актах (в Законе о милиции и т.п.) или выработаны оперативно-розыскной практикой (в частности, захват с поличным). I При наличии к тому оснований оперативно-розыскные меры пре-1сечения с учетом предписаний, изложенных в ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД, |могут применяться к каждому лицу, независимо от гражданства, Национальности, пола, места жительства, имущественного, должностного и социального положения, принадлежности к обществен-шым объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Вместе с тем применение оперативно-розыскных мер пресечения к изучаемому лицу не является обязательным элементом производства ОРМ. Эти меры применяют далеко не во всех случаях.
Принципиальные начала применения оперативно-розыскных мер пресечения. Суть их заключается в том, что эти меры применяются-только в уголовно-розыскном процессе и только в отношении изучаемых лиц (в оперативно-проверочной административной работе они не применяются); если они соразмерны тяжести преступления в подготовке или совершении которого подозревается изучаемое' лицо, либо адекватны соответствующей угрозе безопасности России; соблюден оперативно-розыскной порядок (процедура) их применения; существует законное основание их применения. Субъекты, полномочные применять оперативно-розыскные меры пресечения. Эти меры вправе применять несколько групп участников ОРД, причем в данном случае необходимо различать отдельные этапы применения. Так, прерывать предоставление услуг связи могут ОРО и его должностные лица (включая соответствующих оперативников); решение на изъятие предметов, материалов и сообщений в ходе проведения ОРМ принимает руководитель оперативного подразделения, а непосредственно реализует эту меру оперативник или лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД. Основания применения оперативно-розыскных мер пресечения. Такие меры применяются только при наличии достаточных оснований полагать, что без этого не будут достигнуты цели ОРД (защита от преступных посягательств) и решены ее задачи вследствие активного неправомерного (угрожающего) поведения изучаемого лица. Вместе с тем в ФЗ об ОРД предусмотрено, что отдельные меры пресечения могут применяться только по мотивам одной лишь угрозы защищаемым субъектам.
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России допустимо прерывать предоставление услуг связи (см. ч. 1 ст. 15). Определяя возможность и необходимость применения конкретной оперативно-розыскной меры пресечения, следует учитывать и другие обстоятельства, как непосредственно относящиеся к изучаемому лицу (классификация ДОУ, по которому оно проходит, личность изучаемого лица, роль в совершении преступления при соучастии, наличие судимости и т.п.), так и не связанные с ним, но влияющие на оперативно-розыскную ситуацию (наличие оперативных возможностей, динамичность ситуации и т.д.). Классификация оперативно-розыскных мер пресечения. Известны различные критерии для выделения различных групп этих мер. Так, оперативно-розыскные меры пресечения систематизируют в зависимости от:
Направленности на конечный результат. Здесь выделяют меры пресечения преступления и меры пресечения действий, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Меры оперативно-розыскного пресечения преступлений состоят в прерывании совершения запрещенных УК общественно опасных деяний путем своевременного вмешательства уполномоченных на то оперативно-розыскным законодательством субъектов. Эта мера предполагает активные действия оперативников и состоит в лишении лица (лиц) реальной возможности продолжить совершение умышленного преступления (его прерывание на стадии приготовления или покушения). Способы реализации этой меры различны, в частности, к ним относится засада. Она состоит в скрытом размещении оперативника (оперативников) в ставшем ему (им) известном (или наиболее вероятном) месте появления лица, совершившего преступление, разыскиваемого или иного лица, объекта оперативной заинтересованности, с целью его захвата.
Кроме того, к этой мере относится и так называемая превентивная мера пресечения развития ситуации, угрожающей перерастанием в преступление. Она заключается в создании условий, препятствующих совершению неумышленных преступлений путем своевременного вмешательства соответствующих субъектов в развитие ситуации (ликвидация причин и условий для совершения преступления и т.д.).
Меры пресечения действий, создающих угрозу безопасности РФ. С учетом требований ст. 1 ФЗ об ОРД о защите государства оперативно-розыскными средствами только от преступных посягательств в их число должны входить лишь те, которые могут повлечь совершение преступлений в ущерб безопасности России. Поэтому данная группа мер является частным случаем общего правила применения мер оперативно-розыскного пресечения преступлений; ограничения соответствующих прав и свобод человека и гражданина. В данной группе выделяют меры пресечения, которые могут повлечь ограничение следующих конституционных прав личности: на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции) - прерывание
предоставления услуг связи согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции); на владение, пользование и распоряжение собственностью (ст. 35 Конституции1) — изъятие предметов, материалов и сообщений согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД; на личную свободу (ст. 22 Конституции) — захват лица, совершающего преступление, с поличным. Согласно ч. 3 этой статьи никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд производится только при условии предварительного и равноценного возмещения. Захват — одна из выработанных оперативно-розыскной практи мер пресечения преступления. Состоит во внезапном задержании ли совершившего преступление, разыскиваемого или иного изучаем лица (согласно ч. 2 ст. 22 Конституции до судебного решения никто может быть подвергнут задержанию на срок более 48 ч). Место оперативно-розыскных мер пресечения среди других приме няемых в деятельности правоохранительных органов мер. Различают три основные группы мер пресечения, применяемые в их деятельности:
1) уголовно-процессуальные (например, заключение подозреваемого под стражу по решению органа дознания, одновременно являющегося руководителем ОРО);
2) административные;
3) собственно оперативно-розыскные.
Перечисленные группы мер пресечения, образующие своеобразный комплекс (систему), нормативно определены в: соответствующих отраслевых законодательных актах (УПК, КоАП и ФЗ об ОРД); «ведомственных» законах, т.е. тех, которые призваны регламентировать деятельность определенных государственных органов (Закон о милиции, ФЗ о ФСБ и т.д.).
Отличие оперативно-розыскных мер пресечения от материально- и процессуально-процедурных мер аналогичного свойства
Оперативно-розыскные меры пресечения и меры уголовного наказания. Как меры процессуально-процедурного характера, оперативно-розыскные меры пресечения отличаются от мер наказания по своей юридической природе. Они установлены оперативно-розыскным законодательством, а не уголовным законом; ограничивают права изучаемого в ОРД лица, в отношении которого действует принцип презумпции невиновности, а не человека, который осужден (мера наказания которому установлена судебным решением); применяются только на ограниченный срок (в отличие, например, от пожизненного лишения свободы).
Оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры пресечения. Меры пресечения в уголовном процессе — это разновидность мер процессуального принуждения, т.е. предусмотренных уголовно-про-цессуальным законом средств принудительного предупреждения и пресечения неправомерных действий обвиняемого и других лиц, применяемых при наличии оснований уполномоченными на т должностными лицами и органами с соблюдением уголовно-процессуальных гарантий.
В отличие от них оперативно-розыскные меры пресечения-имеют иную правовую суть и содержание, так как присущи оперрозыскной, а не уголовно-процессуальной деятельности; ТИпмативно определены не в УПК, а в ФЗ об ОРД; не являются раз-Н видностью мер процессуального принуждения, а состоят из опе-11 тцвно-розыскных процедур; не предназначены для ограничения пав обвиняемого (подозреваемого); их применяют соответствующие объекты ОРД, а не уполномоченные на то уголовно-процессуальным законом должностные лица (в основном следователь, прокурор и судья), и др.
Отличаются они и тем, что к изучаемому в ОРД лицу одновременно могут применяться несколько оперативно-розыскных мер пресечения одного вида (например, изъятие предметов и прерывание предоставления услуг связи), а к обвиняемому (подозреваемому) в уголовном процессе — только одна из предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер (например, только заключение под стражу).
Оперативно-розыскные и административные меры пресечения. В данном случае следует отличать оперативно-розыскные меры пресечения от мер наказания административно-материального характера (например, штрафа) и мер административно-процессуального свойства. С последними они разнятся прежде всего тем, что предназначены для пресечения не административных правонарушений, а преступлений. Кроме того, изложенный в ФЗ об ОРД правовой режим такой меры пресечения, как изъятие предметов, документов и сообщений, отличен от режимов, которые закреплены в КоАП, ТК и в других нормативных правовых актах, регулирующих административные отношения.