Противодействие организованных преступных формирований в и его нейтрализация в ходе оперативной разработки
Процесс противодействия ОПФ в ходе их оперативной разработки представляет собой сложный комплекс разнообразных приемов, уловок и хитростей преступников, препятствующих эффективному предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию и судебному рассмотрению совершенных ими преступлений, и разобщению самих ОПФ. Противодействие преступников и связанных с ними лиц замедляет, а порой и приостанавливает- процесс раскрытия и расследования преступлений путем создания группы неблагоприятных обстоятельств. Его цель — ослабить либо нейтрализовать деятельность ОРО, обеспечить безопасность, самосохранение, выживание и превосходство ОПФ в противоборстве с правоохранительными органами.
Организации противодействия ОПФ во многом способствуют наличие противоречий и пробелов в правовом регулировании общественных отношений по всем отраслям права, несогласованность правовых норм.
Противодействие, будучи весьма разнообразным по своей природе, не может находиться вне зависимости от характера преступных акций, стадий их совершения, деятельности, направленной на обнаружение и раскрытие преступлений.
Принятие решения о совершении преступлений в определяющей степени зависит от объема тайно собранной преступниками информации, ее качественной стороны, подтверждающей возможность успеха при совершении преступной акции и исключающей возможность изобличения.
Безопасность осуществления самой преступной акции и ее участников все чаще обеспечивается, как правило, следующими мерами: затруднение идентификации транспортных средств, изменение внешнего вида участников с помощью камуфляжа, а нередко и создание групп прикрытия, в задачу которых входят наблюдение за территорией, непосредственно примыкающей к месту преступления, прослушивание эфира, охрана исполнителей акции, создание условий для беспрепятственного выезда с места происшествия.
Для сопровождения и охраны похищенных ценностей нередко привлекаются сотрудники правоохранительных органов, предавшие интересы службы.
Преступники предпринимают максимум усилий к уничтожению следов преступления, не останавливаясь перед поджогами объектов преступного посягательства, стремятся быстрее избавиться от орудий преступления и средств, облегчающих их совершение (например, автотранспорта, оружия).
Противодействие правоохранительным органам на первоначальном этапе дознания и следствия заключается в сокрытии преступной деятельности и активном влиянии на ход следствия в целях заведения его в тупик либо в направлении, устраивающем лидеров ОПФ.
Наиболее типичны следующие формы противодействия:
1. Сокрытие или уничтожение орудий, средств, следов преступления.
2. Использование заслуживающих доверия каналов и источников информации для «подбрасывания» следствию ложной информации, в том числе предоставление подставных свидетелей.
3. Выявление очевидцев и свидетелей, проходивших по уголовному делу, установление их адресов, а также даваемых ими показаний.
4. Подкуп, запугивание, физическое воздействие на потерпевших и свидетелей с целью склонения их к даче «нужных» преступной структуре показаний либо изменения ранее данных.
5. Оказывание давления на следствие с помощью коррумпированных высокопоставленных должностных лиц из органов власти и управления, а также СМИ, подготовка общественного мнения, необходимого ОПФ.
6. Наем на средства «общака» высококвалифицированных адвокатов(Фактически, «общак» - это хорошо организованный страховой фонд, существующий не только для поддержки членов ОПФ в трудное время, но и для организации преступной индустрии, технического оснащения, создания целостной системы защиты от общества и правоохранительных органов В настоящее время эти средства постоянно находятся в банковском обороте и приносят прибыль) .
7. Маскировка внешности (использование париков, грима), снабжение фальшивыми документами членов ОПФ, находящихся в розыске, отправление их на жительство в ближнее и дальнее зарубежье.
8. Максимальное использование несовершенства существующей системы содержания в изоляции в ИВС и СИЗО, установление неофициальных каналов связи с арестованными членами ОПФ, их инструктаж о поведении на следствии, подготовка побегов,
передача арестованным и задержанным оружия и других запрещенных предметов, подкуп контролеров и офицерского состава.
Криминальная тактика противодействия ОПФ правоохранительным органам основывается:
1. На блоке мер, организующих преступную деятельность:
а) действия, направленные на создание ОПФ. Исследования показывают, что как в корыстно-насильственной организованной преступной среде, так и среде, интегрировавшейся в сферу экономики, существует множество моделей построения ОПФ. В экономике, например, организованная преступная деятельность не может не быть подчинена технологическому диктату, т.е. подбор компаньонов, участников и соучастников ОПФ производится с таким расчетом, чтобы их личные обязанности соответствовали их официальным функциям в качестве специалистов в области законного предпринимательства. Таким образом, под одной крышей как бы действуют две параллельные системы: официальная и подпольная. Люди в такие ОПФ отбираются с особой тщательностью, в соответствии с профессиональными навыками, квалификацией на основе взаимного доверия, лояльности и партнерства с учетом оценки личных поддерживающих систем контактов, перспектив развития межличностных отношений. Выявить и изобличить подобные ОПФ в их противоправной деятельности без знания специфики сферы экономики и технологии производственной деятельности бывает нелегко;
б) действия, направленные на сбор соответствующих сведений, позволяющих заранее определить варианты преступного поведения, способы совершения преступлений и на этой основе тщательно спланировать преступные акции.
С этой целью ОПФ создает широкую сеть информаторов среди бизнесменов, предпринимателей, в структурах управления и распоряжения государственной собственностью, в банковской сфере, налоговых инспекциях, посреднических фирмах, занимающихся оформлением документов, в таможенных и других органах. Эти люди прекрасно осведомлены о том, когда и какие сделки будут заключаться, когда и куда поступят крупные суммы денег, под какой охраной они будут доставлены, в какой форме будут производиться расчеты и кто получатель. Таким образом, риск потерпеть неудачу при совершении преступления фактически сводится к нулю.
2. На блоке мер, направленных на обеспечение технического превосходства организованной криминальной среды над правоохранительными органами.
По данным ГУБОП СКМ МВД России, на техническое оснащение ОПФ затрачивается до 30% преступных доходов. За рубежом закупаются первоклассные средства связи, слежения, звукоулавливающая и звукозаписывающая аппаратура, другая новейшая техника, которая затем нелегально завозится в Россию.
Огромные средства затрачиваются на приобретение оружия, нелегальная торговля которым в России, странах ближнего зарубежья и Восточной Европы налажена с большим размахом. Следует отметить, что торговлей оружием занимаются не только и не столько криминальные структуры, сколько вполне легальные фирмы, тесно связанные с органами государственного управления. Участвующих в этом «бизнесе» предпринимателей привлекают огромные прибыли, которые они получают от продажи оружия криминальным структурам.
Под видом частных охранных служб организованной преступной средой ведется подготовка боевиков, киллеров с обучением их снайперскому искусству.
3. На блоке мер, обеспечивающих маскировку преступной деятельности. Маскировка преступной деятельности криминальной средой осуществляется самыми многочисленными и разнообразными способами организационного, технического и технологического характера. Главные цели, которые предусматривает криминальная среда при создании ОПФ и осуществлении противоправной деятельности — нажить незаконные капиталы и при всех обстоятельствах сохранить их для дальнейшего развития преступной индустрии.
Независимо от разновидностей образования незаконно нажитого капитала преступники стараются изменить его происхождение путем совершения действий, направленных на его повторное вложение в рынок и как бы доказывающих его законное происхождение.
4. На действиях, направленных на создание эффективных систем контактов в структурах органов власти для обеспечения гарантированной защиты своих интересов и безопасности членов ОПФ.
Основой государственного управления являются его контрольные функции. Вероятность того, что любая противоправная деятельность, как бы она ни была замаскирована, может быть в любой момент обнаружена и пресечена, побуждает ОПФ изыскивать пути и средства своей защиты в государственных структурах с помощью коррумпированных должностных лиц. Огромный потенциал рынка для извлечения незаконных прибылей способствует вовлечению в коррумпированные отношения с ОПФ достаточно влиятельных государственных служащих, способных на любом уровне не только предотвратить, но и исключить прямое вмешательство правоохранительных органов.
5. На действиях, направленных на захват экономической и политической власти в регионах.
Не ограничиваясь вовлечением государственных служащих в широкомасштабную коррупцию, ОПФ развернули настоящую борьбу в регионах за приобретение контрольных пакетов акций в наиболее важных сферах экономики, занятие должностей и постов, связанных с лицензированием, квотированием, внешнеэкономической деятельностью, выдвижение своих людей в представительные властные структуры для лоббирования нужных им решений.
Располагая огромными финансовыми средствами, предприниматели и бизнесмены, связанные с ОПФ, обогатившись за счет неправомерных сделок, укрытия доходов от налогообложения и т.п., тратят их при проведении предвыборных кампаний, фактически подкупая голоса избирателей.
6. На силовом давлении на ту часть общества, у которой сформировалось уважение к праву и правопорядку, на органы власти, в функции которых входит защита прав и свобод граждан.
Сегодняшнее давление криминального мира на правоохранительную сферу, по мнению оперативников, не идет ни в какое сравнение с тем «нажимом», которому она подвергалась ранее. Жесткая физическая расправа с оперативниками, работниками органов дознания, следствия, суда, прокуратуры и даже адвокатуры стала нормой. Подавляющее большинство заказных убийств связано непосредственно с дележом награбленного, устранением конкурентов и тех, кто осведомлен о преступной деятельности ОПФ либо пытается эту деятельность пресечь. Все чаще убийства становятся инструментом давления на представителей исполнительной власти, способом запугивания или устранения конкурентов по бизнесу, в том числе несговорчивых банкиров, неисправных должников и настойчивых кредиторов, средством разрешения конфликтов в преступной среде.
Криминальная разведка является главным орудием в криминальном противодействии, без которого фактически не реализуется ни одно тактическое направление противодействия. Главная ее цель — сбор стратегической, тактической и иной информации по довольно широкому кругу вопросов, касающихся деятельности хозяйствующих субъектов, контролирующих, правоохранительных органов и конкретных лиц. К задачам криминальной разведки относятся: выявление лиц, фактов и объектов, представляющих для ОПФ интерес, в целях получения информации в отношении лиц и объектов преступного посягательства; проверка и изучение полученной, имеющейся информации с целью определения наиболее благоприятного времени, места и способов достижения преступного замысла; использование полученной информации при планировании преступных действий с целью избежания ответственности минимального риска быть разоблаченным при совершении преступления.
Для организации каналов получения разведывательной информации ОПФ выделяют значительные денежные суммы. По этим каналам идет утечка сведений о наличии, а в отдельных случаях и ходе оперативных разработок в отношении членов ОПФ и планируемых ОРМ.
Созданию таких каналов во многом способствует современная техническая оснащенность ОПФ, благодаря которой становится возможным прослушивание рабочих радиочастот ОРО, перехват радио- и телефонных переговоров оперативно-следственных групп при выезде на места происшествий, прослушивание служебных и домашних телефонов оперативников с целью получения значимой информации для установления контактов с ними.
В целях компрометации и шантажа оперативников преступники все чаще используют звукозаписывающую и видеоаппаратуру. Оставляя записывающие устройства, делая анонимные звонки по телефону, они провоцируют сотрудников на опрометчивые высказывания, а затем используют их в своих корыстных целях. Применение звукозаписи против оперативников часто обеспечивает нейтрализацию их действий. Одно из условий поступления осведомительной информации из ОРО в ОПФ -коррумпированность отдельных сотрудников. Процесс коррумпирования ОПФ должностных лиц органов власти, в том числе оперативников, находится в постоянной динамике: на первом этапе — подкуп должностных лиц ОРО как способ вовлечения их в ОПФ; на втором этапе — ОПФ, используя служебное положение коррумпированных должностных лиц, решают задачи криминальной разведки и контрразведки; на третьем этапе - ОПФ под покровительством коррупционеров длительное время безнаказанно совершают преступления.
Коррупцию ни в коей мере не следует отождествлять только со взяточничеством, так как коррумпированный сотрудник ОРО «состоит на службе» в ОПФ и деятельность его щедро вознаграждается в виде: ежемесячной гарантированной оплаты; выдачи крупных денежных сумм за представленную «ценную» информацию; резервирования мест в увеселительных и культурно-зрелищных учреждениях.
ОПФ постоянно склоняют к сотрудничеству оперативников, используя компрометирующие материалы, подкуп непосредственно и через третьих лиц. Часто применяются также запугивание, дискредитация, физическое уничтожение. Мощным, исключительно опасным средством ОРО является противоправная деятельность ОПФ, направленная на обнаружение сил и средств ОРО, выявление планируемых и проводимых ОРМ и следственных действий, создание всевозможных помех при их осуществлении, а также выработку контрмер, направленных на срыв акций разведки, то есть криминальная контрразведка.
ОПФ являются формированиями закрытого типа. Как всякие закрытые формирования они противостоят любым попыткам оперативного внедрения в их среду конфидентов и ШНС, применяя разнообразные приемы и способы:
- дезинформация подозреваемых в сотрудничестве с оперативниками лиц о якобы совершенных или готовящихся преступлениях, что характерно при попытках выявления конфидента и ШНС при оперативной разработке;
- поэтапное исключение из ОПФ ее членов, контактировавших с лицами, привлеченными к ответственности;
- тщательная проверка соучастников и лиц, контактирующих с ними, на предмет не привлечения их к ответственности за совершенные административные правонарушения;
- проверка лиц, отказывающихся совершать преступления;
- наблюдение за посетителями зданий, где расположены ОРО;
- имитация активного оказания помощи оперативникам с целью проникновения в негласный аппарат;
- инсценировка задержания проверяемого члена ОПФ другими ее членами, которых он не знает, экипированными под оперативников, и провоцирование его к расшифровке;
- совместное совершение преступлений, при котором проверяемому поручается наиболее эффективная роль;
- постоянное наблюдение за оперативниками, принимающими участие в раскрытии конкретных преступлений, следователями, прокурорами, судьями, народными заседателями, а также за зданиями прокуратур и судов;
- наблюдение за свидетелями, потерпевшими, экспертами с целью сбора компрматериалов, фиксация их контактов, установление места жительства;
- добывание анкетно-биографических данных участников уголовного судопроизводства с помощью недобросовестных адвокатов, секретарей и технический персонал судов, прокуратуры, ОВД, коррумпированных сотрудников с целью оказания в нужный момент противоправного воздействия на участвующих в деле лиц и получения необходимой информации, в том числе из ИВС, СИЗО, ИУ.
В процессе контрразведывательной работы ОПФ фактически применяют средства и методы, сходные с ОРО: скрытое наблюдение, оперативную установку, негласный осмотр помещений и т.п. Причем выполняют ее не дилетанты, а профессионалы из числа лиц, в прошлом работавших в ОРО в качестве сотрудников скрытого наблюдения, оперативной установки, в совершенстве владеющих тактикой негласного наблюдения, экипируемые в период работы по высокому классу техники, снабжаемые поясными пеленгаторами для обнаружения мест сосредоточения оперативной разведки.
Располагая сетью своих осведомителей в коммерческих, финансовых, банковских и производственных структурах, ОПФ проводят активную работу по выявлению на объектах агентуры ОРО. За выявленными агентами организовывают длительное наблюдение, используя их на первом этапе, снабжая дезинформацией, а затем, как правило, перевербовывают для глубокого проникновения в их агентурную сеть. При отказе агентов ОРО от сотрудничества с криминальной средой над ними и членами их семей в ряде случаев учиняется жестокая расправа.
В настоящее время обозначилась тенденция физического устранения не только расшифрованной агентуры ОРО, свидетелей, потерпевших, экспертов, адвокатов, но и членов ОПФ, попавших в поле зрения ОРО, задержанных и даже арестованных. Причем в ряде случаев, преступники сначала активно добиваются их освобождения из-под стражи, после чего физически уничтожают.
К наиболее масштабным формам противодействия ОПФ можно отнести осуществление поджогов, взрывов, террористических актов против представителей правоохранительных органов, массовые хулиганские проявления, приобретающие большой общественный резонанс. Эти формы противодействия ОРО бывают достаточно эффективными, так как нередко отвлекают сотрудников ОРО от деятельности по разоблачению попавших в их поле зрения ОПФ.
Действенное средство нейтрализации криминального противодействия — проведение законспирированных оперативно-тактических игр с преступными структурами. В практике работы ОРО обозначились следующие направления проведения таких комбинаций:
- дезинформация ОПФ с использованием агентов-двурушников;
- санкционированная «вербовка» оперативников преступниками в целях проникновения в их среду и получения нужной информации;
- дискредитация лидеров и авторитетов ОПФ в глазах сообщников.
Лидер - это не только лицо, способное воздействовать на других в целях совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов сообщества. Его следует рассматривать и как механизм ОПФ, приводящий в движение всю структуру. Утрата доверия к нему приводит к ослаблению его влияния на членов ОПФ, а в ряде случаев — и распаду ОПФ.
Широкие возможности по нейтрализации противодействия ОПФ открываются посредством воздействия на созданные и контролируемые ими предприятия чисто экономическими методами с помощью контролирующих органов.