Получение информации о вероятных объектах оперативной разработки
Информацию о вероятных объектах оперативной разработки по ДОУ получают еще до заведения этих дел.
За пределами оперативной разработки проводится большой объем ОРМ, которые обеспечивают:
- достаточно полную и устойчивую осведомленность о криминогенной части населения (местного и временно пребывающего на территории и объектах оперативного обслуживания);
- рациональную расстановку негласных сотрудников;
- своевременное получение сведений о тенденциях поведения лиц, относимых к категории криминально активных;
- достаточно полное представление о системе антиобщественных и преступных связей в их среде;
- определение микросред и кругов общения, стимулирующих антиобщественное и преступное поведение (очагов активного действия причин преступности);
- обнаружение в этой среде скрывающихся преступников;
- изучение социального облика и нравственно-психологических качеств лиц, которые допускают антиобщественные отклонения в поведении, чреватые вероятностью совершения преступлений, а в итоге достижение успеха в их перевоспитании или в ряде случаев — в привлечении их к конфиденциальному сотрудничеству.
В частности, широкие информационные возможности оперативной профилактики используются для решения не только профилактических, но и других задач борьбы с преступностью: разоблачения замаскированных преступников и преступных групп, обнаружения бежавших из мест лишения свободы, уклоняющихся от следствия и суда, т.е. задач, решаемых оперативной разработкой.
Получение информации о тех, кто может стать объектами оперативной разработки по ДОУ, в первую очередь достигается глубоким изучением контингента лиц, оказавшихся под оперативно-профилактическим наблюдением: их социального облика, системы контактов и отношений, их поступков, психологических особенностей. При хорошо поставленном изучении этого контингента значительно облегчается проверка любых сигналов о чьей-либо преступной деятельности, повышается достоверность получаемой информации, складываются благоприятные условия развития (углубления) в ходе оперативной разработки первичной информации.
При отсутствии такого углубленного изучения лиц, представляющих оперативный интерес, чаще всего и допускаются ошибки при выборе объектов оперативной разработки.
Научные исследования показали, что многие факты и характеристики не находят отражения в материалах ОРО. В частности, редко фиксируются связи, данные о положительных и отрицательных качествах личности, о содержании и последствиях различных контактов. Чаще всего оперативники ограничиваются оценкой личности лишь по зафиксированным правонарушениям, что явно недостаточно, ибо фиксируемые правонарушения не всегда отражают истинный облик тех, кто оказался под оперативно-профилактическим наблюдением. Во-первых, слишком высока доля латентных правонарушений; во-вторых, многие, попавшие под наблюдение (особенно рецидивисты, «воры в законе», лидеры и «авторитеты» уголовно-преступной среды), стараются не привлекать к себе внимания противоправными поступками, маскируют свои связи, взгляды, тем более намерения, поступки, а иногда в целях дезинформации оперативников либо имитируют, либо специально совершают общественно одобряемые поступки.
Причины неполноты информации о контингенте лиц, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением, заключаются в несовершенстве практики ее отбора (получения). Активное познание, которым характеризуется ОРД, предполагает и активное выделение (извлечение) нужных сведений. Но при этом еще сохраняется субъективизм в оценке полезности воспринимаемых фактов. Традиционным недостатком стала привычка строить выводы не на объективных показателях, что так необходимо в диагностике развития преступного поведения или установления причастности к преступной деятельности, а на интуитивных оценках. Потери информации в этой форме ОРД при осуществлении оперативной разработки происходят и по причине игнорирования возможностей средств и методов ОРД.
Следует улавливать и такую информацию, как наличие преступного опыта у выявленных лиц (совершение квартирных или карманных краж, определенных видов грабежей, разбоев, мошенничества); где отбывал наказание, с кем из осужденных установил и сохраняет контакты; наличие знакомых в преступной среде, особенно среди преступников, пользующихся авторитетом.
Большое значение имеют взаимные оценки друг друга лицами, представляющими оперативный интерес. Дело в том, что профессиональные преступники и члены ОПФ, как правило глубоко маскируя свою деятельность, в то же время в узком кругу дают понять о своей приверженности к организованной преступной деятельности. При этом они преследуют ряд целей: найти лиц, которые могут стать сообщниками (наводчиками, скупщиками, сбытчиками, прямыми соучастниками) или могущих оказать какую-либо помощь (услугу) или стать партнерами по времяпрепровождению (ввести в компанию проституток, познакомить с притоносодержателями, сводниками, составить компанию для азартных игр); самоутвердить себя в преступной среде, завоевать авторитет, не расшифровывая конкретных обстоятельств своей преступной деятельности. Для сбора такой информации чаще всего используются естественно возникающие условия, привычные формы общения в той среде, где действует агент. Однако пассивное ожидание «потока» полезной информации противоречит принципам ОРД. Поэтому для активизации процессов общения следует прибегать к оперативным комбинациям. С их помощью регулируются формы общения, создаются благоприятные условия для получения ценной информации. Проведение таких комбинаций строится на знании закономерностей социальной психологии. В каждом акте общения заключены элементы информативные, эмоционально действенные и регулятивные. Оперативная комбинация выполняет регулятивные функции, способствуя проявлению интереса к общению и обеспечивая желаемую направленность тематики разговоров в соответствующей микросреде. В ряде случаев оперативная комбинация позволяет раскрыть истинный социальный облик соответствующего лица, побудить его к изложению конкретных обстоятельств совершенных преступлений, показу предметов, денег, т.е. всего, что может свидетельствовать о его преступной деятельности.
Само общение проявляется прежде всего в той стихии многообразных речевых процессов, которая характеризует типичные для оперативно-профилактического наблюдения виды межличностных контактов: устойчивых и постоянно возобновляющихся. Это — житейские разговоры, обмен мнениями в различных формальных и неформальных коллективах, случайные беседы. Форма и тип общения влияют на содержание порождаемой информации. «Вписываясь» в естественно складывающиеся ситуации общений и подбирая агентов, оперативный работник готовит для них легенды, отрабатывая их ролевое поведение применительно к разным типам таких ситуаций. Тем самым оказывается активное влияние и на информативные, и на эмоционально-действенные элементы общения. По существу, решается задача определения роли партнеров по заранее разработанной программе отбора полезной информации.
При изучении лиц, представляющих оперативный интерес, необходимо учитывать и особенности психологии партнеров общения, например такие, как соперничество или согласие, подражание, внушаемость, конформизм и особенности обстановки (ситуации), в которой может быть получена информация.
Повышенного внимания требуют взятые под оперативное наблюдение лица, на которых из мест лишения свободы получена информация, указывающая на реальность их намерений продолжать преступную деятельность, а также те, кто систематически общается с правонарушителями и лицами, подозреваемыми в совершении преступлений. В целях раскрытия преступлений в среде лиц, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением, осуществляется комплекс поисковых мероприятий в целях установления фактов причастности кого-либо из них к таким преступлениям. Причем оперативное наблюдение создает необходимые предпосылки для выбора направлений и тактики такого поиска, ибо соответствующий контингент лиц достаточно изучен, имеются данные о проявлениях криминальной активности (принадлежности к тому или иному типу правонарушителей), связях по месту проживания и за его пределами, о физических и психических данных лиц, состоящих на разных видах оперативного учета.
Если одним из важнейших условий обнаружения преступников в указанной среде является глубокая информированность о лицах, ее составляющих, то другим условием является максимальная детализация и достоверность исходной информации о совершенных преступлениях.
В исходной информации, получаемой в результате неотложных и иных оперативно-розыскных и следственных действий, фиксируют место и время совершения преступления, способ преступных действий, определенные данные о преступнике. На первом же этапе расследования эта информация используется для поиска в информационно-поисковой системе (ИПС) оперативно-розыскного назначения, в которой сосредоточены подробные сведения о лицах, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением в связи с высокой степенью вероятности совершения ими преступлений.
В таких ИПС имеется возможность автоматизированного поиска установочных данных лиц, взятых на учет, по единичным признакам, характеризующим способ совершения преступления, прошлую преступную деятельность, личность преступника, транспортные средства, применявшиеся при совершении преступления, а также по совокупности таких признаков. На основании достоверно установленных сведений составляют информационный запрос в ИПС. Система на выходе выдает установочные данные на всех лиц (из числа состоящих на учете, т.е. под оперативно-профилактическим наблюдением), которые имеют те же признаки внешности, что и устанавливаемые преступники, те же особые приметы, клички, совершали преступления аналогичным способом и владеют или имеют доступ к транспортным средствам, которыми пользовались преступники. Далее проводится работа по проверке причастности «указанных» ИПС лиц к раскрываемому преступлению, в том числе и путем установления алиби. Поиск в ИПС может и не дать положительных результатов. Поэтому тактика дальнейших поисковых мер предусматривает выбор из общей массы лиц тех, кто в силу прошлого опыта или по характеру когда-то высказанных намерений, по физическим данным и нравственно-психологическим особенностям личности мог совершить раскрываемое преступление. В отношении этих лиц проводится комплекс поисковых мер: негласный осмотр одежды; проверяется наличие телесных повреждений; негласное дактилоскопирование; оперативные комбинации для исследования крови; посещение жилища агентами или оперативными сотрудниками в целях обнаружения каких-либо следов, орудий преступления, вещей и предметов, которые могли быть похищены. В необходимых случаях устанавливают скрытое наблюдение, фиксируют связи, факты передачи вещей, траты больших сумм денег. Устанавливают лиц, приобретших вещи, которые могли быть похищены, участников вечеринок, загородных поездок, владельцев автомашин, водителей такси и других лиц, оказавшихся в поле зрения в связи с проведением поисковых мероприятий. Вся полученная информация используется для документирования по делу оперативного учета. Одной из целей поиска в среде лиц, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением, является установление тех, кто в какой-либо мере осведомлен о преступлении. Это достигается с помощью агентов, которым дается программа получения информации. В ней используются детали раскрываемого преступления. Совпадение таких деталей с обстоятельствами, сообщаемыми в среде лиц, представляющих оперативный интерес, или в местах концентрации антиобщественных и преступных элементов, «выводит» на осведомленных о преступлении, дальнейшая работа с которыми проводится по ДОУ.
Для тактических целей поиска преступников — объектов разработки по ДОУ обобщаются оперативно-розыскные данные о контингенте лиц, представляющих оперативный интерес, сведения о рассредоточении на обслуживаемой территории групп с антиобщественной направленностью, местах концентрации преступных элементов, о расстановке негласных сотрудников, их разведывательных возможностях. В результате сопоставления таких обобщений с криминологическим анализом преступности определяются направления дальнейшего поиска, оценивается эффективность каждой оперативной разработки (насколько она «перекрывает» очаги проявлений криминальной активности, в какой мере охватывает категории лиц, подозреваемых в преступной деятельности).