Применение программ сбора информации по делам оперативного учета
По ДОУ имеется возможность подготовить программы изучения сложившейся ситуации, разрабатываемых лиц, документирования событий, фактов и обстоятельств, которые могут быть использованы в раскрытии преступлений, розыске преступников и изобличении виновных. Эти программы охватывают перечень оперативно-тактических действий, выполнение которых обязательно при возникновении соответствующих ситуаций. Например, негласному исследованию по ДОУ должны подвергаться все те вещи, предметы, слепки, фотоснимки и иные материалы, которые могут быть сравнимы со следами, обнаруженными на месте преступления, для раскрытия которого это дело заведено.
Унификация программ сбора информации обеспечивает единый подход к содержанию информации по разным видам ДОУ и нацеливает оперативников на поиск и концентрацию этой информации применительно к целям разработки. Целесообразно в программах по конкретным делам найти ответы на следующие вопросы:
- какая исходная информация необходима для принятия решений по ДОУ;
- в каких информационных документах концентрируются сведения; в каких документах оформляются решения по ДОУ;
- как отразить передачу «управляющей» информации негласным сотрудникам, сотрудникам различных ОРО, участвующим в ОРМ;
- какая должна поступить от них информация, в какое время, в каких пределах, в каком виде;
- каковы средства обеспечения своевременности получения и надежности информации (технические средства, исполнители, предназначенные для работы с информацией);
- каковы способы анализа информации и ее использования.
Подбирая программы сбора информации, оперативник, по существу, отвечает на все эти вопросы, так как содержание информации предопределяет исполнителей при ее сборе и использовании, формы отражения в соответствующих документах. Как же выбрать в информационном потоке «решающие», а точнее, значимые для предотвращения и раскрытия преступлений обстоятельства? Здесь на помощь приходит логика установления причинных связей, базирующаяся на опыте практическо-познавательной деятельности.
Отражая потребности раскрытия преступлений, в разное время ведомственные нормативные акты субъектов ОРД предписывают концентрацию в ДОУ различных материалов. К ДОУ по нераскрытым преступлениям, например, приобщаются подробная справка по уголовному делу, копия протокола осмотра места происшествия, а по ДОУ о нераскрытом убийстве — и копия акта судебно-медицинского вскрытия трупа, фотоснимки следов и вещественных доказательств.
Необходимость этих материалов очевидна. В справке по уголовному делу изложены описание события преступления, место, время, способ преступных действий, установленные мотивы преступления, описание преступников, обнаруженных следов и предметов. В совокупности с обстоятельствами, отраженными в копии протокола осмотра места происшествия и других документах, данные справки используются для сличения всех получаемых в процессе работы по ДОУ информационных сигналов с зафиксированной информацией. Очевидно, что чем детальнее все материалы, которые
собраны по уголовному делу, описаны в ДОУ, тем больше возникает возможностей для такого сличения. В качестве средства унификации можно рассматривать типовые программы оперативно-тактического использования собираемых материалов. Один из вариантов такой программы по ДОУ на нераскрытое преступление разработан Э. А. Дидоренко (1979 г.). Эта программа предполагает:
- составление перечня обнаруженных на месте происшествия следов и предметов. Их описание и объяснение оперативно-тактического
- назначения вариантов использования при проведении ОРМ, необходимости размножения фотографий для ориентирования других
- аппаратов и служб и ознакомления определенных категорий агентов,
- нацеливание агентуры на поиск владельцев обнаруженных предметов и оставленных на
- месте преступления следов;
- составление оптимального (наиболее достоверного) варианта описания действий преступников на месте преступления: время прибытия;
- место оставления транспортных средств;
- действия при проникновении к материальным ценностям;
- действия, отвлекающие и маскирующие; описание потерпевших и их состояния; действия преступников по уничтожению следов на месте происшествия;
- время убытия с места совершения преступления;
- составление перечня и описание похищенных предметов;
- составление справки о результатах неотложных следственных и розыскных действий (перечень проверявшихся версий и полученные результаты, перечень ОРО, ориентированных о преступлении и в каком объеме). Эти данные позволяют периодически уточнять ориентировки, дополняя их вновь получаемыми сведениями;
- составление списка агентов, которые используются в оперативной разработке, в сопоставлении с данными о лицах, проверяемых с по мощью этих негласных сотрудников.
Наличие такой программы в значительной мере восполняет пробелы опыта оперативников, способствуя максимальному использованию в ОРМ всей собранной информации. Программа обеспечивает также рациональное распределение сил, участвующих в оперативной разработке по ДОУ, маневрирование этими силами, включение негласного наблюдения в случаях, когда исчерпываются возможности агентов или необходимо провести сложные ОРМ.
Но этим назначение программы не ограничивается. Она нацеливает на концентрацию в ДОУ максимально полной информации, отражающей все факты и события, связанные с преступлением, характеристики людей, причастность которых к раскрываемому преступлению проверяется. Программа указывает также на перечень оперативно-тактических действий, выполнение которых «диктуется» сложившейся тактической ситуацией.
Несколько сложнее обстоит с разработкой программ сбора информации по ДОУ в отношении лиц, подозреваемых в занятии преступной деятельностью. Опираясь на опыт наиболее успешно проведенных оперативных разработок по таким ДОУ, можно рекомендовать ряд типовых моделей сбора по ним информации. Каждая из таких моделей, как будет показано, отражает соотношение исходной информации, промежуточных и конечных целей дела.
Первая модель: исходная информация содержит конкретные признаки, свидетельствующие о занятии лицом преступной деятельностью (продажа известным лицам дорогих вещей, явно не принадлежащих разрабатываемому; систематическая продажа различных вещей по дешевой цене; наличие у разрабатываемого, длительное время не занятого трудом, крупных сумм денег и «легкая» трата их; предложение агенту помощи в сбыте вещей и ценностей; намек «дать наводку» на богатую квартиру; конкретное предложение совместно совершить квартирную кражу; частые выезды в другие города без служебной и семейной необходимости и при приезде — появление денег, загулы, обращение к неизвестным лицам за помощью в сбыте дорогих вещей; наличие в квартире лица, ранее судимого за кражи, вещей и ценностей сомнительного происхождения, обращение к агенту по поводу совместного совершения преступлений или подыскания надежного соучастника; наличие при себе поддельных колец, наркотиков, желание побыстрее сбыть их).
В этой модели программа сбора информации предполагает сосредоточение усилий на том, чтобы «привязать» имеющиеся данные к конкретному факту преступления (получение отпечатков пальцев, выяснение мест пребывания разрабатываемого за последнее время, проверки по учетам нераскрытых преступлений; установление наличия, мест хранения, каналов сбыта, покупателей, похищенных вещей; побуждение разрабатываемого к совершению различных действий, подтверждающих его причастность к определенным преступлениям; выявление лиц, поддерживающих близкие отношения с разрабатываемым, и проведение их оперативных опросов (выяснение характера их взаимоотношений, уровня осведомленности об образе жизни разрабатываемого); отыскание негласных сотрудников, которые имеют или могут установить контакты с разрабатываемыми или их окружением для получения дополнительной информации.
Вторая модель: исходная информация содержит признаки конкретного состава преступления. Например, зафиксирована продажа по дешевой цене вещей (ковер, серьги, фужеры) известным лицам, при продаже разрабатываемый не скрывал, что вещи похищены, агенту он назвал примерно район совершения кражи и сообщил, что потерпевшая - их общая знакомая - в настоящее время находится в отпуске; агент и еще два неизвестных лица видели у разрабатываемого пистолет иностранной марки, разрабатываемый стрелял из пистолета в мастерской, на досках имеются пробоины; практически в присутствии агента (он находился около подъезда с одним из членов группы и заранее его не предупреждали) предпринималась попытка совершения квартирной кражи, однако в связи со случайным появлением оперативных работников преступники скрылись; подготавливаемый к негласному сотрудничеству, который до армии сам был членом формировавшейся тогда преступной группы, видел, как на квартиру, где они проживали вдвоем с братом, приносили вещи, при этом участники группы, будучи выпивши, говорили о конкретных обстоятельствах совершенного преступления.
В этой модели программа сбора информации нацелена на установление факта совершения конкретного преступления, проверку и документирование причастности к нему разрабатываемых лиц. Первоначальные ОРМ осуществляются исходя из первичной информации, а при установлении факта преступления корректируются и дополняются с учетом всех известных о данном факте сведений. При этом можно выделить следующие направления работы по установлению причастности к преступлению разрабатываемых лиц по:
- следам и предметам, оставленным на месте совершения преступления; признакам внешности;
- кличкам;
- следам, которые могли остаться на теле и одежде разрабатываемых;
- способу совершения противоправных действий (аналогичные объекты преступного посягательства, применение одних и тех же орудий и средств, одинаковое количество лиц, сходство по при метам, похищение определенных вещей и ценностей);
- предметам преступного посягательства (через лиц, их видевших, по фактам приобретения, сбыта, укрытия похищенных предметов);
- учетам агентурных сообщений и лиц, проходящих по ним, в целях отыскания иных оперативных данных и выявления агентов, которые могут быть использованы для получения искомой ин формации.
Третья модель: исходная информация содержит общие признаки, позволяющие судить о совершении разрабатываемым преступлений.
В этой модели программа сбора информации включает в себя получение достаточно полных сведений о характеристиках личности разрабатываемого, его связях, о преступном прошлом, настроениях, планах, жизненных целях. Получение таких сведений, во-первых, существенно повышает значимость исходной информации, во-вторых, они необходимы для отыскания оперативных подходов к объекту разработки, для установления с ним или его близкими связями контактов, т.е. создания благоприятных предпосылок для последующего изобличения разрабатываемого.
В программу сбора информации по данной модели необходимо включить изучение мест, посещаемых разрабатываемым, фиксацию его встреч, наблюдение за лицами, с ним связанными, контроль его переписки, проверку целей выездов из данного населенного пункта, негласное изучение его жилища, поиск возможных предметов преступного посягательства и орудий преступления; в ряде случаев — установление скрытого наблюдения для выяснения характера его преступной деятельности и ее документирования.
§ 4. Классификация информации по делу оперативного учета
Анализ потребностей практики позволяет выделить следующие категории информации, собираемой по ДОУ, в зависимости от направлений ее использования. Информация, которая может быть введена в уголовный процесс в качестве доказательств по уголовному делу. Это сведения, которые отвечают требованию относимости к обстоятельствам, подлежащим доказыванию (ст. 73 УПК), их можно получить из гласных источников (ст. 74 УПК), они могут быть надежно зашифрованы для целей конспирации оперативно-розыскных источников. Речь идет о фактах, предметах, документах, следах, которые устанавливаются оперативно-розыскным путем и убедительно свидетельствуют о преступной деятельности разрабатываемых. Эти факты могут быть установлены и до начала оперативной разработки, и в ходе ее проведения, и при реализации материалов разработки.
В основу следственных и судебных решений должны быть положены только достоверные данные. Известно, что концепция познаваемости объективной истины в процессе доказывания достаточно аргументирована в теории доказательств. Но сохраняется другая проблема, связанная с познавательной функцией доказывания, гарантиями достижения достоверности. Процессуальная форма, регламентирующая ряд методических и тактических аспектов следственной и судебной деятельности, несомненно, создает гарантии познания истины, однако тревоги процессуалистов не беспочвенны. Опыт и практика наглядно подтверждают состояние противоборства, факты маскировки, лжесвидетельства, сокрытия известных обстоятельств недобросовестными свидетелями. Необходимы негласное проникновение в эту сферу специфических отношений, выведывание и констатация осведомленности отдельных лиц и ее пределов, обнаружение тайников и других мест укрытия предметов, которые должны стать вещественными доказательствами.
Очевидно, что оперативно-розыскная информация становится, важнейшим гарантом достоверности истинности по уголовным делам, поскольку при оперативно-розыскном установлении обстоятельств совершенного преступления также существуют свои гарантии достоверности. Если «критерий практики в наиболее простой непосредственной форме недоступен органам расследования и суду применительно к целостному их представлению о преступлении», то в оперативной разработке в случаях, когда оперативник или агент внедрены в среду преступников, наблюдается как раз иное: критерий практики становится доступным в непосредственной форме. Предмет познания при оперативно-розыскном установлении обстоятельств совершенного преступления сконцентрирован вокруг предмета доказывания, который определен уголовно-процессуальными нормами, однако по содержанию значительно шире, насыщен фактами, указывающими путь к получению доказательств и раскрывающими доказательственное значение устанавливаемых явлений, событий, обстоятельств, обнаруживаемых предметов, документов и следов. Оперативно-розыскная информация содержит знания о причинной связи между событиями и фактами, цель которых ведет к установлению обстоятельств преступления, круга его соучастников. И уголовно-процессуальное доказывание, и «технология» получения оперативно-розыскной информации о преступлениях (сыскное доказывание) базируются на единой гносеологической природе методов познания. С помощью оперативного наблюдения, опроса, изучения документов, исследования следов отражаются явления и события на едином познавательном уровне, и нужны лишь процессуальные гарантии для использования установленных фактических данных в процессе уголовно-процессуального
доказывания. В структуре оперативно-розыскного познания и уголовно-процессуального доказывания оперативно-розыскная информация включает знания о явлениях, которые свидетельствуют о преступной деятельности конкретных лиц и раскрывают не только механизм преступлений, но и механизм, возникновения информации о них. Будучи реальным отражением события преступления, оперативно-розыскная информация при ее дальнейшем использовании в процессе уголовно-процессуального доказывания сохраняет познавательное значение. Оценивая качество оперативно-розыскной информации и ее значение для доказывания, А.М. Ларин отмечал, что «при благоприятных условиях, в частности, когда информация исходит из независимых друг от друга источников, когда применены различные методы ее сбора, когда используются научно-технические средства, оперативные данные могут быть весьма точными»( Ларин А.М. От следственной версии к истине. - М., 1978. -С. 80, 81).
.Информация, имеющая тактическое значение для обеспечения процесса доказывания. В первую очередь — это знание личности разрабатываемых, которые могут стать в уголовном процессе подозреваемыми и обвиняемыми: их прошлого, особенностей психологических свойств, опыта преступной деятельности, осведомленности о методах ОРД и следственной работы, их кругозора, уровня правовых знаний, субъективно значимых для них обстоятельств. Все это помогает избрать эффективную тактику допросов и определить очередность использования иных доказательств в изобличении подозреваемых и обвиняемых.
Существенное значение имеют сведения об известных местах хранения предметов, которые могут стать вещественными доказательствами или на которые может быть наложен арест в обеспечение возможной конфискации имущества. К такого рода сведениям следует также отнести знание расположения помещений, входов в него, наличие возможностей проникновения через чердачные и подвальные помещения. Эта информация помогает осуществлять задержание скрывающихся преступников, проводить обыски в заведомо установленных местах хранения разыскиваемых предметов, документов, ценностей.
Предварительная осведомленность о характере взаимоотношений граждан, которые могут стать свидетелями по уголовному делу, о наличии в окружении разрабатываемых тех, кто их поддерживает или, наоборот, с ними конфликтует. Уяснение истоков таких отношений, получение характеристик на будущих свидетелей — все это значительно облегчает выбор последовательности допросов, препятствует лжесвидетельству, помогает избежать ошибок и просчетов при производстве следственных действий. Информация, имеющая значение для организации и тактики осуществления ОРМ на различных стадиях оперативно-розыскного процесса. Можно констатировать три уровня информационного обеспечения тактических действий:
1) получение информации для диагностики ситуаций;
2) выработка информации для определения объема и содержания тактических действий;
3) выработка инструктивной информации для определения функций исполнителей, участвующих в реализации тактического замысла.
Диагностика ситуации предполагает обнаружение всей системы отношений изучаемых лиц, установление их местонахождения на определенных этапах изучения, обнаружение слабых звеньев в сговоре заинтересованных лиц, знание реакций изучаемых на те или иные гласные мероприятия и следственные действия.
Д.В. Гребельский (1977 г.), рассматривая преступника как «источник информационных сигналов», указывал на характерные ситуации, при которых может быть получена
необходимая информация: в период подготовки или осуществления преступного действия; при попытках дезинформации; реагировании преступных элементов на изменение тактики борьбы с ними; возникновении конфликтов между участниками преступных групп; при реагировании на меры индивидуальной профилактики. Во время подготовки информации для определения объема и содержания тактических действий существенное место отводится оценке наличных сил и средств, поиску всех нереализованных потенциальных возможностей. Только при таком подходе представляется возможным наметить и осуществить эффективные тактические действия. При выработке инструктивной информации оцениваются тактические возможности исполнителей, их опыт, численность, условия выполнения тактических действий. Информация, имеющая значение для общей и индивидуальной профилактики преступлений, а также решения аналитических задач. По всем ДОУ представляется возможным получать сведения о:
- действующих преступниках (местных и гастролерах);
- очагах активного действия причин преступности: интенсивности асоциальных проявлений в различных микрорайонах, городах, селах, поселках;
- притонах пьянства и разврата, потребления наркотиков, возникновении групп на почве совпадения антиобщественных взглядов;
- микро группах, среда которых способствует формированию негативных свойств личности и возникновению конфликтных ситуаций;
- рецидивистах и вообще ранее судимых: местах проживания, перемещениях, характере и степени криминальной активности;
- группах несовершеннолетних правонарушителей: дислокации, составе, лидерах, направленности, стойкости;
- иных лицах, к которым должны быть приняты меры индивидуальной профилактики (их социальная, нравственная, культурная, психологическая характеристика, связи, скрытые факты аморальности, латентные правонарушения);
- эффективности профилактических мер: негласные данные о реакции на эти меры разных категорий граждан, оказавшихся в сфере общей или индивидуальной профилактики;
- точности выборки, правильности применяемых критериев оценки степени опасности отдельных лиц, к которым применяют меры индивидуальной профилактики.
Требования к информации, реализуемой по делу оперативного учета
Широкое использование информации по ДОУ базируется на единых научно обоснованных требованиях. Приведем основные.
Эффективность использования всей собранной информации. Она требует придавать всей имеющейся информации значимость определенного уровня, например, для:
- изобличения лиц, чья преступная деятельность установлена;
- предупреждения преступлений со стороны иных фигурантов оперативной разработки;
- устранения условий, которые могут быть использованы в преступных целях;
- привлечения к конфиденциальному сотрудничеству конкретных лиц, имеющих связи в антиобщественной и преступной среде;
- устранения организационных и тактических промахов в работе различных подразделений, в частности для устранения разобщенности в работе;
- постановки на оперативно-розыскной учет конкретных лиц, вы явленных в ходе разработки;
- информирования вышестоящих ОРО о фактах, событиях и обстоятельствах,
- представляющих оперативный интерес.
Интенсивность использования информации. Под интенсивностью понимается частота обращения к информации и плотность потребляемого информационного потока. Для оперативной разработки это означает обязательную концентрацию на разных уровнях ОРО сведений, которая обеспечит доступ к ним всех заинтересованных работников, а следовательно, повысит частоту обращения к информации.
В этом случае (при условии, что по каждой оперативной разработке поступят сведения для общего пользования) обеспечивается и высокая плотность информационного потока, необходимого для обеспечения оперативно-розыскных и профилактических мер борьбы с преступностью.
Обеспечение длительного использования информации. Это требование может быть реализовано при условии, что любые факты, представляющие оперативный интерес и содержащиеся в материалах ДОУ, не будут игнорироваться в ходе сбора и фиксации информации, что каждый из них получит оценку с позиций перспективы последующего обращения к ним. К таким фактам следует отнести:
- формирование ранее неизвестных способов совершения преступлений, приспособление преступников к новым условиям и тактике - ОРО;
- данные о местных, а также межрайонных, межобластных, меж республиканских и международных связях лиц, совместно отбывавших наказание;
- сведения о маршрутах и времени перемещения преступников-гастролеров и лиц, скрывающихся от следственных органов; избираемых ими местах временного пребывания и объектах для совершения преступных посягательств;
- сведения, представляющие оперативный интерес, данные о поручениях, которые дают лица, задержанные по подозрению в совершении преступлений тем, кто после совместного с ними содержания освобождается. Их обобщение позволяет составить
- представление о местах дислокации лиц, связанных с преступниками, концентрации преступников и сбыта имущества, добытого преступным путем;
- адреса притонов разврата и притонов потребления наркотиков;
- данные о способах, местах изготовления и сбыта наркотиков, маршрутах их перевозки;
- сведения о связях воров, наводчиками на квартиры или другие объекты, где хранятся ценности.
Централизация такой информации позволяет быстро устанавливать связь между когда-то полученными сведениями и обстоятельствами совершаемых преступлений, оперировать такой информацией в масштабе района, города, региона.
Как показали проводившиеся исследования, почти во всех ДОУ сосредоточивается информация, имеющая значение не только для разового пользования в период ведения оперативной разработки, но и на длительный период. Например, данные о преступниках, лицах, оказавшихся под влиянием тех, кто не разрабатывался, но фигурировал в оперативных материалах, или о сложившейся в том или ином городе (районе) системе отношений (связях) среди антиобщественных и преступных элементов. Эта информация, нашедшая отражение в ДОУ, в совокупности может длительное время служить источником сведений, имеющих оперативно-тактическое значение при проведении ОРМ.
Как же целесообразнее организовать использование архивной информации, собранной по ДОУ? Первым условием является создание стимула для полного отражения в деле всей ценной информации. Возникает проблема приведения этой информации в определенную систему с тем, чтобы к ней иметь доступ и возможность найти необходимые сведения. Такой подход к отражению информации в материалах ДОУ является определяющим условием сбора ценной оперативно-розыскной информации в централизованных массивах.
По каждому ДОУ целесообразно составлять обобщенные справки, в которых на основании агентурных и иных материалов отражать сведения о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес. Обобщение такой информации в масштабе района, города, субъекта Федерации позволит принимать необходимые решения при расстановке негласных сотрудников, организации оперативного прикрытия мест концентрации преступников и мест вероятного появления гастролеров, при разработке дислокаций и маршрутов оперативно-поисковых групп и иные организационно-тактические решения.
Активность использования информации. Это требование предполагает принятие решений на основе поступающих сведений на каждом этапе оперативной разработки. Какие-то данные должны быть уточнены, сверены, пополнены, и это, естественно, требует времени. Но бывают ситуации, когда промедление с использованием поступившей информации может причинить существенный вред целям оперативной разработки и всему делу борьбы с преступностью.
Нельзя, например, пассивно фиксировать факты совершения разрабатываемыми краж или иных преступлений. Сообщение о конкретном преступном намерении, даже не содержащее указаний на место, время и число соучастников, может быть успешно реализовано при организации скрытого наблюдения, привлечении дополнительных сил для задержания виновных в момент покушения или с поличным (если это не грозит жизни, здоровью граждан и существенным имущественным ущербом).-Нельзя допускать покушений на поджог, применение оружия при нападении на граждан и должностных лиц и другие особо опасные преступные действия. Даже в ущерб доказыванию вины в подготовке тяжкого преступления оно должно быть предотвращено на более ранних стадиях, а оперативная разработка при необходимости продолжена. Обеспечение конспирации, зашифровки источников информации.
Будучи одним из основополагающих принципов всей ОРД, данное требование имеет особое значение для использования информации в ходе и по завершении ДОУ. Безусловное его выполнение позволяет активно использовать ценную информацию уже в ходе проверки и разработки, не изменяя целенаправленности. Обеспечение конспирации, зашифровки источников информации достигается применением комбинационной тактики, использованием специальной техники для документирования разговоров, встреч, снятия копий писем и других документов. При зашифровке истинных источников информации существенную роль играет использование материалов архивных уголовных дел, личных дел осужденных, оформление сообщений, якобы поступающих от администрации ИУ, из ОРО по прежнему месту жительства разрабатываемых лиц. Важно использовать конкретную ситуацию, чтобы предлог для запроса или «инициативное» поступление соответствующих сведений были реальны и оправданы логической последовательностью действий оперативников.