Глава 27 дело оперативного учета в оперативно-розыскном процессе

§ 1. Понятие дела оперативного учета, его юридическое содержание и этапы производства

Понятие ДОУ и его юридическое содержание. Под ДОУ понимается предусмотренная ФЗ об ОРД форма концентрации материалов оперативно-служебного документирования в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации, сыскных доказательств), проверки и оценки итогов ОРМ, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами ОРО. Таким образом, ДОУ служит местом концентрации и способом обобщения полученных (получаемых) в ходе ОРМ сведений. Законодатель особо оговорил, что факт заведения ДОУ не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 ФЗ об ОРД). Включением данного указания в ФЗ об ОРД обращено внимание правоприменителей на то, что согласно ст. 23 и 25 Конституции ограничение прав и свобод человека и гражданина допустимо только при наличии судебного решения и в случаях, указанных в ФЗ. На это же обратил внимание Конституционный Суд РФ. В своем определении он установил, что заведение ДОУ не дает оснований проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, с нарушением требований Конституции и ФЗ ДОУ выполняет организующую функцию в оперативно-розыскном процессе, обеспечивая возможность концентрации оперативно-розыскной информации о личности, преступных связях, прошлой и настоящей преступной деятельности рецидивистов и опасных преступников, сосредоточения сил и средств для комплексного использования в решении задач установления фактов и обстоятельств, существенных для изобличения преступников: достаточно длительного негласного наблюдения за ОПФ для принятия решений о степени общественной опасности их участников и выбора адекватных мер в отношении них (п. 7 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой»). ДОУ следует отличать от уголовного дела. Среди многих отличий выделим два. Во-первых, наличие ДОУ не влечет каких-либо юридически значимых последствий для проходящих по нему лиц. Во-вторых, его заведение не связано с возможностью совершать (не совершать) предусмотренных законодательством ОРМ. В соответствии с ч. 5 ст. 10 ФЗ об ОРД перечень ДОУ (виды дел) определяются в нормативных правовых актах ОРО. Несмотря на закрытый в основном характер ДОУ, известны общие открытые требования, которые предъявляют к их классификации. Так. перечень ДОУ формируют в зависимости от определенной стадии оперативно-розыскного процесса.

Юридически значимые этапы производства дела оперативного учета. Заведение ДОУ, основания и цели для заведения. Заведение ДОУ— это практически реализованное решение должностного лица ОРО (соответствующего руководителя) начать производство того или иного ДОУ. Единственным должностным лицом, которое может его завести, является руководитель оперативного подразделения (перечни этих руководителей изложены в нормативных актах соответствующих ОРО).

Отметим, что законодатель не связывает напрямую факт заведения ДОУ с возможностью подготовки и проведения какого-либо ОРМ. Тем не менее, оперативно-розыскная практика свидетельствует, что отдельные ОРМ, которые требуют значительных организационных усилий (например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент), проводятся, как правило, в рамках ДОУ, Другие же (например, наблюдение, опрос, отождествление личности), наоборот, могут послужить средством получения информации, содержащей основания для заведения ДОУ. Заведение ДОУ определенного вида имеет и иное значение — оно свидетельствует, во-первых, о начале оперативно-розыскного процесса и, во-вторых, о переходе рассмотрения оперативно-значимой информации из одной стадии оперативно-розыскного процесса в другую.

Основания для заведения ДОУ. По существу, эти основания совпадают с некоторыми основаниями для проведения ОРМ. Так, ДОУ может быть заведено только при наличии оснований, предусмотренных пп. 1—6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД (см. ч. 2 ст. 10). Ими являются:

наличие возбужденного уголовного дела;

ставшие известными ОРО сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

запросы других ОРО по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ об ОРД;

постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством; запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.

С учетом того, что законодатель не сделал специальной оговорки о закрытом (исключительном) перечне оснований для заведения ДОУ, допустимо конкретизировать такие основания, указанные в пп. 1—6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД, в нормативных актах ОРО, что и происходит на практике. Это правомерно также потому, что ДОУ есть лишь одна из форм организации ОРД, а согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ об ОРД органы, осуществляющие ОРД, полномочны, издавать нормативные акты, регламентирующие именно организацию проведения ОРМ.

Важнейшим условием при этом является недопустимость расширения оснований для заведения ДОУ, предусмотренных пп. 1—6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД. В нормативных актах ОРО можно только их конкретизировать, исходя из специфики работы. Цели заведения ДОУ. В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОРД различают три такие цели: 1) собирание и систематизация сведений; 2) проверка и оценка результатов ОРД; 3) принятие на их основе соответствующих решений ОРО.

Общие положения производства ДОУ.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 ФЗ об ОРД порядок ведения ДОУ определяется нормативными актами ОРО. Это означает, что каждый ОРО полномочен самостоятельно устанавливать, правила производства по ДОУ, исходя из специфики деятельности и оперативно-розыскной подведомственности. Вместе с тем известны общие требования. Так, ДОУ классифицируют в соответствии с признаками конкретного состава преступления, проверка обстоятельств вероятного совершения которого проводится по данному ДОУ (т.е. дается «окраска» дела в итоге проведенной сыскной квалификации деяния). Заведению ДОУ предшествует вынесение соответствующим должностным лицом (оперативником) постановления, которое подлежит утверждению руководителем ОРО.

Решения, принимаемые по материалам ДОУ, оформляются, прежде всего, в виде постановлений. Различают постановления о заведении ДОУ, его продлении и прекращении. Постановление может быть вынесено и в других случаях, предусмотренных нормативными актами ОРО. Работа по ДОУ строится по специальному плану (организационных и ОРМ и т.п.).

Все получаемые по ДОУ оперативно-служебные документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки и др.), а также иные документы (письменные поручения следователя, указания прокурора о проведении в рамках ДОУ ОРМ и др.) приобщают к делу, систематизируют, подшивают и вносят во внутреннюю опись. Так как организация и тактика проведения ОРМ составляет государственную тайну (см. ст. 6 ФЗ об ОРД и п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне), материалы ДОУ получают определенный гриф секретности («Секретно» и др.), а доступ к ним возможен согласно правилам в рамках соблюдения режима секретности.

Все производство по ДОУ должно осуществляться оперативниками под контролем руководителя ОРО. Контроль реализуется в различных формах: путем утверждения постановления и планов, заслушивания исполнителей, проверки содержания оперативно-служебных документов, дачи указаний о направлении производства ДОУ и др. При уничтожении материалов ДОУ существо полученных сведений допускается переносить в соответствующую информационную систему. Информация хранится в ней и используется в порядке, который устанавливается для функционирования информационных систем.

Об уничтожении материалов ДОУ выносится, как правило, отдельное мотивированное постановление. Нецелесообразно уничтожать оперативно-служебные документы, которые отражают результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения. Понятие и основания для прекращения ДОУ. Прекращение ДОУ — это решение соответствующего руководителя ОРО прекратить производство того или иного ДОУ в связи с появлением предусмотренного ФЗ об ОРД для этого основания. В ч. 4 ст. 10 ФЗ об ОРД изложены предписания о двух основаниях (видах) прекращения ДОУ: 1) в случаях решения конкретных задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД, или 2) установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Как правило, ДОУ прекращается при решении конкретных задач ОРД в случае:

  • предупреждения совершения конкретного преступления;
  • выявления, пресечения или раскрытия определенного преступления;
  • выявления и установления лица, подготавливающего, совершающего или совершившего преступление, и прекращение его преступной деятельности;
  • установления места нахождения лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда или уклоняющегося от уголовного наказания;
  • розыска без вести пропавшего и др.

Обстоятельствами, свидетельствующими об объективной невозможности решения задач ОРД, служит, как правило, получение достоверной информации о:

  • не подтверждении сведений, на основании которых было заведено ДОУ;
  • декриминализации общественно опасного деяния, в связи с вероятным совершением которого на лицо было заведено ДОУ;
  • акте амнистии, если он устраняет применение наказания за преступление, совершенное лицом, в отношении которого было заведено ДОУ;
  • истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности;
  • постоянном (длительном) пребывании лица, объекта оперативной заинтересованности, в состоянии или условиях, которые исключают возможность совершения преступления (например, психическое заболевание или иная тяжелая болезнь, арест);
  • смерти проверяемого лица.

Принятие решения о прекращении ДОУ по любому из предусмотренных нормативными актами ОРО основанию подлежит оформлению посредством вынесения соответствующего постановления, которое должно быть утверждено руководителем, наделенным правом санкционировать заведение ДОУ.

Кроме того, в данном случае подлежит учету требование ч. 7 ст. 5 ФЗ об ОРД о хранении в течение года материалов на лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана, об уничтожении этих материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об уведомлении об этом судьи.

Наши рекомендации