Прослушивание телефонных переговоров
Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) — это ОРМ, осуществляемое на основании судебного решения с использованием специальных технических средств и состоящее в слуховом контроле, а также фиксации разговоров физических лиц (проверяемых, разрабатываемых), ведущихся по телефонным линиям связи. ПТП заключается в негласном контроле за речевым общением, осуществляемым посредством проводной и беспроводной телефонной связи, путем подключения к станционной аппаратуре предприятий, учреждений или организаций связи либо к проводной линии связи или сканирования радиосигнала телефона объекта прослушивания. ПТП предполагает контроль переговоров обоих абонентов, причем посредством использования подключения либо сканирования радиоканала. Прослушивание (слуховой контроль) телефонного разговора только одного из абонентов, в том числе с использованием технических средств, без вторжения (подключения) в сети связи не образует рассматриваемого ОРМ, а представляет собой разновидность электронного наблюдения.
Это, например, использование радиомикрофона, для снятия речевой информации в помещении, где находится объект ОРМ, либо слуховой контроль телефонного разговора, ведущегося с телефона-автомата и др., при незначительном удалении от объекта, когда его разговор слышен, либо при помощи специальной аппаратуры, усиливающей звуковой сигнал.
В зависимости от способа прослушивания, использования при этом технических средств ПТП может проводиться как самостоятельно ОРО ОВД, ФСБ, так и с привлечением (использованием) возможностей предприятий, учреждений, организаций, предоставляющих услуги и средства связи.
Предприятия связи, операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, действующие на территории РФ, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны в соответствии с законодательством РФ оказывать содействие и предоставлять ОРО, возможность проведения ПТП на сетях связи, а также принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения ПТП (ст. 64 ФЗ «О связи»).
ПТП проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления, вынесенного руководителем ОРО, в случаях, не терпящих отлагательства, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, а также в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц - по их заявлению или с их согласия в письменной форме (см. ст. 8 ФЗ об ОРД).
Предметом прослушивания могут быть только переговоры, ведущиеся с телефонов конкретных лиц либо находящихся в определенном адресе, где проживает (постоянно или временно), может скрывается, откуда либо куда может звонить соответствующее лицо — объект мероприятия. Прослушивание допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях (см. ст. 8 ФЗ об ОРД).
Законодатель выделяет три категории объектов мероприятия по прослушиванию телефонных и иных переговоров. Это обвиняемые (см. ст. 47 УПК), подозреваемые (см. ст. 46 УПК) и лица, которые могут располагать сведениями о тяжких или особо тяжких преступлениях.
Применительно к условиям проведения ОРМ подозреваемый рассматривается в широком смысле, не ограниченном нормой УПК. На это указывает, в частности, положение, согласно которому в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с ФЗ об ОРД, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Здесь законодатель подчеркивает возможность проведения прослушивания до возбуждения уголовного дела, когда имеются иные (оперативные) данные, позволяющие обоснованно подозревать лицо в приготовлении, совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Об этом свидетельствует и оговорка относительно порядка проведения ОРМ как основанного на нормах ФЗ об ОРД.
Что касается лиц, которые могут располагать сведениями о тяжких и особо тяжких преступлениях, то здесь речь идет о свидетелях, очевидцах и других лицах, осведомленных о таких преступлениях, факте их совершения, участниках или иных юридически значимых данных. Представляется, что ПТП может быть допустимо по отношению к таким лицам только по возбужденному уголовному делу, когда оно проводится ОРО по поручению следователя, или как составная часть следственного действия, предусмотренного ст. 186 УПК. Это обусловлено тем, что ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД не предусматривает указанных лиц в качестве возможных объектов мероприятий, ограничивающих конституционные права.
Такое ограничение не относится к ситуации, когда имеется информация о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности РФ.
УПК (ст. 186) определяет и условия хранения фонограмм, полученных в результате ПТП. Безусловным требованием является их хранение в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами. Помимо служебных интересов ОРО это связано с тем, что такие фонограммы могут быть использованы в уголовном процессе в качестве вещественных доказательств, если на них зафиксированы данные, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению ответственности. Однако часто возникает необходимость в проведении ряда экспертиз, чтобы такая фонограмма была признана вещественным доказательством. Для этого она должна быть подлинной, а не копией, содержать полный текст, а не его части, т.е. должна исключать сомнения относительно ее монтажа. Установленный порядок хранения такой фонограммы исключает возможность подмены записи, ее фальсификацию, приведение в состояние, непригодное для проведения экспертного исследования, а также обеспечивает соблюдение прав и свобод человека при осуществлении ОРД.
Правила представления результатов ПТП в целях использования их в уголовном судопроизводстве ограничиваются требованиями вынесения об этом постановления руководителя ОРО. Однако немаловажно представление материалов звукозаписи переговоров таким образом, чтобы исключались сомнения в возможности внесения каких-либо изменений в содержащуюся в материалах информацию. Для этого целесообразно представлять магнитную ленту (или другой технический носитель информации) в опечатанном виде, указывать в постановлении техническую характеристику аппаратуры, с помощью которой сделана запись телефонных переговоров, во избежание утраты информации при воспроизведении в процессе решения вопроса о допустимости использования в уголовно-процессуальном доказывании. В качестве специального условия, специальной нормой в ФЗ об ОРД закрепляется проведение ПТП отдельных лиц в случае возникновения угрозы их жизни, здоровью или собственности. В подобных ситуациях допускается прослушивание переговоров, ведущихся с телефонов этих лиц, при наличии их заявления или письменного согласия, а также постановления, утвержденного руководителем ОРО. При наличии таких оснований судебного решения не требуется, а достаточно лишь уведомить (поставить в известность) соответствующий суд (судью) в течение 48 ч. Исходя из содержания нормы ФЗ об ОРД (ст. 8) можно заключить, что если такое мероприятие может проводиться более длительное время, причем в срок, превышающий двое суток, судебное решение также не требуется.
Применение такого порядка проведения ПТП законодатель не связывает с преступлениями, по которым производство предварительного следствия обязательно, а также с категориями преступлений. Не ограничивается такое мероприятие и случаями, не терпящими отлагательства. Здесь речь идет о специальной норме об условиях проведения ОРМ, формально затрагивающих право на тайну телефонных переговоров. Однако в указанных ситуациях права лица, по заявлению или с согласия которого такое ОРМ проводится, не нарушаются и не ограничиваются. Что касается абонентов, то прослушивание осуществляется только по отношению к лицам, от которых исходит угроза, вследствие чего такое ограничение является допустимым, поскольку оно направлено на защиту прав жертвы, обеспечения ее безопасности.
Прослушиваться могут телефоны, которые используются потенциальной или реальной жертвой как по месту работы, так и по месту жительства, причем независимо от того, является ли лицо основным и единственным пользователем или телефон является коллективным, а также постоянно или временно используется прослушиваемый телефон. Важно, чтобы прослушивались только телефонные переговоры заявителя или лица, давшего согласие на прослушивание. Если осуществляется прослушивание телефона коллективного пользования, то в рассматриваемых условиях такое ОРМ может проводиться только при непосредственном подключении к телефонной линии абонента, когда контролироваться могут непосредственно разговоры этого лица. Если телефон принадлежит конкретному пользователю, возможно проведение прослушивания и силами спецподразделений с подключением к станционной аппаратуре АТС. Необходимо отметить, что в рассматриваемых случаях прослушиванию подлежат только входящие телефонные звонки. При этом представляется допустимой и запись переговоров.
К числу руководителей, с санкции которых может проводиться прослушивание при указанных обстоятельствах, следует относить начальника и его заместителя, ведающего ОРД, по месту проведения мероприятия.
Законодатель не указывает форму обязательного уведомления суда (судьи) как в случае неотложного проведения ОРМ, так и применительно к случаям прослушивания по заявлению или с согласия лица. Это дает возможность толковать форму уведомления суда как письменную или устную. Однако учитывая, что взаимоотношения суда.и ОРО носят официальный характер, мероприятие касается ограничения конституционных прав граждан, а получение судебного решения о проведении ОРМ в дальнейшем может не носить обязательного характера, уведомление суда (судьи) должно быть только письменным. Это особенно важно, если иметь в виду необходимость подтвердить в дальнейшем законность действий как участников ОРМ, так и их руководителей, в том числе при передаче фонограмм и бумажных носителей информации следователю для приобщения к уголовному делу.
ПТП необходимо отличать от контроля и записи переговоров как следственного действия, которое проводится по поручению следователя и в соответствии с судебным решением на основании ст. 186 УПК. Такое следственное действие может проводиться только органами дознания, имеющими право на осуществление аналогичного ОРМ. Названное следственное действие может осуществляться, в частности, при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких и допускается по письменным заявлениям указанных лиц либо при отсутствии таких заявлений — на основании судебного решения. Контроль телефонных разговоров осужденных, осуществляемый персоналом ИУ (см. ст. 92 УИК) не образует рассматриваемого ОРМ.
ПТП урегулировано и нормами международного права. Конвенция ЕС «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского Союза» от 29 мая 2000 г., которая вступила в силу в 2002 г., стала первым в мире многосторонним договором, который урегулировал ПТП в специальном разделе III «Прослушивание телекоммуникаций».
По усмотрению запрашивающего государства ПТП может иметь своим результатом либо незамедлительную передачу интересующей информации, либо предварительную ее запись с последующей передачей компетентным органам, обратившимся с запросом1.