Глава 15. лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности

§ 1. Понятие и квалификация лиц, защищаемых в оперативно- розыскной деятельности

Понятие лица, защищаемого в ОРД. В ОРД под ним подразумевают физическое или юридическое лицо, права, свободы и законные интересы которого подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу указания на то в оперативно-розыскном законодательстве либо обращения в ОРО с законным требованием о своей защите. Это лицо является носителем «причинообразующего фактора», так как именно для защиты соответствующих субъектов от преступных посягательств предназначен данный вид юридической государственной деятельности. Иначе говоря, только необходимость защиты человека и общества от преступлений (прежде всего тех, которые совершают тайно, с различными ухищрениями) вызывает к жизни функционирование ОРД как специфического средства государства в лице уполномоченных на то ОРО.

Основные признаки понятия защищаемого лица. Понятие этого субъекта ОРД образуют следующие признаки: это физическое или юридическое лицо; им может стать каждый человек, которому угрожает преступное посягательство (см. ст. 1 ФЗ об ОРД) и которое обратилось в соответствующий ОРО; юридическое лицо может стать субъектом оперативно-розыскной защиты только в случае преступного посягательства на его законные интересы; для его защиты используются оперативно-розыскные возможности, основанные на нормах оперативно-розыскного законодательства; данное лицо с момента его признания защищаемым лицом становится носителем соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем, в отличие от оперативника, прокурора и судьи участие защищаемого лица в ОРД основано на праве, а не на обязанности. Нормативное обоснование защиты соответствующих лиц посредством проведения ОРД. Защита физических и юридических лиц путем проведения ОРМ предусмотрена оперативно-розыскным законодательством и ведомственными нормативными актами ОРО.

Основным законодательным актом в данном случае является ФЗ об ОРД. Законодатель обязал ОРО защищать от преступных посягательств жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственность, общество и государство (ст. 1). Кроме того, в двух ФЗ (от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» специально предусмотрены правила защиты отдельных категорий лиц.

Физические и юридические лица, защищаемые в ОРД- Для того чтобы признать кого-либо защищаемым лицом, необходимо наличие специального юридического факта. Применительно к рассматриваемому случаю таким фактом выступают: а) наличие угрозы преступного посягательства на лицо (как физическое, так и юридическое) и его обращение в соответствующий ОРО с просьбой о защите; б) наличие прямого указания законодателя в ФЗ о необходимости защиты соответствующих категорий лиц. Физическим лицом, которое подлежит защите в ОРД, может стать каждый человек (гражданин), для жизни, здоровья, прав и свобод которого возникла угроза преступного свойства (см. ст. 1 ФЗ об ОРД). Это возможно и необходимо с учетом конституционного предписания о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Вместе с тем особую категорию физических защищаемых лиц составляют лица:

а) так называемые объекты государственной охраны.

Они перечислены в нормах Закона о государственной охране. Это Президент РФ, определенные Законом лица, замещающие государственные должности России, федеральные государственные служащие, а также главы иностранных государств во время пребывания на территории РФ (ст. 6);

б) подлежащие государственной защите.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов ими являются:

1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели;

2) прокуроры;

3) следователи;

4) лица, производящие дознание;

5) лица, осуществляющие ОРД;

6) сотрудники ОВД, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение при говоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;

7) сотрудники органов ФСБ;

8) сотрудники органов Госнаркоконтроля;

9) судебные исполнители;

10) работники контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

11) сотрудники федеральных органов государственной охраны;

12) работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

13) близкие лиц, перечисленных выше.

Меры государственной защиты могут применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность (ч. 2 ст. 1); в) подлежащие оперативно-розыскной защите.

Основным юридическим лицом, которое подлежит этой защите, является Российская Федерация (Россия) — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). В ФЗ об ОРД этот основной субъект представлен в виде российского государства и общества (см. ст. 1 ФЗ об ОРД). Кроме того, субъектами оперативно-розыскной защиты являются сами ОРО, их должностные лица (оперативники и др.), а также лица, оказывающие содействие в осуществлении ОРД, их родные и близкие.

Этим субъектом может стать и любое другое юридическое лицо, законным интересам которого причинен или может быть причинен вред преступным посягательством (в ст. 1 ФЗ об ОРД непосредственно предусмотрена защита прежде всего собственности этих лиц).

Отличие лица, защищаемого в ОРД, от смежных объектов и субъектов защиты. Отличать его необходимо как от иных субъектов и объектов ОРД, так и от других лиц, обладающих аналогичным правовым статусом, но в иных видах юридической деятельности. В ОРД защищаемых лиц следует отличать от:

а) иных субъектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут стать защищаемым лицом, не теряя своего юридического статуса (например, от лиц, объектов оперативной заинтересованности);

б) тех субъектов, которые при определенных обстоятельствах могут получить статус защищаемого лица. Это относится и к оперативникам, и к конфидентам, и к судьям, и к прокурорам, и др.;

в) защищаемых в этой деятельности интересов соответствующих субъектов и материализованных объектов. В соответствии с оперативно-розыскным законодательством подлежат защите: Государственная граница РФ (ст. 3 Закона о Государственной границе), собственность (ст. 1 ФЗ об ОРД), «охраняемые объекты». Так, здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к ним территории и акватории, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны, считаются охраняемыми объектами согласно ст 1 Закона о государственной охране и др.

Защищая эти интересы (блага) и объекты (вещи материального мира и др.) посредством использования оперативно-розыскных возможностей, тем самым защищают права собственников указанных объектов (России — в случае защиты ее Государственной границы, конкретного владельца — при защите собственности и т.п.). Однако у самого объекта защиты ни прав, ни обязанностей в отличие от защищаемого субъекта возникнуть не может в силу того, что он не обладает соответствующим юридическим статусом.

В иных сферах деятельности, кроме ОРД, в частности КРД, также известны субъекты защиты. Однако юридическая характеристика лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите, отличается от характеристики субъектов, защищаемых в КРД. Если первые являются субъектами ОРД в связи с наделением их законодателем соответствующими полномочиями, то вторые ее субъектами, как правило, не выступают. Кроме того, защищаемые в ОРД лица подлежат защите исключительно от преступных посягательств, а в КРД — от любого посягательства, угрожающего интересам защищаемого субъекта (например, подлежат защите все жизненно важные интересы государства). Известны аналогичные субъекты и в уголовном судопроизводстве Лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите, прежде всего необходимо отличать от двух участников уголовного судопроизводства потерпевшего и гражданского истца. Потерпевший в уголовном судопроизводстве — физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральные вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст 42 УПК)

Гражданский истец в уголовном судопроизводстве — физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ст 44 УПК). Как потерпевший, так и гражданский истец являются субъектами хотя и смежного с ОРД, но иного вида юридической государственной деятельности — уголовного судопроизводства, а потому их юридический статус отличен от юридического статуса защищаемого лица, права и обязанности их не тождественны.

Основное отличие заключается, например, в том, что потерпевший и гражданский истец могут стать субъектами уголовного судопроизводства только в случае, когда преступление уже совершено (на любой из его стадий - оконченного или неоконченного) и, следовательно, вред причинен. В ОРД защищаемое лицо может стать таковым еще на «допреступной» стадии, т.е. только при наличии угрозы преступного посягательства (например, в случае обнаружения так называемого голого умысла). Вместе с тем некоторые потерпевшие (как субъекты уголовного судопроизводства) одновременно могут стать и лицами, защищаемыми в ОРД (это предусмотрено ст. 1 и 2 Закона о государственной защите) В этом случае на них распространяются соответствующие требования, предъявляемые к защищаемому лицу.

Основная градация лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите. Лиц, защищаемых в ОРД, можно классифицировать на две группы (вида).

Первую составляют лица, права, свободы и законные интересы которых подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу указания на то в законе. ОРМ, обеспечивающие, например, безопасность ОРО, проводятся в соответствии с ФЗ об ОРД и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими российскими законодательными актами. По основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, разрешается осуществлять действия, указанные в п. 8-11 ч. 1 ст. 6, без судебного решения, при наличии согласия гражданина в письменной форме.

В ряде законодательных актов, начиная с ФЗ об ОРД, непосредственно содержатся положения, предписывающие защиту соответствующих субъектов. К ним относятся лица, так называемые объекты государственной охраны, лица, подлежащие государственной защите, и лица, подлежащие оперативно-розыскной защите.

Вторую группу составляют лица, права, свободы и законные интересы которых подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу обращения их в ОРО с законным требованием о своей защите. Так, в ФЗ об ОРД предусмотрено, что в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов (ч. 4 ст. 8).

Дополнительная градация лиц, нуждающихся в оперативно-розыскной защите. С учетом различных критериев выделяют несколько категорий этих лиц. Во-первых, всех их делят на физических и юридических лиц.

Во-вторых, в зависимости от характера принимаемых мер среди защищаемых лиц различают тех, кто подлежит:

а) государственной охране;

б) государственной защите;

в) защите с преимущественным использованием оперативно-розыскных возможностей (оперативно-розыскной защите).

В-третьих, их классифицируют по степени реализации угрозы преступного посягательства. Можно предложить следующую классификацию (от минимальной степени реализации угрозы до максимальной):

а) лица, подлежащие защите от потенциальной угрозы преступного посягательства. В данном случае всегда подлежит защите Россия так как любая угроза жизненно важным интересам страны (в уголовно-правовом аспекте), какой бы она ни воспринималась маловероятной, должна своевременно предупреждаться. Что касается человек как субъекта защиты, то он подлежит ей не во всех потенциально возможных случаях совершения преступления (таковых не может быть без совершения общественно опасного деяния на той или иной стадии развития), а только в ситуации оперативного обнаружения так называемого голого умысла на совершение преступления (защита данной категории лиц типична для стадии оперативно-розыскного поиска и проверки);

б) лица, защищаемые от реальной угрозы совершения преступления (в отношении них преступная угроза была частично реализована). В данной ситуации должно существовать посягательство на интересы конкретного лица, причем это посягательство должно быть общественно опасным, иметься в наличии и быть реальным (действительным).

Защита этой категории лиц характерна для стадии оперативно-розыскной разработки;

в) лица, в отношении которых угроза совершения преступления была полностью реализована, т.е. преступление окончено. Например, у владельца похищен автомобиль, а похититель скрылся. В данном случае возникнет необходимость розыска лица, совершившего преступление.

Наши рекомендации