Социальная обусловленность защиты участников оперативно-розыскной деятельности
Социальная и правовая защита участников ОРД, предусмотренные законом права и преимущества обеспечивают им выполнение профессиональных обязанностей или принятых на себя обязательств и в конечном счете, обеспечение безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств. Предусмотренные законом меры не являются жестом доброй воли, актом милости со стороны государства по отношению к участникам ОРД, а являются необходимыми и иногда вынужденными (например, освобождение от уголовной ответственности, допустимость причинения вреда правоохраняемым интересам). Законодательные меры социальной и правовой защиты участников ОРД не являются случайными, а, напротив, имеют объективную обусловленность.
Из ФЗ об ОРД следует, что должностные лица ОРО при осуществлении ОРД решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь других должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан, с их согласия, на гласной и негласной основе.
Непосредственное функционирование участников ОРД в криминальной среде обусловлено замкнутостью этой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией. Благодаря негласной, конспиративной деятельности участников ОРД достигается получение сведений о «противнике», выявление, предотвращение и раскрытие преступлений, документирование преступных действий. Без такой деятельности немыслима успешная борьба с преступностью.
Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют сотрудники ОРО, по меньшей мере не знали их как лиц, осуществляющих ОРД, или как конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения их безопасности, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых ОРМ. В этой связи действия субъектов ОРМ предполагают применение преимущественно негласных средств и методов работы с использованием при подготовке и проведении ОРМ конфиденциального содействия отдельных частных лиц.
Опыт показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают свою эффективность и становятся бессмысленными. Поэтому нередко проведение ОРМ и участие в них конкретных лиц допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников. Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных мер защиты обусловливается характером преступлений,, для выявления, предупреждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной информации. Главным образом это тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые ОПФ, которые тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью маскировки.
Известно, что ОПФ нередко создают свои специальные «службы безопасности» или подбирают отдельных профессионалов, в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов, с целью выявить лиц, содействующих ОРО. В результате происходит противоборство профессионалов с применением одних и тех же средств и методов, причем преступники имеют более выгодные условия, поскольку не связаны
нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и др.
ФЗ об ОРД предусматривает возможность проведения ОРМ, предполагающих весьма тесные контакты с лицами, совершающими преступления, в целях их разоблачения и привлечения к ответственности. В связи с этим имеют место случаи неправомерного воздействия на должностных лиц ОРО, а также на конфидентов, в частности путем причинения им имущественного ущерба, вреда здоровью и даже физического их устранения.
Нередко действия лиц, участвующих в ОРМ, принимают формы, близкие к преступным действиям, либо отведенная этим лицам роль создает угрозу их личной безопасности. Нельзя исключать и возможности провокаций со стороны разрабатываемых, проверки ими внедренных конфидентов «в деле», возникновения ситуаций, при которых внедренные лица, лишенные всякой поддержки со стороны, вынуждены идти на крайние меры, действовать в условиях необходимой обороны либо крайней необходимости, в целях пресечения тяжкого или особо тяжкого преступления принимать участие в совершении преступлений на второстепенных ролях.
Нельзя не считаться и с тем, что в общественном сознании оценка деятельности лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, остается негативной. В СМИ конфидентов, как правило, называют «стукачами», «доносчиками», дают им отрицательную социально-правовую характеристику. При этом часто делаются ссылки на правоприменительную практику 30-х гг. XX в. Отдельные представители законодательной и исполнительной властей выдвигали даже требование раскрыть архивы и опубликовать списки лиц, которые сотрудничают или сотрудничали с правоохранительными органами и спецслужбами.
Все это объективно обусловливает преимущественную негласность действий участников ОРД, использование помощи граждан на конфиденциальной основе, необходимость закрепления сохранения конфиденциальности их сотрудничества на законодательном уровне. Именно негласность, применение иных мер защиты обусловливают эффективность действий и безопасность участников ОРД.
Участие в ОРМ связано с повышенными физическими и психологическими нагрузками, что требует соответствующих компенсаций, а зачастую сопряжено со значительными стрессами, преодоление которых требует продолжительного отдыха или лечения. Лица, участвующие в ОРД, безусловно, обладают всеми правами наравне с другими гражданами. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты как на участников гражданско-правовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, административных и иных правоотношений. Однако реализация отдельных прав имеет специфику, которая вызывает необходимость закрепления дополнительных гарантий и в отношении участников ОРД.
Особенности ОРД предопределяют специфику защиты лиц, ее осуществляющих. В целом гарантии деятельности сотрудников ОРО закреплены в законах о милиции, о ФСБ и др. Однако эти законодательные акты не определяет статус сотрудников ОРО как участников оперативно-розыскных отношений, как представителей власти с особыми полномочиями, специфическими обязанностями, риском, что требует принятия дополнительных мер защиты. В равной мере это относится и к гражданам, участвующим в ОРД. Таким образом, социальная и правовая защита участников ОРД имеет социальную обусловленность, которая вызвана:
- состоянием криминальной среды в целом, происходящими в ней процессами;
- характером общественно опасных деяний, в предупреждении, пресечении и раскрытии которых они принимают участие;
- различной характеристикой субъектов (участников) ОРД;
- особым характером осуществляемых ими функций;
- спецификой отдельных ОРМ;
- негативным отношением в обществе к негласному характеру ОРД вообще и к лицам, оказывающим содействие в ее осуществлении, в частности.
Законодательное закрепление мер социальной и правовой защиты участников ОРД лишь частично решает проблемы, стоящие перед практическими подразделениями, хотя и создают основу для их решения. В незначительной мере это связано с последующим применением норм ФЗ об ОРД неоднозначностью толкования его положений, оценки действий участников ОРД, при которой достаточно часто не учитывается их суть, следующая из реализации оперативно-розыскных функций. Оценка законности их поведения осуществляется независимо от объективных условий обстановки, в которой действуют участники ОРД, содержания предусмотренных законом ОРМ, общей характеристики и особенностей действий субъектов, объективного и субъективного смысла.
На наш взгляд, именно в сущности ОРМ должностных лиц и содействия им содержатся предпосылки для решения отдельных проблем защиты, предусмотренных ФЗ об ОРД. Как представляется, при оценке действий участников ОРД не должны быть упущены их цели как составная часть целей ОРД. Ее содержание составляют обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, обнаружение и установление виновных, объектов (лиц и предметов) — носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, имеющих значение для установления обстоятельств дела. В обшей форме целью этой деятельности является установление и обнаружение лиц и фактов, представляющих оперативный интерес. (См Белкин РС Курс советской криминалистики -М ,1978 Т 2 -С 175) Немаловажная роль в этой деятельности отведена и конфидентам, которые используются для решения задач, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД, посредством получения и передачи оперативно значимой информации.
Получение такой информации предполагает выполнение как познавательной, так и деятельной функций ОРД. Без получения информации ни сотрудник ОРО, ни конфидент не могут выполнять какие-либо полезные действия, а зачастую без предпринимаемых совместных действий представляется невозможным и получение необходимой информации.
Согласно ст. 17 ФЗ об ОРД конфиденты обязаны представлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений, т.е. ориентированы законодателем исключительно на получение оперативной информации. Вместе с тем не исключается и их непосредственное участие в предотвращении преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких.
Содержание участия в ОРМ и негласного содействия ОРО определяет законность и ненаказуемость действий участников ОРД, формально подпадающих под признаки состава преступления либо соучастия в нем.
Безусловно, внешнего сходства признаков состава преступления с действиями оперативников и конфидентов явно недостаточно для их квалификации в качестве преступления. Важно учитывать совокупность всех обстоятельств, причин, мотивов действий участников ОРД, которые чаще всего не образуют состава преступления. В частности, при правомерном проведении ОРМ исключается противоправность действий
субъектов. Оценка правомерности или противоправности действий может зависеть от документального оформления и соблюдения процедуры проведения ОРМ.