Понятие и виды содействия оперативно-розыскным органам
Проблема использования возможностей граждан в обеспечении решения задач ОРО по борьбе с преступностью на различных этапах развития теории и практики ОРД решалась по-разному. Можно выделить следующие основные направления такого использования. Первое направление — это привлечение (ранее наиболее часто употреблялось иное понятие — «вербовка») и использование граждан в качестве негласных сотрудников. Во втором направлении привлечения граждан к содействию следует выделить две разновидности их использования в решении оперативно-розыскных задач: привлечение с целью использования их познаний, умений и навыков. В юридической терминологии такое привлечение принято называть -использование специальных познаний в решении возникших задач; привлечение с целью использования граждан в качестве лиц, фиксирующих действия проверяемых, разрабатываемых, что, в конечном счете, позволяет в дальнейшем привлекать их в качестве свидетелей. ФЗ об ОРД учел опыт прошлого использования лиц, оказывающих содействие в рассмотренных двух направлениях и объединил их, посвятив этому новому направлению гл. 6 («Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность»).
Законодатель понимает два вида привлечения граждан — содействие и сотрудничество. Привлекать к содействию или оказывать содействие в соответствии с ФЗ об ОРД, означает получение определенной помощи от конкретного лица в решении задач борьбы с преступностью.
Привлекать к сотрудничеству означает заниматься совместной деятельностью, за которое лицо, оказывающее содействие, как правило, получает вознаграждение. Следовательно, понятие «содействие» охватывает более широкий круг вариантов привлечения лиц к участию в ОРД, в том числе и сотрудничество.
Нетрудно заметить, что и понятие «привлекать к сотрудничеству», и понятие «привлекать к содействию» подразумевают установление определенных отношений между ОРО в целом и его сотрудником — должностным лицом, наделенным правом участвовать в этом процессе, и физическим лицом.
И.А. Климов и Г.К. Синилов убедительно доказали, что отношения, возникающие в сфере ОРД, следует определять как оперативно-розыскные.
Характерной чертой оперативно-розыскных отношений следует считать желание хотя бы одного из их участников установления и развития таких отношений. При достижении согласия на установление оперативно-розыскных отношений определяется их характер и вид.
Такое уточнение позволяет провести исследование трех видов оперативно-розыскных отношений — гласных, негласных {конфиденциальных) и анонимных. Определяющая роль в оперативно-розыскных отношениях, как правило, отводится оперативнику. Именно за ним остается право принятия окончательного решения, а в некоторых случаях и создания таких условий, при которых отказ лица от установления оперативно-розыскных отношений может быть чреват для этого лица нежелательными последствиями.
Между тем, было бы несправедливо утверждать, что роль оперативника в установлении таких отношений всегда является доминирующей. Нередки случаи, при которых другой участник желаемых отношений не дает согласия на их установление.
Следовательно, роль оперативника, безусловно, значима, поскольку именно он определяет характер и вид оперативно-розыскных отношений, но и роль другого участника этих отношений не может быть сведена только к пассивному выполнению воли оперативника.
Проанализируем содержание норм ФЗ об ОРД, регламентирующих содействие граждан подразделениям ОРО с точки зрения признаков, характеризующих таких лиц.
Начнем такую характеристику с их гражданства, национальности и пола. Ни по одному из этих признаков ФЗ об ОРД не ограничивает ОРО в установлении оперативно-розыскных отношений.
Так, с точки зрения гражданства — это может быть гражданин Российской Федерации, иностранный подданный или лицо без гражданства. Наделение таким полномочием ОРО имеет под собой серьезное основание.
В недалеком прошлом привлечение к сотрудничеству иностранца было прерогативой только ОРО разведки и контрразведки. В нормативных документах ОВД, регламентирующих этот вид деятельности, однозначно и четко указывалось: привлекать к сотрудничеству можно только граждан СССР. С изменением оперативной обстановки, когда статистика уголовной преступности стала свидетельствовать об увеличении количества преступлений, совершаемых иностранцами и против иностранцев, наделение полномочиями ОРО ОВД иметь свои оперативно-розыскные позиции в среде такой категории граждан (т.е. использовать их содействие в борьбе с преступностью) стало осознанной объективной необходимостью.
Не меньшее значение в организации привлечения граждан к решению оперативно-тактических задач имеет и их пол. Безусловное преобладание мужчин среди лиц, оказывающих содействие ОРО, не отрицает необходимости решать многие задачи и с помощью женщин.
Практика доказывает, что доля женщин, участвующих в подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлениях, не имеет тенденции к сокращению, что обязывает ОРО иметь свои позиции в их среде. Тем более что известны случаи, когда ОПФ, состоящее преимущественно из мужчин, возглавляли женщины. Опыт свидетельствует, что наличие конфидентов-женщин повышает уровень оперативной осведомленности.
В соответствии с ФЗ об ОРД не являются препятствием для установления оперативно-розыскных отношений с гражданами ни их имущественное, должностное и социальное положение, ни принадлежность к общественным объединениям, ни отношение к религии, ни политические убеждения.
Снятие таких запретов, как партийная принадлежность, становится более понятным, если опять обратиться к прошлому опыту работы ОРО. В первые послереволюционные годы рекомендовалось привлекать к негласному сотрудничеству как «полезных осведомителей членов РКП, сотрудников Полит-Бюро, Рабоче-Крестьянской Инспекции и др.», тем или иным образом осведомленных о преступлениях.
Далее ситуация кардинально изменилась: в условиях социалистической системы запрещалось привлекать к негласному сотрудничеству лиц, работающих в партийных, комсомольских, профсоюзных органах, исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся. Такой запрет негативно особенно сказывался на результатах оперативной работы по выявлению преступлений в сфере экономики.
Лицо, имеющее определенное должностное положение и ориентированное на оказание содействия, может иметь познания в области проведения различных исследований. Такие лица могут выступать в качестве консультантов, или выполнить иные конкретные задания по выявлению лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление.
Однако, привлекая к оказанию содействия лицо, имеющее определенное должностное положение, следует учитывать, что он может согласиться на выполнение заданий оперативника, преследуя свои личные цели — устранение конкурента, желание занять иную должность и др. Поэтому непременным условием в подобных ситуациях для оперативника должно быть своевременное установление причин и целей такой личностной направленности и их правильное использование в интересах борьбы с преступностью.
Представляется, что в данной ситуации нет нарушений принципов ОРД:
во-первых, выявляются лица, занимающие определенное должностное положение, преступная деятельность которых документируется. Иными словами, преступление раскрывается с наименьшими затратами;
во-вторых, таким путем обеспечивается более высокий разведывательный потенциал уже проверенного негласного сотрудника, что не исключает возможности выявления при его же содействии других лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступления, но уже более высокого должностного уровня;
в-третьих, с помощью данного лица, хорошо изученного и постоянно находящегося под оперативным контролем, можно ввести в преступную среду других негласных сотрудников. Следующая проблема, требующая своего разрешения, - возрастной ценз лиц,, оказывающих содействие ОРО. Ведомственные нормативные акты МВД России предусматривают, что в целях активизации борьбы с преступностью среди несовершеннолетних ОРО ОВД могут привлекать к конфиденциальному содействию на бесконтрактной основе лиц, достигших 16-летнего возраста, с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия. Такое допущение соответствует общей правовой практике: молодые люди с 16-летнего возраста в ряде видов общественных отношений признаются дееспособными, т.е. могут осуществлять трудовую деятельность, с известными оговорками совершать ряд сделок и т.д.
Следующая особенность содействия граждан ОРО имеет отношение к двум основополагающим принципам ОРД - конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств. По отношению к такому принципу как конспиративность, ФЗ об ОРД (ч. 1, ст. 17) Допускает альтернативный подход, т.е. лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с сохранением по их желанию конфиденциальности; иными словами, гласно или негласно.
Как видим, в данном случае законодатель использует термин конфиденциально вместо термина конспиративно.
Обратившись к семантике этих слов, мы обнаружим в них много общего. Так, конспирация — это методы, применяемые для сохранения в тайне деятельности сотрудников, а «конфиденциальный» означает «не подлежащий огласке, тайный, секретный». (Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - М., Т. 2. К-0.1982. - С. 91).
Иными словами, законодатель вполне правомерно использует их как синонимы по отношению к указанным принципам ОРД.
Следовательно, допускается установление оперативно-розыскных отношений, как на гласной, так и негласной основе по желанию сторон или когда придание или непридание отношений гласности не вызывается необходимостью.
Рассмотрим несколько ситуаций, при которых раскрывается суть как гласного, так и негласного содействия.
Первая ситуация. ОРО подготавливают или проводят гласное или не требующее особой конспирации ОРМ, в котором участвует лицо, оказывающее содействие. При этом содействие лица носит разовый характер, это лицо не требует сохранения в тайне своего участия в ОРМ и готово в случае необходимости выступить в качестве свидетеля. Вторая ситуация. Подготавливается либо проводится негласное ОРМ. Лицо, оказывающее содействие в таком ОРМ:
обязуется сохранить в тайне свое участие в нем (например, про вести негласное исследование предметов или документов, участвовать в проведении негласных проверочных закупках и т.п.), но в последующем согласиться выступить в качестве свидетеля по уголовному делу. Следовательно, нежелательно предание гласности результатов ОРМ до начала уголовного процесса, а также самого факта оказания содействия по его проведению конкретным лицом (лицами);
требует сохранить в тайне свое участие и в последующем не желает стать участником уголовного процесса.
Не исключается и такая ситуация, при которой оперативник определяет, что по каким-либо обстоятельствам участие лица, оказывающего содействие нежелательно придавать гласности.
Практика убедительно подтверждает, что «в чистом виде» гласных ОРМ ОРО не проводят, так как это в принципе противоречило бы сути ОРД. Большая часть любого ОРМ всегда остается негласной — это может касаться и участников его проведения, и, что особенно важно, тактики ОРМ. В дальнейшем, как правило, при использовании результатов конкретного ОРМ они в значительной степени становятся гласными, а их результаты используются для принятия мер в отношении лиц подготавливающих, совершающих, совершивших преступления. Таким образом реализуется принцип сочетания гласных и негласных ОРМ.
Особого рассмотрения требуют обстоятельства, позволяющие использовать содействие граждан, причастных к подготавливаемому, совершаемому либо совершенному преступлению.
Как уже отмечалось, ФЗ об ОРД (п.4, ст. 18) предусматривает такую возможность и допускает использование содействия лиц из числа членов преступной группы, совершивших противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, активно способствовавших раскрытию преступления, возместивших нанесенный ущерб или иным образом загладивших причиненный вред. Такие лица могут освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
При установлении оперативно-розыскных отношений с конфидентом ОРО может взять на себя обязанность ходатайствовать о принятии мер по смягчению приговора этому лицу в случае признания его виновным или по освобождению его от уголовной ответственности при соблюдении дополнительных требований и условий:
- сообщаемая информация должна быть достоверной и иметь существенное значение для раскрытия преступлений, подготавливающихся, совершаемых или совершенных группой;
- данная информация не может быть получена из других источников или ее добывание затруднено;
- наличие чистосердечного признания во всех совершенных в группе противоправных деяниях и степени личного участия в них.
Основные положения этих требований должны быть оговорены в заключаемом сторонами контракте.
Практическая реализация основных положений рассматриваемой нормы может вызывать трудности. В большинстве случаев они связаны с несогласованностью норм оперативно-розыскного, уголовного и уголовно-процессуального права.
Между тем, следует иметь в виду, что многообразие ситуаций, в которых оказывается лицо, содействующее ОРО, не может быть на все случаи жизни предусмотрено нормами права. Поэтому при заключении контракта с лицом, являющимся членом ОПФ, при всем том, что ОРО сохраняет за собой обязанность не быть безучастными решении вопросов о наказании за содеянное, должно быть учтено и оговорено следующее: желает ли данное лицо быть расшифрованным и выступить в качестве свидетеля (если оно не принимало участия в подготавливаемом или совершенном преступлении) или готово нести ответственность за содеянное и представляет ли данное лицо возможную жесткую реакцию преступного мира в ответ на его сотрудничество с ОРО. Одновременно сотрудники ОРО должны четко оценить свои возможности по обеспечению безопасности не только негласного сотрудника, но и его близких; если расшифровка лица недопустима, какие возможности могут быть задействованы ОРО для того, чтобы это лицо могло быть либо полностью освобождено от уголовной ответственности в соответствии с законодательством, либо освобождено от длительного пребывания в местах лишения свободы- К способам защиты негласных сотрудников от привлечения к уголовной ответственности чаще всего относят: - договоренность негласного сотрудника с лицами, которым он представил информацию, о том, чтобы при расследовании они не упоминали о нем как об участнике преступной группы; прекращение уголовного дела в отношении негласного сотрудника в ходе расследования; выделение материалов на негласного сотрудника в отдельное производство с последующим прекращением расследования.
Безусловно, вторая ситуация является более типичной в деятельности подразделений СКМ. Однако полностью исключать первую ситуацию не следует, поскольку она реализует принцип сочетания гласной и негласной деятельности. Так, в ранее действовавших ведомственных нормативных актах прямо предусматривалось: в случае если все способы предотвратить подготавливаемое преступление исчерпаны, негласный сотрудник обязан своим личным вмешательством, невзирая на опасность расшифровки, пресечь данное преступление. Следовательно, первая ситуация вполне реальна и может иметь место. Необходимо искать пути, в том числе правового, организационно-тактического характера, обеспечивающие решение этой сложной задачи. Созвучно с рассматриваемой проблемой, на наш взгляд, и следующее положение ст. 17 ФЗ об ОРД: лица, оказывающие содействие ОРО, обязаны сохранить в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения ОРМ. Следовательно, лицо, оказывающее конфиденциальное содействие, обязано сохранить в тайне только эти сведения, но не сам факт содействия ОРО. В данном случае такую трактовку можно признать вполне правильной с учетом соблюдения прав человека, гарантированных Конституцией. Расшифровка негласного сотрудника оперативником может быть допущена только с письменного согласия негласного сотрудника. Если лицо, оказывающее содействие в проведении ОРМ, выступает в дальнейшем в качестве свидетеля, то его следует рассматривать в двух ипостасях: как использование физического лица (свидетеля) и как лицо, чья информация используется. Если лицо, оказывающее содействие в проведении ОРМ, сохраняет конфиденциальность, то в решении задач по предупреждению или раскрытию преступления фактически используется только информация, представленная им.
В зависимости от того, в какой роли выступает лицо, оказывающее содействие ОРО, будут определяться действия оперативника.
Если гласно используется только информация, а физическое лицо, ее представившее, остается неизвестным, то, как правило, проводятся дополнительные ОРМ, исключающие возможность расшифровки такого лица. Следовательно, не возникает необходимости проводить мероприятия по обеспечению безопасности источнику информации (в ином случае такие ОРМ могут потребоваться).
Следующий вид содействия — анонимное. Основная его особенность в том, что при оказании содействия ОРО в подготовке и проведении ОРМ по раскрытию преступлений, розыску преступников и без вести пропавших граждан, лицо, вступившее в анонимное отношение, лишает оперативника возможности использовать его. в решении других задач, и тем более в качестве свидетеля. Следовательно, это особый вид содействия ОРО, при котором лицо представляет соответствующую информацию и остается при этом анонимом, т.е. не желает раскрыть свое имя и участвовать в уголовном процессе. Другие особенности анонимного содействия:
- запрещается понуждать лицо, предоставляющее анонимную ин формацию, к раскрытию его установочных данных (задавать вопросы о его личности, требовать предоставления документов и т.п.);
- за анонимом остается право выбора передачи информации (нами установлено, что 57% анонимов предпочитают передачу информации по телефону, 35% — в письменной форме, 8% — в ходе встречи с оперативником).
Содержание понятия «содействие граждан ОРО» определяется продолжительностью оперативно-розыскных отношений: однократное, кратковременное, периодическое, регулярное долговременное, постоянное долговременное.
Гласное и анонимное содействие определяются продолжительностью потребности субъектов друг в друге. При достижении результатов или при иных обстоятельствам оперативно-розыскные отношения, как правило, прекращаются. Они могут возникнуть снова, но будут определяться уже другой ситуацией и могут иметь другой характер. Иное дело — негласный, наиболее типичный вид оперативно-розыскных отношений. Именно при установлении таких отношений более четко проявляются роль и обязанности субъектов, их установивших, а также другие особенности, свойственные им. Так, однократный, кратковременный или периодический вид конфиденциального содействия определяется ведомственными нормативными актами как оперативный контакт. Понятие «оперативный контакт» имеет сугубо оперативно-розыскной смысл, но при этом полностью отражает общепринятое толкование слова «контакт» как непосредственное общение, взаимное понимание, согласованность в работе. (Словарь русского языка. - С. 92).
Под оперативным контактом понимается установление негласных отношений с лицами, которые периодически представляют информацию оперативно-розыскного характера. Практика использования таких лиц в борьбе с преступностью полностью себя оправдывает. -Оперативный контакт как разновидность использования конфиденциального содействия граждан позволяет оперативнику иметь широкий круг информаторов, не обременяя себя формальными требованиями, предусмотренными нормативными актами по отношению к другим категориям негласных сотрудников. Долговременное же конфиденциальное содействие, которое устанавливается с рядом категорий лиц, определяемых понятием «агентурный аппарат», оправдано и с точки зрения их постепенного вовлечения в долговременное сотрудничество. Представляет научный интерес мнение Г.К. Синилова (1975 г.) относительно понятия агентурный аппарат. Поскольку это понятие охватывает категории негласных сотрудников, объединенных общностью задач, применение к ним единого собирательного термина, по его мнению, в какой-то мере оправдано, однако нельзя не видеть и того, что само понятие «агентурный аппарат» носит в известной мере условный характер, поскольку ни в правовом, ни в структурно-функциональном отношении лица, составляющие это понятие, не объединяются в единый коллектив.