Организация и проведение совместных комплексных целевых операций по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
Практикуются совместные операции двух типов.
Первый — это растянутые на относительно длительный период времени (год-два) с последовательным накоплением оперативно-розыскной информации, ее обменом и поэтапным введением сил и средств ОРО различных ведомств.
Примером такого типа операций являются совместные мероприятия МВД и ФСБ по пресечению организованной преступной деятельности этнических ОПФ в Московском регионе. При разработке совместного плана операции на основе обобщения оперативно-розыскной информации установлено, что происходит разрастание структур этих ОПФ, специализация на хищении и продаже оружия, квалифицированном вымогательстве, сопряженном с разбоем, истязанием, похищением людей, уничтожением имущества. Уточнены способы осуществления ими контроля над ресторанами, кафе, рынками, коммерческими магазинами, кооперативами и совместными предприятиями. Получены дополнительные данные о связях с ОПФ в ряде зарубежных стран. Все это предопределило начало нового этапа в борьбе с ОПФ, сформировавшимися на основе землячества. Главное внимание уделено координации действий СКМ разных регионов между собой и со специализированными службами ФСБ, а именно:
аналитическому поиску с использованием ранее собранных материалов;
- созданию АБД в отношении членов ОПФ, сформировавшихся по принципу землячества и действующих в Московском регионе;
- ориентированию конфидентов на выявление членов этнических ОПФ, совершающих тяжкие преступления, способных на террористические действия, поставляющих оружие и боеприпасы в республики Северного Кавказа;
- анализу оперативных материалов об «отмывании» ОПФ денег через смешанные предприятия, фирмы, кооперативы;
- использованию возможностей налоговых инспекций для выявления мошеннических операций в финансовой сфере;
- определению через оперативные возможности традиционных мест концентрации боевиков и другого преступного элемента (гостиницы, общежития, рестораны, казино);
- участию специализированных управлений ФСБ, СВР и НЦБ Интерпола в России в налаживании взаимодействия со спецслужбами зарубежных стран для пресечения преступной деятельности представителей этнических ОПФ в этих странах, раскрытия совершенных в России преступлений.
Так, практически были реализованы возможности совместного оперативного и аналитического поиска по нескольким направлениям борьбы с организованной преступностью.
Второй тип операций можно охарактеризовать как нанесение массированных краткосрочных «ударов» по определенным объектам, механизмам преступной деятельности ОПФ с использованием максимального количества сил и средств различных ОРО на конкретно-определенных направлениях и в криминогенных местах. Таким способом в несколько этапов проводятся совместные операции «Трал», «Перехват», «Заслон», «Янтарь», «Золото», «Допинг», «Мак», направленные на предотвращение незаконного вывоза сырья, полуфабрикатов, драгоценных и редкоземельных металлов, драгоценных камней, антиквариата и валюты, ввоза оружия, наркотиков. Указанная информация свидетельствует о том, что данные виды преступной деятельности имеют устойчивую тенденцию к росту. В международных аэропортах, морских, речных портах, на крупных железнодорожных узлах, автомобильных трассах, а также на внутренних российских транспортных магистралях созданы и действуют совместные оперативные группы сотрудников МВД, ФСБ и ГТК. В результате проведения совместных крупномасштабных целевых операций на указанном направлении деятельности выявлены и пресечены сотни преступлений, изъято значительное количество огнестрельного оружия, как отечественного, так и иностранного производства, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков, антиквариата и т.д. При подготовке совместных мероприятий оперативники определяют круг участников — сотрудников иных правоохранительных органов, должностных лиц других государственных учреждений, специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, необходимость участия конфидентов. При такой подготовке предусматриваются график включения соответствующих участников, их функции, подстраховка и изменение плана действий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.
Причем не исключено, что оперативники могут не расшифровывать силы подстраховки с тем, чтобы сохранить конфиденциальность отношений с соответствующими гражданами и должностными лицами. Таким образом, тактическое взаимодействие обеспечивает:
- непрерывное слежение за объектами оперативной проверки;
- перекрытие каналов передачи информации в среде проверяемых;
- организацию каналов «доставки» необходимой информации в ходе проведения ОРМ и через негласные каналы;
- использование данных учета и архивов различных ОРО, осведомленных о личности, деятельности и связях оперативно проверяемых.
Что касается оперативно-розыскных возможностей СВР и ГРУ, то взаимодействие с другими ОРО в борьбе с организованной преступностью может осуществляться ими путем обмена информацией:
- о взаимодействии ОПФ, действующих на территории России и в странах СНГ, с ОПФ иностранных государств;
- о преступной деятельности российских граждан на территории иностранных государств;
- о зарубежных ОПФ, имеющих связи с аналогичными структурами на территории России;
- о проявлениях транснациональной преступной деятельности международных террористических организаций;
- об устремлениях международного наркобизнеса в отношении России, его связях с российскими ОПФ;
- о каналах и способах противоправного перемещения капиталов из России в зарубежные фирмы и банки;
- о приемах прикрытия, используемых в целях незаконного вывоза из России наличных денег, ценного сырья, цветных металлови редкоземельных элементов, а также валютных и культурных ценностей;
- о государственных служащих России, имеющих коррумпированные связи с гражданами иностранных государств и лицами без гражданства, а также с российскими гражданами, постоянно проживающими за границей; о каналах утечки за рубеж сведений, составляющих коммерческую тайну;
- об оперативной и криминалистической технике, имеющейся на вооружении зарубежных правоохранительных органов;
- об опыте иностранных правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- об опыте подготовки кадров иностранных полицейских служб в специальных учебных заведениях;
- о ставших известными фактах сращивания правоохранительных органов иностранных государств с криминальными структурами для их учета.
После передачи уголовно-исполнительной системы из МВД России в ведение Минюста России межведомственными нормативными актами определены следующие основные задачи по взаимодействию:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в СИЗО и ИУ (задача решается путем активного содействия СКМ в предоставлении соответствующей информации ОРО органов исполнения наказания (ОИН), посредством совместного планирования мероприятий оперативно-розыскного характера по реализации информации, а также оказания конкретной помощи); раскрытие преступлений, совершенных осужденными и заключенными до поступления в СИЗО и ИУ (в соответствии со ст. 84 УИК эта задача — одна из основных в деятельности ОРО ОИН; немаловажное значение для ее решения имеют положения ч. 2 ст. 84 УИК, а также ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД); выявление противоправных намерений осужденных, направленных на дальнейшее совершение преступлений после освобождения из СИЗО и ИУ (имеется в виду, что ОРО ОИН обязательно проинформируют СКМ в случае обнаружения замысла осужденных продолжать преступную деятельность после свобождения из мест лишения свободы; предполагается, что проверка этой информации будет осуществляться общими усилиями);
выявление противоправных намерений осужденных, преступников и их связей, направленных на противодействие администрации СИЗО и ИУ, совершение преступлений и иных правонарушений в учреждениях ОИН (в данном случае информация, поступающая из подразделений СКМ, может помочь ОРО ОИН в работе, направленной на укрепление правопорядка в учреждениях, на пресечение различных правонарушений, перекрытие каналов проникновения в ИУ и СИЗО наркотиков, денег, спиртных напитков и т.п.);
проведение совместных мероприятий по розыску и задержанию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, совершивших побег из СИЗО и ИУ, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания (предполагается, во-первых, изменение и дополнение действующих нормативных документов МВД России, регламентирующих вопросы розыскной работы, во-вторых, активное участие работников СКМ в обнаружении на обслуживаемой территории и задержании лиц, совершивших побег из СИЗО или ИУ); обеспечение собственной безопасности ОВД и ОИН, личной безопасности персонала ОИН, сотрудников ОВД, членов семей сотрудников на территории ОИН, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, осужденных и иных лиц (в основном осуществляется силами подразделений собственной безопасности систем МВД и Минюста России). Взаимодействие ОРО МВД России и ГТК России регламентируется совместным положением о юаимодействии ГТК и МВД России, распоряжением МВД России от 20 февраля 1998 г. № 8/517 «О взаимодействии с таможенными органами России в вопросах борьбы с организованной преступностью», письмом ГТК РФ от 23 апреля 1996 г. «О характере взаимоотношений подразделений собственной безопасности с другими правоохранительными органами»
Специальным субъектом межведомственной координации является Госнаркоконтроль России В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624, Госнаркоконтроль России координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, противодействия их незаконному обороту В этих целях Госнаркоконтроль России создает и ведет единый банк данных по этим вопросам, реализует федеральные целевые программы в данной сфере.