Межведомственное взаимодействие оперативно-розыскных органов
Взаимодействие специализированных подразделений субъектов ОРД следует рассматривать в двух аспектах.
В широком смысле — это деловой контакт и слаженная работа различных ведомств в борьбе с преступностью:
совместная деятельность по выработке стратегии этой борьбы. В частности, ее результаты должны быть использованы в разработке и координации исполнения федеральных программ по предупреждению и пресечению противоправной деятельности, в реализации решений Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ по борьбе с преступностью, коррупцией и терроризмом; совместные совещания на разных уровнях, направленные на повышение оперативности взаимного информирования, включение сил обоих ведомств в мероприятия по оперативной проверке, разработке и проведению тактических операций;
регулярный обмен опытом борьбы с преступностью, ознакомление с опытом спецслужб и криминальной полиции как сопредельных, так и иных государств; совместная разработка тактики с учетом масштабов, усложнения структур и системы отношений в среде организованной преступности; использование в борьбе с преступностью и коррупцией возможностей иных государственных органов, негосударственных предприятий; совместное принятие мер и внесение предложений об устранении условий, способствующих преступности, коррупции и терроризма. В узком смысле — это отношения оперативных работников различных ведомств, возникающие в связи с конкретными оперативными проверками на разных стадиях — от получения и оценки исходной информации до планирования и материального, оперативно-технического и силового обеспечения реализации собранных данных (оперативно-тактическое взаимодействие).
Для эффективности взаимодействия необходимо ориентироваться на разграничение компетенции между ведомствами.
По форме, например, такие ведомства, как МВД, ФСБ, ГТК, Госнаркоконтроль выполняют сходные функции:
- проводят разведывательно-поисковые мероприятия, направленные на сбор сведений об организованной преступности и коррупции, об ОПФ и в этих целях организуют оперативное проникновение в их структуры;
- создают банки информации, анализируют деятельность ОПФ;
- ведут оперативную проверку и разработку членов и лидеров ОПФ;
- обеспечивают изобличение коррумпированных лиц в органах власти и управления;
- осуществляют сбор информации и меры противодействия проникновению ОПФ зарубежных стран на территорию России;
- проводят мероприятия по защите интересов России при заключении договоров на экспорт и импорт продукции, документируют деятельность ОПФ, имеющих международные связи;
- осуществляют постоянный сбор информации о всех криминально-активных лицах (авторитеты уголовно-преступной среды, «теневой экономики», «воры в законе», международные аферисты и финансовые махинаторы), способных организовать ОПФ, осуществить подкуп должностных лиц в учреждениях власти и управления;
- производят документирование действий и связей;
- пресекают попытки использования организованных преступных групп в террористической и экстремистской деятельности;
- проводят комплексные целевые операции.
У названных ведомств единое правовое и криминальное пространство, единые цели и задачи, и в рамках этого нужно найти разграничение для того, чтобы была персональная ответственность за конкретные участки работы. Если существует проблема контрабанды и есть ведомства, подразделения, ответственные за ее решение, это должно быть, безусловно, четко обозначено. В то же время это не означает, что если данным вопросом занимаются ФСБ и его структуры, то это не касается МВД, ГТК или Госнаркоконтроля. Но поток информации в этом случае должен идти в сторону ФСБ. И так — по каждому направлению. Существование элементов параллелизма — нормальное явление в практике всех спецслужб в цивилизованном мире. Это проявление здоровой конкуренции, которая не дает возможности развиваться монополизму в ОРД. Разумеется, конкуренция не должна нарушать основных принципов оперативно-розыскной работы, расшифровывать негласных сотрудников, мешать проведению тех или иных оперативно-тактических операций.
Провести жесткое разграничение компетенции на данном направлении между субъектами ОРД крайне сложно. Организованная преступность, терроризм и коррупция — явления со сложной структурой социальных компонентов, в большей мере криминологические, чем чисто правовые. Практика показывает, что за каждым преступным формированием, попавшим в поле зрения оперативных органов, просматривается целый «букет» преступлений (от «заказных» убийств, содержания притонов до контрабанды, наркобизнеса, диверсий и терактов).
Рассмотрим более подробно содержание основных форм взаимодействия. Совместная деятельность по выработке стратегии борьбы с организованной преступностью. Такое взаимодействие строится на основе информационно-аналитической работы, которая является составным элементом управленческой деятельности субъектов ОРД. Все они обеспечивают Президента России, высшие органы законодательной и исполнительной власти РФ информацией о состоянии и тенденциях организованной преступности, об угрозах безопасности государства и о чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь тяжкие социально-политические, экономические, военные, экологические последствия.
В этих целях при необходимости объединяются усилия в осуществлении анализа и прогнозирования внутриполитической, социально-экономической и криминологической обстановки, влияния на нее организованной преступности и коррупции. Особое внимание уделяется проблеме совершенствования законов, повышению авторитета ОРО, непосредственно обеспечивающих эффективность реагирования на преступные проявления. Совмещение потоков информации, организуемых ОРО, обогащает прогнозную информацию и тем самым позволяет предвидеть появление новых объектов оперативного интереса, возможные конфликты между преступными сообществами, строить исходя из этого тактику ОРО. Любая сумма оперативных данных, воспроизводящая ту или иную модель политических или экономических целей ОПФ, должна анализироваться с точки зрения прогноза вариантов развития событий, что предопределяет расстановку и тактику использования оперативных сил. Результаты совместной выработки стратегии борьбы с организованной преступностью и коррупцией реализуются в предложениях, при подготовке проектов указов президента и законов, а также в подготовке локальных решений, планов совместных организационно-тактических мероприятий, комплексных операций.
Необходимо отметить весьма благотворное влияние совместного анализа тенденций организованной преступности на качество ОРД. Потребность в дополнительной информации стимулирует активизацию ОРД и поиск дополнительных тактических решений в любой ситуации, где могут быть получены необходимые данные об организованной преступности. Очевидно, что определенные сферы (ситуации) оказываются под контролем различных субъектов ОРД. Необходим и подбор специалистов для отбора дополнительной информации. Часто предмет исследования -организованная преступность и связанная с ней коррупция — требует объяснения многих явлений путем прослеживания их генезиса и эволюции, оценки в связи с определенными событиями, прошлой преступной деятельностью организаторов и активных членов ОПФ. Рабочие встречи оперативных сотрудников, имеющие целью повышение оперативности взаимного информирования, реагирования на организованную преступную деятельность. Сложился опыт организации регулярных встреч оперативников, специализирующихся по линиям борьбы с организованной преступностью, обслуживающих одни и те же отрасли экономики.
На таких встречах достигают договоренности о координации действий и обмене информацией, готовят планы совместных мероприятий. В ходе таких встреч выносят предложения по:
- увеличению объемов обмена оперативной информацией;
- взаимообмену (для использования в работе по конкретным мероприятиям) некоторыми видами спецтехники.
Особое значение такие встречи имеют в борьбе с межреспубликанскими, межрегиональными и международными преступными группами, в разоблачении коррумпированных должностных лиц.
В этой форме взаимодействия существует проблема пределов взаимного ознакомления с оперативно-розыскной информацией и ее источниками. Сложилась тенденция, согласно которой источники оперативной информации лишь в крайних случаях расшифровываются перед сотрудниками других ведомств, а именно в тех случаях, когда эти сотрудники готовят их внедрение в среду разрабатываемых.
В большинстве же случаев оперативная информация фигурирует «обезличенно», т.е. при обмене ею используют только проверенные факты, без указания условий, а тем более конфидентов, которыми они установлены. Чаще всего обмен происходит с помощью меморандумов — письменных обобщений с указанием целесообразных вариантов использования оперативной информации.
Обмен опытом борьбы с организованной преступностью. В ОВД накоплен огромный опыт разоблачения расхитителей, взяточников, дельцов теневой экономики, мошенников, организаторов и членов разбойных и рэкетирских групп, бандформирований, которые разными путями попадают в структуры организованной, в том числе «политизированной», преступности. Сотрудники СКМ за годы оперативного наблюдения за этим контингентом хорошо осведомлены о нравах и обычаях преступной среды, знают сильные и слабые (уязвимые) места преступников. Эти знания часто необходимы сотрудникам ФСБ, Госнаркоконтроля, ГТК, особенно в работе по привлечению граждан к конфиденциальному сотрудничеству и при проведении ОРМ по «подрыву» (разобщению, компрометации) ОПФ.