Права оперативно-розыскного органа
Основные правила установления прав ОРО и их реализации. Такие права есть круг предоставленных законодателем ОРО возможностей для надлежащего исполнения обязанностей по достижению целей ОРД и решения ее задач.
Среди прав, как и среди обязанностей, различают две группы (с учетом нормативного закрепления): 1) изложенные в предписаниях ФЗ об ОРД и 2) отраженные в некоторых иных нормативных актах России.
Законодатель предъявляет к правам ОРО требования, аналогичные предъявляемым к обязанностям.
Непосредственно изложенные в ФЗ об ОРД права ОРО. Ими являются следующие две группы:
1) предусмотренные в ст. 15.
Так, органы, уполномоченные осуществлять ОРД, вправе:
проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в ст. 6 ФЗ об ОРД, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД; использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
создавать в установленном законодательством России порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных ФЗ об ОРД;
2) изложенные в иных статьях ФЗ об ОРД.
ОРО также вправе:
в установленных ФЗ пределах осуществлять ОРД посредством проведения ОРМ (ст. 1);
отказать в предоставлении запрошенных сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 5);
не предоставлять судье по его требованию оперативно-служебные документы содержащие сведения о: лицах, внедренных в ОПТ; ШНС; лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 5); об организации и о тактике проведения ОРМ (ч. 3 ст. 9);
не уничтожать по истечении одного года полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, если этого требуют служебные интересы или правосудие (ч. 7 ст. 5);
в ходе проведения ОРМ использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства (при условии ненанесения ими ущерба жизни и здоровью людей и непричинения вреда окружающей среде) (ч. 3 ст. 6);
в пределах своих полномочий собирать данные, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ; по обеспечению безопасности ОРО; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 7);
в экстренных ситуациях, предусмотренных ч. 3 ст. 8, проводить ОРМ, предусмотренные ч. 2 ст. 8, без предварительного разрешения судьи, но с обязательным последующим в течение 24 ч уведомлением суда (судьи);
в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 ч (ч. 4 ст. 8);
для обеспечения безопасности ОРО осуществлять действия, указанные в п. 8—11 ч. 1 ст. 6, без судебного решения (при наличии согласия гражданина в письменной форме) (ч. 8 ст. 8); в случае если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в ч. 1 ст. 9, ОРО вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд (ч. 6 ст. 9);
создавать и использовать информационные системы, а также заводить ДОУ (ч. 1 ст. 10); использовать результаты ОРД согласно правилам ч. 1 и 2 ст. 11; предавать огласке сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе (при условии их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами) (ч. 2 ст. 12); представлять оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим ОРД, в порядке и случаях, установленных ФЗ об ОРД (ч. 4 ст. 12); полностью осуществлять на территории России ОРД (только оперативные подразделения, перечисленные вч. 1 ст. 13); проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России ОРМ в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России (ч. 5 ст. 13); заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений (ч. 2 ст. 17); в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей проводить специальные мероприятия по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами России (ч. 7 ст. 18).
§ 5. Оперативно-розыскная подведомственность и компетенция конкретных оперативно-розыскных органов