Виды оперативного подразделения.
В зависимости от полноты осуществления ОРМ различают два основных вида этих подразделений: 1) осуществляющие ОРД полностью и 2) проводящие только часть ОРМ.
Оперативные подразделения конкретных ОРО. Рассмотрим их в соответствии с перечнем, изложенным в ст. 13 ФЗ об ОРД.
Оперативные подразделения ОВД. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, Законом о милиции и Положением о министерстве внутренних дел РФ перечень таких подразделений вправе определять Министр внутренних дел РФ.
Оперативные подразделения органов ФСБ. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, ФЗ о ФСБ, Положением о ФСБ России от 6 июля 1998 г. № 806, Положением об управлениях (отделах) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)1 и некоторыми ведомственными нормативными актами перечень таких подразделений определяет Директор ФСБ России.
Оперативные подразделения имеются в структуре центрального аппарата (ФСБ России), в территориальных органах - органах безопасности субъектов Федерации (включая управления в краях и областях) и региональных управлений, в Вооруженных Силах РФ и пограничных войсках.
Оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, Законом о государственной охране и Положением о Федеральной службе охраны РФ2 перечень таких подразделений вправе определять руководитель ФСО России.
Оперативные подразделения таможенных органов России. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, ТК и Положением о ГТК России перечень таких подразделений определяет Председатель ГТК России3.
Оперативные подразделения имеются в структуре ГТК России, региональных управлений и таможен. Ими являются подразделения собственной безопасности и подразделения по борьбе с таможенными правонарушениями.
Оперативные подразделения Минюста России. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД и Положением о Минюсте России (подп. 27 п. б)4 перечень оперативных подразделений вправе определять Министр юстиции РФ. Министр наделил функциями оперативного подразделения, в частности, следственный изолятор уголовно-исполнительной системы Минюста России. Согласно утвержденному им Положению «О следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (приказ от 25 января 1999 г. № 20) одной из основных задач следственного изолятора является «проведение оперативно-розыскных мероприятий в следственном изоляторе в порядке, предусмотренном законом» (см. п. 3.13). В соответствии же с Положением о Главном управлении исполнения наказаний Минюста России в структуру Главного управления входят оперативное управление, управление безопасности и управление оперативно-технических мероприятий (см. п. 1.3.1).
Кроме того, оперативные аппараты учреждений, исполняющих наказания, также наделены правом проведения ОРМ (согласно ст. 84 УИК и ст. 14 Закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания).
Оперативные подразделения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с Указом Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624, утвердившим Положение о Госнаркоконтроле России и структуру его центрального аппарата, к оперативным подразделениям относятся Главное оперативное управление, Управление собственной безопасности, Управление специального назначения, Управление режима и информационной безопасности.
Оперативные подразделения СВР России, органа внешней разведки Минобороны России. В соответствии с ФЗ об ОРД и Законом о внешней разведке перечень таких оперативных подразделений определяют их руководители в закрытых ведомственных нормативных правовых актах.
§ 3. Обязанности оперативно-розыскного органа
Основные правила установления обязанностей ОРО и их реализации. Обязанностями ОРО является круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей ОРД и решения ее задач. Различают две группы обязанностей: 1) изложенные в предписаниях ФЗ об ОРД и 2) зафиксированные в некоторых иных законодательных актах России (для ОВД — в Законе о милиции, для органов ФСБ - в ФЗ о ФСБ и т.п.).
Законодатель предъявляет следующие требования к обязанностям ОРО (впрочем, как и к правам): все они могут устанавливаться исключительно в открытых нормативных правовых актах (как правило, законодательных). Не допускается их определение в закрытых подзаконных нормативных актах, включая ведомственные; любые действия этих органов (связанные с реализацией обязанностей) будут законны исключительно при условии их направленности на достижение целей и решение задач ОРД.
Непосредственно изложенные в ФЗ об ОРД обязанности ОРО. Ими являются следующие две группы:
1) предусмотренные в ст. 14. Так, органы, уполномоченные осуществлять ОРД, обязаны:
- принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
- исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами России, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
- информировать другие российские ОРО о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД; содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством России, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовно! о судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств;
2) изложенные в иных статьях ФЗ об ОРД.
ОРО также обязан:
- соблюдать пределы своих полномочий при проведении ОРД (ст. 1);
- в процессе рассмотрения дела в суде доказывать обоснованность отказа в предоставлении сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 5); предоставить судье по его требованию оперативно-служебные до кументы, содержащие информацию о сведениях, в предъявлении которых было отказано заявителю (за исключением ряда сведений) (ч. 5 ст. 5);
- за три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, уведомить об уничтожении соответствующего судью (ч. 7 ст. 5);
- при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган в соответствии с российским законодательством обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ч. 9 ст. 5);
- в течение 48 ч с момента начала проведения «экстренного» ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8);
- в течение 48 ч уведомить соответствующий суд (судью) об «экстренном» прослушивании переговоров, ведущихся с телефона заявителя (ч. 4 ст. 8); представить суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим ОРО оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, в порядке и случаях, установленных ФЗ об ОРД (ч. 4 ст. 12);
- при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких — принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России (ч. 3 ст. 18).