Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц

Общие положения действия оперативно-розыскного закона по кругу лиц. Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ, если иное не предусмотрено ФЗ. В этом предписании ФЗ об ОРД конкретизирован закрепленный в ст. 19 Конституции принцип равенства всех перед законом и судом. Тем самым в отношении каждого может проводиться ОРД с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств. Исключение из действия оперативно-розыскного закона по кругу лиц. Единственным исключением из правила равенства каждого перед законом служат специальные упоминания в соответствующих ФЗ. По сути, они являются правилами особого порядка осуществления ОРМ в отношении отдельных категорий должностных лиц. Так, в соответствии с Конституцией неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания РФ и судьи, согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» — Уполномоченный, а ФЗ о прокуратуре — прокуроры и следователи органов прокуратуры. По смыслу ст. 22—25 и 98 Конституции и в соответствии с ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ парламентарии обладают неприкосновенностью, или депутатским иммунитетом. Его сущность заключается в освобождении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы от уголовного преследования или привлечения к административной ответственности в течение всего срока их полномочий. Однако законодатель не акцентирует внимания на том, что данный иммунитет распространяется на ОРД, не предназначенную как для непосредственной реализации функций уголовного преследования, так и для привлечения к административной ответственности.

Из разъяснений Конституционного Суда РФ следует, что в отношении действий депутата, не связанных с его деятельностью в качестве представителя законодательной власти, допустимо возбуждение дела, связанного с уголовной ответственностью1 (тем самым допустимо ограничение депутатской неприкосновенности). Таким образом, реализация задач ОРД относительно реально или возможно совершенного депутатом преступления, не связанного с его депутатскими полномочиями, законом не запрещена и, следовательно, допустима. Кроме этих общих положений отметим следующее. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку (см. ст. 19 Закона о статусе депутата). Применительно к ОРД это означает, что законодатель предусмотрел дополнительный перечень материальных объектов, используемых представителем законодательной власти, относительно которых производство ОРМ существенно ограничено. Их проведение допустимо только в рамках производства по уголовному делу (предварительное следствие по которому обязательно), возбужденному по общественно опасному деянию конкретного представителя законодательной власти. Однако производство ОРМ в отношении иных объектов, не указанных в законе, допустимо на общих основаниях. Конституционное предписание о неприкосновенности судей (ст. 122) распространяется в одинаковой степени на всех судей, независимо от занимаемой должности и работы в каком-либо суде (Конституционном Суде, суде общей юрисдикции, арбитражном и военном суде, мировым судьей).

Кроме того, ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 2 января 2000 г. установлено, что на народного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и соответствующими статьями (включая п. 1,2, 5-7 ст. 16) Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.

В соответствии с Законом о статусе судей личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность распространяется на его (и народного заседателя) жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Поэтому оперативно-розыскное проникновение в жилище (служебное помещение) судьи (народного заседателя), в личный или используемый им транспорт, а также прослушивание его средств связи и перлюстрация корреспонденции, осмотр имущества и документов судьи допустимы исключительно в рамках производства по уголовному делу (предварительное следствие по которому обязательно), возбужденному по деянию конкретного судьи. Вместе с тем производство в отношении какого-либо судьи (народного заседателя) иных ОРМ допустимо на общих основаниях.

Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о прокуратуре любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Поэтому в ходе ОРД нельзя осуществлять соответствующую проверку полученных сообщений (например, по ДОУ).

Законодательные ограничения по кругу лиц, в отношении которых запрещено проводить ОРМ, не распространяются на других лиц, совершивших преступления в соучастии с вышеперечисленными категориями лиц.

Наши рекомендации