Истоки оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности
С древнейших времен ядром оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности был агентурный метод, т.е. совокупность приемов и способов яегендированного поведения негласных сотрудников (агентов) и оперативных сотрудников правоохранительных органов и спецслужб по выведыванию оперативно-значимой информации и документированию противоправных действий путем установления или развития доверительных отношений с ее обладателями. Одним из первых археологических источников, свидетельствующих о том, что агентов (разведчиков) использовали в межгосударственных отношениях в качестве заложников, является обожженная дощечка с древними письменами, найденная на территории Сирии и датированная XIII в. до н.э. В них правитель одного города-государства жалуется правителю другого, что он отпустил его соглядатаев, согласно уговору, но выкупа за них до сих пор не получил.
Знаменитый военный теоретик Китая Сунь-Цзы, живший в одно и то же время с Древнекитайским мыслителем Конфуцием (VI в. до н.э.) и прославившийся своим трактатом «Искусство войны», особое значение придавал разведывательной деятельности. Сунь-Цзы утверждал, что работа с агентами требует строжайшей тайны и что необходимо не просто их наличие, но и умелое использование. Он рассматривал отказ военных руководителей и администраторов от применения агентурного метода как «верх глупости, так как подлинная гуманность - воевать с возможно меньшим числом жертв» (Цит. по: Энциклопедия шпионажа. - М., 1998. - С. 5.). Ученый придавал важное значение сбору информации и различал в этой связи 5 категорий агентов: туземные, внутренние (агенты в стране противника из числа его граждан), обращенные (двойственные или перевербованные агенты), невозвратимые (или диверсанты) и прижившиеся (разведчики), составляющие организованную конспиративную систему. Значительную лепту в становление агентурного метода внес известный царь-завоеватель Митридат Понтийский (I в. до н.э.), по свидетельству современников, неоднократно выступавший лично в роли секретного агента. Исторические летописи характеризуют его как подозрительного, жестокого, хитрого и неутомимого деспота. Агенты Митридата неутомимо действовали во многих азиатских владениях Рима и в Греции, используя недовольство местных жителей.
В работах известного философа и мыслителя Геродота, датируемых 480 г. до н.э., также указывается на использование древними греками агентов из Персии. Активно использовали агентуру царь Александр Македонский и карфагенский генерал Ганнибал, который согласно записям Плутарха засылал соглядатаев в лагерь противников, получая секретную информацию.
Так, прежде чем атаковать город в Сицилии во время второй пунической войны (III в. до н.э.), Ганнибал послал туда своего агента, который подавал сигналы карфагенскому войску огнем и дымом: в результате чего город был взят без значительных потерь. Практически всегда Ганнибал впереди своей армии, вторгшейся в Италию, высылал десятки и сотни агентов для сбора сведений о римском войске и укрепленных местностях. Античные историки Полибий и Ливии рассказывают, что карфагенский полководец и сам не раз, надев парик и нацепив фальшивую бороду, проникал в римский стан для сбора разведывательной информации (Более подробно см.: Черняк Е.Б. Пять столетий тарретной дипломатии и разведки. 5-е изд., доп. - М., 1991).
Немало полезного в организацию секретной службы и тактику агентурной работы привнесли монголы. Чингиз-хан ценил и активно использовал агентуру и, понимая опасность контрразведывательных мероприятий, жестоко и беспощадно расправлялся с вражескими лазутчиками.
К VI в. н.э. разведывательная служба Византийской империи в Константинополе приобрела главенствующую роль в государстве. Агентов посылали под видом торговцев в зарубежные страны, чтобы они добывали информацию о планах потенциальных врагов Византии. Мусульманские государства также создали высокоорганизованные секретные службы, которые активно использовались при военных набегах в Африку, Азию и Восточную Европу. В IX в. у некоего халифа была своя система тайной полиции, включающая женщин-шпионок, которая могла конкурировать с разведслужбами его противников. В период средневековья итальянские купцы получали полезную разведывательную информацию о Востоке, однако европейские политики мало использовали ее. Во второй половине XIV в. в Англии, где в это время происходила междоусобная борьба за королевскую власть, агентурный метод получил широкое распространение при Генрихе VII Тюдоре, создавшем разветвленную агентурную сеть с целью получения исчерпывающей информации о своих врагах. Люди, состоявшие на секретной службе Генриха VII, делились на четыре группы: к первой группе относились секретные агенты, исполнявшие роль резидентов (английские дипломаты или купцы); ко второй — «информаторы», нанимаемые из низших слоев общества для решения конкретной частной задачи; к третьей — профессиональные разведчики, которые вели постоянное наблюдение за определенными людьми, выявляли их связи, а при необходимости похищали их; к четвертой группе — профессиональные разведчики, исполнявшие для видимости какую-либо социальную роль (лекарь, священник, писарь), позволяющую войти в круг лиц, обладающих нужными сведениями. Внешнеполитическая разведка активизировалась, когда итальянское правительство учредило в XV в. постоянные посольства за границей, куда направлялись профессиональные разведчики для сбора нужной информации. При сборе стратегической информации высокий профессионализм и тактическую смекалку проявили венецианские посланцы. Их доклады отличались конкретностью сведений, меткими наблюдениями и оригинальными выводами. Они умело подбирали кандидатов для вербовки агентуры, способствуя тем самым созданию постоянно действующей шпионской сети. В то время разграничения между дипломатией и шпионажем практически не существовало. Послы в древности всегда вели двойную игру: официально они исполняли дипломатические, а негласно — разведывательные функции. К XVI в. большинство европейских стран овладели этой организационной формой оперативной работы. В период средневековья даже церковь имела свою разведывательную агентурную сеть почти во всех странах Европы — от сельского священника, собиравшего и докладывавшего вышестоящим церковным чинам сведения о настроениях деревенских жителей, до представителя монарха при господском дворе, имевшего возможность выведывать тайные планы царей. Одним из эффективных приемов получения такой информации была исповедь граждан. Римский престол тогдашнего христианского мира вплоть до эпохи Возрождения оставался самым осведомленным относительно положения дел в других государствах мира.
Большую роль в развитии церковной разведки сыграл в первой половине XVI в. орден иезуитов — «Компания (общество) Иисуса», созданный с целью борьбы против успехов Реформации. Агентами ордена могли быть как его члены, так и светские лица, действующие и внутри своих стран, и за их пределами. Часто проповедник и разведчик представлял собой одно и то же лицо. Помимо разведывательной службы иезуитский орден имел и свою контрразведку, в обязанности которой вменялось обнаружение вражеских лазутчиков в собственных рядах.
Иезуитская агентурная разведка была организатором десятков успешных заговоров, в ходе которых решались важных политические дела, заключались и разрывались союзы между государствами, утверждались во власти и низвергались придворные клики. Иезуиты прямо или косвенно участвовали в наиболее известных политических убийствах в Европе конца XVI — первой половины XVII в.
С XVII в. обозначилось отграничение агентурного метода по обеспечению внутренней безопасности государства, для чего начали создаваться самостоятельные структуры, впоследствии именуемые контрразведывательными службами. В России для обеспечения безопасности императорской семьи и царского режима в 1826 г. была организована политическая полиция в виде Третьего отделения личной канцелярии императора. Позднее эти функции были переданы системе безопасности Министерства внутренних дел. Полицейская охранка активно вербовала агентов и осведомителей для получения информации о многочисленных лицах, подозреваемых в нелояльности к царскому режиму. Для агентурной разработки эмигрантов, учащихся студентов и революционеров охранка засылала своих агентов и за границу. Как видим, здесь соединились все три формы работы спецслужб и полиции: разведки, контрразведки и полицейского сыска. Внедряемая или приобретаемая агентура в зарубежных странах организационно обычно осуществлялась самостоятельными структурами, осуществлявшими целенаправленную военную или внешнеполитическую разведку.
Немецкая историография, восхваляя короля Фридриха (правившего в 1740—1786 гг.), высоко ценила его заслуги в создании благоденствия Германии. Затеяв войну против Австрии, король понял настоятельную потребность в собственной хорошо организованной разведке. Послы Германии в странах своего пребывания должны были вербовать тайных агентов и выведывать секретную информацию о боеготовности армии противника. Сам Фридрих II имел при себе доверенного повара и до сотни других агентов, которых разграничивал по категориям: 1) важные агенты — высокопоставленные чиновники, придворные, имеющие доступ к государственным тайнам; 2) обыкновенные агенты, преимущественно из бедных слоев, которые за небольшую плату выполняли тайные задания; 3) принуждаемые агенты, которые под воздействием властей вынуждены соглашаться на выполнение негласных поручений; 4) агенты-двойники — разоблаченные шпионы противника, согласившиеся сотрудничать со своими разоблачителями Как правило, они использовались для дезинформации своих первых вербовщиков. Каждая категория агентов, по мнению «короля-философа», как себя именовал Фридрих II, требовала особых условий инструктажа и психологической подготовки, сочетающей поощрение и принуждение (угрозы, расправы с ближними и т.п.). Это разграничение приобрело всеобщий характер.
Не случайно сотрудничавшими со спецслужбами суперагентами были такие известные люди, как Даниель Дефо — автор книги «Робинзон Крузо»; Карон де Бомарше - автор «Женитьбы Фигаро», «Севильского цирюльника»; Уолт Дисней и др.
За те почти четыре тысячи лет, что прошли с момента первых упоминаний об агентурных приемах работы в Ветхом Завете, сотни тысяч людей ежегодно вовлекается в агентурную работу в качестве добровольных помощников правоохранительных и специальных служб либо в качестве штатных сотрудников, обеспечивающих разведывательные, контрразведывательные и сыскные функции.
И хотя в начале XXI в. под воздействием научно-технического прогресса оперативно-розыскная деятельность все активнее использует информационные технологии для сбора, анализа и сохранения конфиденциальной информации о лицах и фактах, представляющих интерес для разведки, контрразведки и сыскной работы, прошедший многовековые испытания агентурный метод остается одним из эффективных средств борьбы с посягательствами на интересы государства, конституционные права и свободы граждан.
Исходные положения оперативно-розыскной деятельности, ее социальная роль и соотношение со смежными видами юридической деятельности
Легитимное определение ОРД. В ст. 1 ФЗ об ОРД определено, что ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Рассмотрим, что следует понимать под этим определением. Деятельность как таковая — это занятия, труд, а оперативно-розыскная — разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.
Наконец, ОРД — разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в ОРД.
Однако одного легитимного определения ОРД явно недостаточно для ее познания как части юридической деятельности.
Научное определение ОРД. Базируясь на теории вопроса, можно сделать вывод о целесообразности трактовки ее определения в «узком» и «широком» смысле слова. В «узком» смысле слова ОРД — это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения ОРМ и оперативно-тактических действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств.
В «широком» смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов - цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).
Таким образом, в определении ОРД можно выделить две группы признаков: объективные и субъективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД.
В свою очередь, группа объективных признаков определения ОРД также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания ОРД.
Особо отметим: использование в определении ОРД фразы о том, что ее проведение возможно только тогда, когда «объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств», подчеркивает исключительный, вынужденный характер этой деятельности. По существу, речь идет о социально обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под использованием законных средств, способов и мер следует понимать прежде всего те, которые предусмотрены УПК. Важно учитывать и то обстоятельство, что морально-этические основы ОРД требуют установления и законодательного закрепления ограничительного принципа ее применения.
О термине «оперативно-розыскная деятельность». «Оперативный», согласно толковому словарю русского языка, - это, во-первых, непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь и, во-вторых, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел. Разумеется, оперативники уголовного розыска, контрразведки, других ОРО практически «что-то» осуществляют. Однако с таким же успехом непосредственное осуществление «чего-то» может быть приписано следователям, судьям и т.д. Что же касается способности оперативников «быстро, вовремя исправить или направить ход дел», то практика зачастую свидетельствует о противоположном. Анализ же содержания положений некоторых нормативных актов заставляет задуматься о якобы большей «быстроте» негласной работы по сравнению с другими видами правоохранительной деятельности, например предварительным следствием. Так, срок производства ДОУ в ФЗ об ОРД вообще не оговорен. Не в пример этому производство по уголовному делу ограничено УПК двумя месяцами (ст. 162).
Отметим также и то, что термин «оперативный» недостаточно полно отражает направленность этой деятельности на достижение конкретного результата. Таким образом, при употреблении термина «оперативно-розыскная деятельность» речь идет о непосредственно-розыскной, практически-розыскной или «быстро»-розыскной работе, как правило осуществляемой в негласной форме.
Виды и направления ОРД. Наличие в этой деятельности различных правовых отношений определяет ее комплексный характер, где можно выделить определенные виды. Основными из них являются:
1) оперативно-розыскной процесс (как сугубо оперативно-розыскная работа);
2) административная оперативно-проверочная работа, т.е. обеспечение административно-правовых режимов с помощью оперативно-розыскных сил, средств, методов и действий.
Внутри основных видов ОРД в зависимости от решения тех или иных задач различаются подвиды. Суть тех из них, которые непосредственно указаны в ст. 2 ФЗ об ОРД, заключается в том, что эта деятельность осуществляется:
- для предупреждения совершения общественно опасных противоправных деяний;
- для выявления, пресечения и раскрытия преступлений;
- с целью розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.
Кроме того, в ОРД различают иные виды (не основные). Например, в ст. 2 ФЗ об ОРД указан один из них — добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (дополнительным он является в силу того, что основной способ добывания информации — это разведывательная и контрразведывательная работа), кроме того, в ст. 2 содержится указание о том, что она может проводиться для поиска без вести пропавших граждан. Элементы содержания ОРД. Понимая содержание как внутреннюю основу существования предмета объективной действительности, являющуюся источником развития предмета и перехода его в новое качество, невозможно раскрыть содержание ОРД без уяснения ее цели и задач, объектов и субъектов, форм и видов, средств, методов и действий, а также определения так называемого оперативно-розыскного процесса, его стадий и др.
Особую сложность в исследовании содержания ОРД вызывает ее многоаспектный характер. Эта ее особенность проявляется в том, что ОРД (в «широком» смысле слова) является одним из наиболее эффективных средств государства в достижении поставленной цели с помощью применения специальных сил и средств. Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально-правовой системы зависит от содержания социально-политического строя общества. Поэтому ОРД можно представить как системную составляющую политики государства, взаимосвязанную с фактическими усилиями ее субъектов и участников по решению задач и достижению своих целей посредством применения специальных сил, средств и методов. Эта деятельность характеризуется единством теоретического познания «конспиративно-гласной» реальности и практического преобразования оперативно-розыскных отношений. Причем в зависимости от понимания ее в «широком» или «узком» смысле слова в ОРД, как в достаточно сложной социально-правовой системе, можно выделить те или иные аспекты. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскной, социально-политической и духовной сферам российского общества.
Различные аспекты ОРД структурно выглядят следующим образом:
- непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;
- составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный «голод» государственных органов власти России;
- организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативников;
- научная работа;
- педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической ОРД.
Как видим, проявления ОРД многообразны. Поэтому здесь рассмотрим только некоторые признаки содержания ОРД.
Формы осуществления ОРД.
Под формой понимается внешнее выражение содержания данной деятельности. ОРД проводится в двух взаимодополняющих формах — гласно и негласно. Должностные лица государственных органов, осуществляющих ОРД, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим оперативник или лицо, содействующее проведению ОРД, могут осуществлять свои правомочия, предоставленные ФЗ об ОРД, в негласной форме.
Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поэтому общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных ОРМ, но и обязали своих представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы весьма затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленные преступления скрытно, с различными ухищрениями. Социальная роль ОРД. Она в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции российского права, т.е. защищать присущими ей специфическими средствами человека, общество и государство от преступных посягательств. В этом заключается важнейшее проявление социальной роли ОРД.