Мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру.
Вооруженные силы.Прежде всего была проведена демобилизация, и к началу 1923 г. численность была сокращена до 600 тыс. человек. Вводился новый принцип организации армии. Сохранялся сравнительно небольшой контингент кадровых частей. Наряду с кадровыми частями создавались территориальные формирования.
Кодификация советского права в годы НЭП.
Страна переходила от чрезвычайных условий гражданской войны и иностранной военной интервенции к мирным условиям.Право должно было способствовать восстановлению разрушенного войнами хозяйства, гарантии сохранности союза рабочего класса и крестьянства, укреплению Советского государства и законности.
Вопреки стереотипным представлениям, период НЭПа был едва ли не самым трудным и опасным для Советского государства. Оно лишилось важных факторов его легитимации — сплачивающих людей бедствий войны и уравнительного разделения тягот ("военный коммунизм"), утопии быстрого движения к братству трудящихся, надежды на мировую пролетарскую революцию, которая поддержит Советскую Россию. Вместо этого было начато «отступление» с возрождением буржуазии, новым социальным расслоением. Приватизация предприятий и торговли, введение хозрасчета на государственных предприятиях вызвали у существенной части победивших в гражданской войне трудящихся идеологический шок. В ряде мест возникают "красные банды", вступавшие в борьбу с Советской властью.
Еще более опасным было то, что отмена чрезвычайных мер и расширение демократических прав сразу были использованы буржуазными слоями, особенно кулаками на селе. Обладая материальными средствами, будучи более грамотными и способными к организации, они без труда завоевывали решающее положение в Советах и кооперации. База политической системы превращалась в силу, враждебную центральной власти. Это объективно создавало основу для острых дискуссий в компартии, доводящих до стадии раскола. Развал партии как объединяющего механизма всей политической системы, как предполагалось, неминуемо означал бы крах государства.
Все это привело к тому, что в системе права в период НЭПа парадоксальным образом сочетаются два противоположных процесса: отмена чрезвычайных норм и классового подхода с упором назаконность — и усиление репрессивного механизма (теперь уже узаконенного) для предотвращения «государственных» преступлений. Правовая система в своей особой части начинает поворот от борьбы с классовым врагом к борьбе против оппозиции внутри самой советской системы. К этому, конечно, не сводился правовой процесс. В общей части, которая регулировала главные, массивные элементы жизнеустройства, велась нормальная работа по упорядочению жизни.
Важную роль в дискуссиях по юридическим вопросам в период НЭПа занимала концепция "революционной законности", возникшая в 1921–1922 гг.Она была идеологической основой для перехода от "революционного правосознания" к нормальной правовой системе со стабильными юридическими гарантиями, без которых был невозможен НЭП и частная хозяйственная деятельность. В результате этих дискуссий резко возросла роль прокурора как стража революционной законности (эпитет «революционная» был вскоре тихо забыт).
В середине 20-х годов возникла волна культа законностив связи с лозунгом "Лицом к деревне!" и кампанией по "Оживлению Советов", которые означали установление правовых гарантий для состоятельного крестьянина — главной фигуры в восстановлении хозяйства. Другой стороной лозунга законности было стремление ограничить произвол ("хотя бы даже и революционный") работников госаппарата, упорядочить и сделать более эффективной систему власти. Упущения, ошибки, волокиту стали трактовать как «беззаконие». Здесь также расширились функции прокуратуры и произошло ее размежевание с Рабкрином (прокурор занимался законностью, Рабкрин — эффективностью).
Хотя неясность понятия "революционная законность" позволяла в течение всего периода НЭПа придавать ему разные оттенки для использования в политической борьбе, в целом связанные с ним дискуссии стимулировали развитие правового обеспечения.
За прошедшие годы накопился значительный нормативный материал. В РСФСР к концу 1922 г. было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконений нормативных актов. Чтобы сделать эти нормы доступными, следовало их систематизировать, ликвидировать пробелы, противоречия.Встала грандиозная задача по кодификации норм советского права. Эта работа была проведена в основном за 1922–1923 годы.
Работа над Гражданским, Уголовным, Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальными кодексами РСФСР велась в Наркомате юстиции. Земельный, Лесной кодексы разрабатывались в Наркомате земледелия, Кодекс законов о труде — в Наркомате труда. Общее руководство осуществлял СНК. За необычайно короткий срок была проведена кодификация.
Вот даты введения в действие основных кодексов:
· Уголовный кодекс РСФСР — 1 июня 1922 г.
· Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР — 25 мая 1922 г. (обновлен 15 февраля 1923 г.)
· Земельный кодекс РСФСР — 1 декабря 1923 г.
· Кодекс законов о труде РСФСР — 1 января 1923 г.
· Гражданский кодекс РСФСР — 1 января 1923 г.
· Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР — 1 сентября 1923 г.
· Лесной кодекс РСФСР — июль 1923 г.
В 1924 г. появился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Были разработаны также Таможенный кодекс, Устав железных дорог. Проводилась систематизация и других отраслей законодательства. Велись работы над Административным кодексом РСФСР, но он не был принят. Кодексы РСФСР служили образцом для союзных республик, в которых были затем приняты аналогичные кодексы.
Образование СССР - новый подход в развитии отечественной государственности.
В дек 22 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками:РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Каждая из республик уже имела свою конституцию.
Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции(проект был разработан в течение 1922 г.), которая и была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 г. К-ция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики Советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).
По Конституции в исключительное ведение Союза входили: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение К-ции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высший орган власти СССР - Съезд Советов СССР.
В период между съездами высший орган власти - Центральный Исполнительный Комитет СССР(ЦИК СССР).Состав: Союзный Совет и Совета Национальностей.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаровСССР (СНК СССР). Состав: председатель СНК, его заместители, десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Общесоюзные наркоматы: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Действовали на территории союзных республик через уполномоченных. Объединенные наркоматы: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов. Действовали через одноименные наркоматы союзных республик. Республиканские нар-ты: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения.
Конституция предусматривала создание Верховного судапри ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда.
Изменение статуса союзных республикв процессе образования СССР выразилось в том, что онистановились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет Национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры.
61.Конституция СССР 1936 г. о структуре, принципах построения и полномочиях высших органов власти.
За период с 1924 по 1936 годы в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения. Коренные изменения в общественном строе потребовали соответствующего отражения, прежде всего в конституционном законодательстве.
Были ликвидированы остатки “эксплуататорских классов”, большая их часть сидела по лагерям, поэтому конституционное ограничение их прав не имело смысла. Произошли значительные изменения в сфере национально-государственного строительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления народным хозяйством.
30 янв 1934г Политбюро ЦК ВКП(б) вынесло вопрос о Конституции Союза ССРна рассмотрение Пленума ЦК партии. Пленум решил внести на обсуждение VII Всесоюзного съезда Советов предложение о необходимости изменения Конституции. Съезд Советов, рассмотрев вопрос, принял постановление, обязав ЦИК избрать конституционную комиссию, которой поручить переработку текста Конституции. Конституционная комиссия вышла за рамки, предусмотренные решением VII Съезда Советов. Она не стала перерабатывать текст прежней конституции, а создала совершенно новый проект. В мае 1936 года проект был подготовлен. В ноя 36 г на чрезвычайном VIII Съезде Советов проект дополнительно подвергся редактированию.5 дек 36 г. Съезд Советов единогласно утвердил новый Основной Закон СССР.
Конституция 1936г.состояла из 13 глав и 146 статей.
Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудие и средства производства. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность.
Социальная глава под названием “Государственное устройство” была посвящена организации государственного единства. В ней закреплялся статус СССР как единого союзного государства, определялась его компетенция. Вместе с тем подтверждался суверенитет союзных республик.
Высшим органом власти был Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из 2-х палат:Совета Союза и Совета Национальностей. Первый избирался по территориальным округам, второй—по союзным, автономным республикам, национальным округам.
Правительство (Совет народных комиссаров СССР)формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом.В Конституции давался перечень союзных(обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, тяжелой промышленности)и союзно-республиканских(пищевой, легкой промышленности, земледелия, финансов, гостиниц, здравоохранения)народных комиссариатов. По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.
Глава 9 была посвящена изменениям в избирательной системе. Она выглядела более демократично и приближалась к тем, которые существовали в буржуазных государствах. Закреплялось всеобщее избирательное право при тайном голосовании, представляемое с 18-летнего возраста. Был изменен и принцип организации выборов. Голосование стало проводиться не на предприятиях, не по месту работы, а только по месту жительства.
В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей гражданупоминалось о правах на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, по болезни, при потере трудоспособности, образование (бесплатное). Провозглашалось равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, отделение церкви от государства, а школы от церкви. ВКП(б) объявлялась “передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющим ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
62.Изменения в системе центрального и местного управления в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
63.Создание и развитие в СССР правоохранительных органов и государственной безопасности.
64. Формирование в СССР новых отраслей права в межвоенный период и их характеристика (1920-1930 гг.)
65. Основные тенденции развития советского государства и права в 1950-е - 1980-е гг.
66. Распад СССР как федеративного государства: причины и юридические последствия.
1. Выход союзных республик из состава СССР;
2. Референдум;
Последствия августа 1991 г.
1. По мере ослабления СССР и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма- движения за выход из состава СССР.
Содержащееся в Конституции СССР положение о праве союзных республик на выход из состава СССР никогда не рассматривалось как осуществимое. Поэтому процедуры реализации этого права создано не было. В конце 80-х гг. в ряде союзных республик наблюдается движение за выход из СССР. В этих условиях Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г. был вынужден принять закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий реализацию конституционного права на выход из состава СССР и предусматривающий при этом референдум и пятилетний срок.
Крах СССР был предрешен начавшимся крахом КПСС. Выход из КПСС республиканских партийных организаций в условиях сложившегося за десятилетия партийно-государственного единства означал, что не за горами и выход республик из состава СССР. Ждать пришлось недолго. Первыми в борьбу за независимость включились республики Прибалтики, а остальные повторили этот путь.
2. Ввиду поднявшейся волны сепаратизма стала очевидной необходимость закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР.С этой целью руководство СССР решилопровести референдум.
В соответствии с решениями IV съезда народных депутатов Верховный Совет СССР постановил провести 17 марта 1991 г. референдум СССР по вопросу о сохранении СССР как федерации равноправных республик. Была определена следующая формулировка вопроса: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Предлагалось выбрать один из ответов: «да» или «нет».
Большинство населения страны на референдуме СССР высказалось за сохранение СССР как федерации, но руководство СССР, утратив механизмы своего воздействия на республики через строго централизованную систему партийного руководства, не смогло найти других, и процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявлялось в войне законов, т. е. игнорировании местными органами власти Конституции СССР, законов СССР, создании неконституционных, параллельно Советам, структур власти на местах и т. д.
3. События 19-21 августа 1991 г. явились последней организованной попыткой противодействия распаду СССР и созданию на его месте конфедерации в той или иной форме.Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентралистских сил по всему пространству СССР. Президент СССР не мог исполнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности своего государства. Большинство союзных республик, ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошли дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили союзную собственность республиканской и перестали принимать участие в деятельности союзных структур и в работе союзных органов власти.
Судьба СССР была решена на Беловежской встрече руководителей трех республик — Белоруссии, России и Украины8 декабря 1991 г., когда в Минске было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Соглашение предусматривало роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов. Это Соглашение подтолкнуло другие республики присоединиться к процессу роспуска СССР.
67. Конституция российской Федерации 1983 г. о принципах государственного устройства и форме политического устройства России.