Правовой статус сословий в эпоху абсолютизма. Табель о рангах1722 г.
Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. — прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса — коллежский асессор, а чин коллежского регистратора — 14-й класс, давал право на личное дворянство).
Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:
1) бюрократическое начало в формировании государственного аппарата несомненно победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость;
2) сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей, юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.
Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический;
3) Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была, несомненно, обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии;
4) подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификаций определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак). В рассматриваемый период российское общество состояло из четырех сословий: дворянство, духовенство, крестьянство и горожане. Последняя категория была весьма неоднородной.
Господствующее положение занимало дворянство. Петровским указом "О единонаследии" от 23 марта 1714 г. его положение меняется. Поместье в правовом отношении приравнивается к вотчине (боярское звание было отменено), наследуется старшим сыном (принцип майората), поэтому не подлежит дроблению и не утрачивает рентабельности. Образуется большой слой безземельного дворянства, вынужденного поступать на военную либо государственную службу. В 1722 г. была введена "Табель о рангах", в соответствии с которой гражданская служба приравнивалась к военной, вводились соответствующие разряды. Для всех категорий населения, включая дворян, служба начиналась с низшего разряда. Для дворян служба была пожизненной. Уклонение от воинской или государственной службы строго наказывалось вплоть до конфискации поместья. С 1722 г. за неявку на службу дворянин подвергался шельмованию. С 14-го по седьмой чин чинов.....с получал личное дворянство, с восьмого (коллежский асессор) — потомственное'. С 1714 г. все дворянские дети обязаны были получить минимум образования. В то же время дворяне освобождались от пыток, за исключением проведения следствия но делам о государственных преступлениях. Дворянские права могли быть ограничены только судом равных, и только в том случае, если лицо лишалось за уголовное преступление дворянского достоинства.
Было шесть способов получения дворянского титула: 1) по рождению; 2) брак с дворянином, но не наоборот; 3) по выслуге; 4) пожалование императором; 5) пожалование ордена; 6) индигенат иностранцев (признание иностранного дворянского титула). С первой половины XIX в. личное дворянство получали лица, окончившие университет и поступившие на гражданскую службу, а поступившие на военную службу — потомственное дворянство. Потомственными дворянами становились липа, получившие степень доктора паук.
Реформы коснулись и духовенства. С 1722 г. законом упорядочивалось вступление в духовное сословие, а с 1737 г. часть духовенства стала призываться на воинскую службу.
По-прежнему большинство населения составляли крестьяне. Государственные крестьяне владели землей, пользовались судебной защитой, но не могли ею распоряжаться. Крепостные крестьяне были помещичьей собственностью и находились под юрисдикцией помещика за исключением уголовных дел. Они могли заниматься мелкой торговлей, при наличии материальных средств откупаться от рекрутчины, обучать детей, но только с разрешения помещика. Петр имел намерение ограничить розничную торговлю крестьянами, однако, даже он, "не знавший границ в своей власти", оказался совершенно бессильным перед мелким шляхетством, среди которого розничная торговля крепостными было обычным делом"[1]. Появилась новая разновидность зависимых крестьян -посессионные, о которых говорилось выше. С 1719 г. податным сословием становятся холопы.
Городское население включало несколько социальных слоев. Высший слой — регулярные граждане первой гильдии: банкиры, купцы, врачи, ученые, творческие работники. Регулярные граждане второй гильдии: ремесленники, сапожники, портные, мелкие торговцы. Третий слой — "подлые люди" (низший слой, не в нынешнем значении этого слова). Последние две категории составляли основную массу населения — мещанство. Это слово в то время не имело качественного содержания. Отрицательный оттенок оно получило в советское время. Мещане имели право на судебную защиту чести и достоинства, свободного передвижения, собственности, право заниматься торговлей и владеть предприятиями.