Особенности государственно-политического развития Владимиро-Суздальского княжества в X1I-XIV вв.
Ростово-Суздалъское (Владимиро-Суздальского) княжество вышло из состава Киев-(ого государства в 30-е гг. XII в. Во второй половине XII в. столицей княжества стал Владимир, куда впоследствии переместилась и резиденция великого князя. Власть Владимирского князя распространялась на большую часть территории Северо-Восточной Руси. Характерными особенностями этого княжества являлись сильная власть князя и большое количество объединенных княжеством городов.
Переезд во Владимиро-Суздальское княжество из Киева великокняжеского престола, а также киевского митрополита Максима способствовал, созданию крупного и сильного государства в Северо-Восточной Руси. Владимиро-Суздальское княжество представляло собой сильное политическое образование, которое могло претендовать не только на самостоятельность, но и на центральное положение во всей Руси. Владимиро-Суздальское княжество поддерживало и международные отношения со странами как Запада, так и Востока. Во взаимоотношениях с русскими княжествами следует отметить тесные экономические и политические связи с Новгородом. Наибольшего расцвета Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество достигло в XII — первой половине XIII в.
Общественный строй Владимиро-Суздальского княжества был типичен для этого периода. Господствующим классом являлся класс феодалов, в который включались бояре, дети боярские и слуги вольные. Большую роль играло духовенство, имевшее крупные земельные владения. В документах XII в. упоминаются и дворяне, которыми назывались княжеские слуги, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования.
Так как на территории Владимиро-Суздальского княжество находилось много крупных городов, городское население имел значительное политическое влияние.
Феодально-зависимое население состояло из крестьян живших на землях, принадлежавших князьям, боярам и другими феодалам. Возглавлял Владимиро-Суздальское княжество великий князь, обладавший большим политическим влиянием. В свое! деятельности он опирался на совет, состоявший из бояр и духовенства, княжескую дружину и феодальные съезды. Для решения важных вопросов могло созываться народное собрание — вече.
Во Владимиро-Суздальском княжестве существовала дворцово-вотчинная система управления. Она характеризуется следующими чертами: во главе системы стоял дворецкий; на местах представителями княжеской власти были посадники (наместники) и волостели, осуществлявшие функции управления и суда; вместо жалованья за службу они получали «корм» — часть собранного с населения.
В XIII в. Владимиро-Суздальское княжество и другие русские земли были завоеваны монголо-татарскими племенами. Результаты экономического и политического развития русских земель в этот период не пропали — именно на земле бывшего Владимирского княжества возник новый политический центр — Москва, которому принадлежала ведущая роль в создании единого Русского государства.
9. Особенности существования и развития русской государственности в условиях монголо-татарского ига. Объединение русских княжеств Москвой и создание централизованного государства. Судебник 1497 года как источник права
Судебник 1497 г. — первый общерусский свод законов — был утвержден великим князем Иваном III и Боярской думой в сентябре 1497 г. Судебник основывался на нормах Русской Правды, Псковской судной грамоте, нормах обычного права, уставных грамотах и судебной практике.
Судебник 1497 г. преследовал две главные цели:
— распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства;
— ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей.
Для содержания Судебника характерны следующие особенности:
• нормы права излагались без четкой системы;
*открыто закреплялись привилегии господствовавшего сословия;
• устанавливалось неравное положение зависимых сословий.
10. Сословно-представительная монархия в России
Создание централизованной Русского государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI—XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершен» всеобщее закрепощение крестьян.
Создание единого государства ^ало необходимые ресурсы для активной внешней политики. 3 середине XVI в. Россией были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, а Ногайская орда признала вассальную зависимость от, России. Далее в состав России вошли Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. В1582 г. началось покорение Сибири, и к концу XVII в. вся Сибирь била присоединена к России. В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Таким образом формировался многонациональный состав Русского государства. К XVII в. Россия по своей территории и численности населения стала крупнейшие в мире государством.
В середине XVI в. происходящее социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства м сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-редставительных органов — земских соборов. Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — абсолютная монархия.
17. Основные предпосылки образования единого централизованного русского государства.
Важной предпосылкой объединения русских земель было восстановление и развитие хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость.
Номинально главой Северо-Восточной Руси считался великий князь владимирский, поэтому в борьбе именно за владимирский престол решался вопрос о том, какое княжество возглавит процесс объединения русских земель. С начала XIV в. происходит возвышение Московского (великого) княжества в этой роли.
Причины возвышения Москвы следующие.
1. Выгодное географическое и экономическое положение в верховьях Волги.
2. Москва долгое время развивалась как замкнутый социум, что обеспечило ей независимость во внешней политике, это (великое) княжество не тяготело ни к Литве, ни к Орде, что позволило ему стать центром национально-освободительной борьбы русского народа.
3. Москвичи привлекли на свою сторону крупнейшие русские города (Кострома, Ниж. Новгород и др.).
4. Москвичи сумели привлечь на свою сторону церковь.
5. Отсутствие вражды среди (великих) князей московского дома в результате удачного стечения обстоятельств при каждом престолонаследовании. Пока не было сил для борьбы с татарами. Иван Калита и его преемники сотрудничали с ними, в то время как тверичи готовили восстания, заканчивавшиеся поражениями. Однако как только в Орде начались распри, Дмитрий Донской наносит удар татарам на Куликовом поле (1380).
Производительные силы были развиты слабо, капиталистический уклад в экономике страны отсутствовал, города играли незначительную роль, классовая борьба проходила в ограниченных масштабах. Покорение удельных князей шло одновременно с освобождением от татарского ига, поэтому именно Москва сумела занять место центра государственного объединения.
На вершине пирамиды общественной иерархии находились феодалы(бояре) во главе с великим князем. Все бояре подчинялись великому князю и несли гос. службу, при этом наиболее родовитые и владетельные из них составляли главную оппозицию увеличивавшейся власти монарха.
Великий князьстарался опираться на служилое дворянство, которому жалует многочисленные поместья. Появляется лестница придворных чинов: «введенный боярин», окольничий, дворецкий, казначей, конюший, кравчий, ловчий, сокольничий, постельничий. Введенные бояре и окольничие составляли Боярскую думу.
Особую (прежде всего духовную и идеологическую) роль играло духовенство,период образования Русского централизованного государства был ознаменован быстрым ростом многочисленных православных монастырей, особенно в северных регионах страны.
Сельское население – крестьянство – подпадало под феодальную кабалу и постепенно было закрепощено.
Городская верхушка(купечество) имело свои корпоративные организации, в то время как городские низы в своем правовом статусе приближались к крестьянам.
Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440–1505) московские монархи подчеркивали свою преемственность от византийского православного императорского дома.
Отношения вассалитета сменились отношениями подданства подчиненных князей и боярства московскому великому князю. В руках монарха сосредоточивалась вся гражданская, судебная, административная и военная власть.
Укреплялось верховенство светской власти (власти московского монарха) над церковной.
Первоначально Боярская дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской думы назначал только сам великий князь (царь), и собственно только ее члены могли называться боярами. В титулованных бояр (т. е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранившие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья).
Сам факт наличия Боярской думы позволяет некоторым исследователям говорить об ограниченности власти монарха в России в то время. В действительности бояре особо не мешали великокняжеской политике. Например, в начале каждого русского законодательного акта писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили…» То есть принимал решения все равно именно великий князь (царь) а бояре лишь давали согласие.
Со временем в Боярской думе кроме бояр появился дополнительный думский чин – окольничий, а также начали работать профессиональные чиновники и клерки – дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь, являвшийся думским дьяком.
Боярская дума выступала апелляционной судебной инстанцией.
Как бояре, так и думские дьяки обычно назначались послами в иностранные государства.
К началу XVI в. в России сформировалась приказная система центрального управления. Посольский приказ занимался иностранными делами, Разбойный приказ осуществлял карательные государственные функции, Поместный приказ ведал наделением государственной землей за службу, Казенный приказ следил за государственными финансами и т. д. Приказы формировались как по отраслевому, так и по территориальному признаку.
В результате финансово-денежной реформы 1535–1538 гг. была запрещена чеканка монеты частными лицами, единая денежная система сосредоточилась в руках государя.
Формирование отношений подданства привело к тому, что служба феодалов стала обязательной. Вместе с господами отбывали на войну значительные массы «боевых» холопов. В случае надобности к оружию призывалось население городов и сел.
Централизации местного управления в XIV–XV вв. способствовало развитие системы «кормления» – содержания должностных лиц за счет местного населения.