Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г
По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845, преступление определяется как противоправное виновное деяние (т.е. как сейчас). Однако не было установлено четкого разграничения м/у преступлением и проступком. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 определяются также формы вины, условия освобождения от уголовной ответственности (такие как несовершеннолетие, душевная болезнь и др.).
Преступления (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):
1. Религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и пр.
2. Гос. (около 20 видов): гос-венная измена, бунт, покушение на императора и пр.
3. Преступления против порядка управ-я: неповиновение начальству и пр.
4. Должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и пр.
5. Преступления против личности: убийство и пр.
6. Преступления против имущества: разбой, грабеж и пр.
Наказания (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):
1. Уголовные (сопровождались лишением всех прав состояния):
1.1. Смертная казнь (назначалась только за полит.преступления).
1.2. Каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири.
1.3. Пожизненная ссылка в Сибирь.
1.4. Ссылка на Кавказ (назначалась за религиозные преступления, не назначалась военным).
2. Исправительные (сопровождались лишением лишь некот. прав состояния):
2.1. Телесные наказания: битье кнутом, клеймение.
2.2. Ссылка в Сибирь на определенный срок.
2.3. Кратковременное заключение (в крепости или тюрьме).
2.4. Штраф.
2.5. Кратковременный арест.
2.6. Выговор.
Крестьянская реформа 1861 г
Причины:кризис феодально-крепостнической системы, крымская война 1853-1856гг. В обстановке крестьянских волнений царизм пошел на отмену крепостного права. Январь 1857г. создан Секретный комитетдля обсуждения мер по устройству помещичьих крестьян. Реорганизован в 1858 году в Главный комитет. Губернские комиссии -разрабатывали проекты крестьянской реформы, которые рассматривали Редакционные комиссии.19 февраля 1861годаАлександр 2 подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
Главные условия крестьянской реформы:•крестьяне получили личную свободу и право распоряжаться имуществом.• помещики сохраняли собственность на землю.• крестьяне за пользование наделами земли должны были отрабатывать барщину и платить оброк.• крестьянам предоставлялось право выкупа усадьб и полевого надела (по соглашению с помещиком). Крестьяне, недовольные кабальными условиями реформы, пошли на массовые волнения. На 1 января 1863года крестьяне отказались подписать 60% грамот. Цена земли за выкуп превышала реальную ее стоимость в 2-3 раза.1881год – закон об обязательном выкупе. Крестьянская реформа не решала социально-экономических противоречий, сохранение помещичьих землевладений – привели к дальнейшему обострению классовой борьбы→ социальный взрыв 1905-1907гг.
Главного штаба Военного
34.Земская реформа 1864 г. и Городская реформа 1870 г.
В 1864г. была проведена земская реформа. В уездах и губерниях создавались земства «для содействия правительству ведения местных хозяйственных дел» (экономика, просвещение, медицина, строительство и т.д.). Уездные и губернские земства функционировали в виде уездных и губернских собраний и земских управ.
В выборах участвовали все слои населения, разделенные на 3 разряда:
- уездные землевладельцы,
- городские обыватели,
- сельские крестьянские общины.
К избирателям первых двух разрядов предъявлялся довольно высокий имущественный ценз. На своих съездах они выбирали депутатов(гласных) в уездные собрания (выбирали мужчин не моложе 25 лет, неопороченных по суду).
Исполнительным органом земского уездного собрания была уездная управа, состоявшая из председателя и двух членов. На уездных собраниях избирались члены губернского земского собрания и соответственно - члены губернской управы. По принципу земской в 1870г. была проведена городская реформа, по которой создавались городская дума и ее постоянный исполнительный орган - городская управа. Эти органы строились на чисто буржуазной цензовой основе, без учета сословности. В выборах участвовали все плательщики городских налогов, разделенные на 3 разряда.
Причины городского самоуправ-я – необходимость административно-хозяйственного управления в городе.
Сущность реформы заключалась во введении системы органов городского общественного управления (городское избирательное собрание и городская дума с городской управой). Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским головой. Компетенция городских учреждений: 1) назначали выборных должностных лиц; 2) установление городских сборов (сборы с торговли, трактиров, жилых помещений, аукционов и т. п.); 3) управление городским имуществом; 4) городская недвижимость; 5) кредиты-займы.
Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные заведения и т. п.) и содержания тюрем, полиции, местных воинских частей. Распределением бюджетных средств ведал губернатор.
Судебная реформа 1864 г
Осуществив освобождение крестьян и, обеспечив плавный переход к гражданским в 1864 г. - судебной реформе, цель обеспечить возможность для всего свободного населения пользоваться судебной защитой. В ноябре 1864г.: «Учреждения судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Были созданы две системы судов: - местные суды – волостные и мировые, для менее значительных дел; - общие суды – окружные суды и судебные палаты.Возглавлял судебную систему Сенат- кассационной инстанцией для всех судов и мог рассматривать особо важные дела в качестве первой инстанции. В 1872г. было учреждено Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела. Мировой суд - подсудны дела назначались наказания в виде заключения сроком до полутора лет, аресты до трех лет, штрафы до 300 руб на территории своего участка. Окружныенаиболее важные дела. Судебные палаты объединяли подсудность нескольких губерний. Палаты осуществляли судебный надзор за окружными судами.
Прокуратура. Судебные уставы отделили судебные функции от обвинения и защиты, в связи с чем изменилась роль прокуратуры. На прокурорские должности принимались лица с высшим юридическим образованием. Прокуратура наблюдала за «охранением законов» и поддерживала обвинение в судах, считалась государственным учреждением и с 1864 г. подчинялась министру юстиции.
Адвокатура. обвиняемым предоставлялось право на защиту. Подсудимые могли выбирать себе защитника по собственному усмотрению. Участие адвоката в суде было обязательным, при невозможности оплаты его услуг неимущими подсудимыми назначался бесплатный «казенный» защитник за государственный счет.
Военная реформа
Развитие капиталистических отношений, поражение в Крымской войне, рост революционного движения. введение всеобщей и всесословной воинской повинности. Сокращен срок службы рекрутов – с 25 до 15 лет. Достигшие 21 года лица по жеребьевке на военную службу. Не зачисленные на службу составляли ополчение. Офицерский корпус для получивших специальное образование. воинская повинность на все сословия русского общества.
Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия — обеспечивать комплектование армии поставкой рекрутов. Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности её развертывания во время войны. Устав о воинской повинности 1874 г. определил общий срок военной службы в сухопутных войсках 15 лет, на флоте — 10 лет, из которых действительная военная служба равнялась 6-ти годам на суше и 7-ми — на флоте, в запасе — 9-ти годам на суше и 3-м — на флоте. Пехота и пешая артиллерия комплектовались по территориальному принципу. От военной службы были освобождены духовенство, врачи и преподаватели. В каждой губернии учреждались губернские по воинской повинности присутствия, которые находились в ведении Управления по делам воинской повинности