Предмет и метод задачи иоогп
Предмет и метод задачи иоогп
ИОГП изучает эволюцию государственно-правовой традиции в России в целом, т.е. развитие механизмов гос.власти, зарождение и функционирование правовых систем. ИОГП изучает факты и выявляет закономерности исторического развития, выявляет главные причины и последствия возникновения, развития и падения государственно-правовых систем (органы власти центрального и местного аппарата, юстиции). Анализ источников права ( Русская правда, грамоты князей, уставы, законы, декреты советской власти, конституции). ИОГП – общественно-политическая наука, т.к. изучает два аспекта – гос-во и право. Юрид. наука – изучает правовые аспекты общественной жизни. Историческая наука – изучает гос.-правовые явления в хронологической последовательности.
Функции:познавательная, прогностическая (анализ), воспитательная.
Принципы:историзм (хронология), развитие, объективность (правдивый взгляд на действительность), плюрализм (свобода мнений), соц.подход, системность, альтернативность (выявление степени вероятности осуществления того или иного события)
Методы:Общенаучные – общефилософские (метод диалектический, структурализма, анализа, синтеза, логический) и общесоциологические ( сбор и обработка информации). Специальные(системный, сравнительный, статистический, психологический, научной абстракции). Частноправовые ( формально-юридический, сравнительно- правовой)
Государственный строй Киевской Руси
Гос. строй КР можно характеризовать как раннефеодальную монархию. Признаки: власть князя ограничена вече, советом и церковью. Слабые связи между частями страны. Система кормления на местах. Князь – глава администрации, высший военачальник, судья, потом назначение местной администрации, законодательная, судебная, исполнительная власть, внешнеполитические функции. Назначал местных управителей – посадников, а потом наместников. Княжеские слуги стали основными должностными лицами. Большую роль играл совет дружины (потом боярский совет). Вече – вопросы войны и мира, избирание князя, заключение с ник договоров. Феодальный съезд – согласование политики князьями, обсуждение законов, союзы, решения о войне и мире (первый- 1054, последний – 1223)
КР→княжества(удельные князья→ потом заменены на посадников и наместников- сыновья князя; свой управленческий аппарат – вирники, данники→ кормление). Самоуправленческая единица - община (вервь): глава – староста . Боярские села – не распространяется власть князя. Церковь- крупный феодал. Судебная власть не отделена от административной. Виды судов: княжеский, общинный, позже боярский, церковный. Военная сила – дружина, ополчение собиралось во время войны
Общественный строй Древнерусского государства
3 сословия: свободные, зависимые и полузависимые.
Свободные: знать (князь, бояре), дружинники, духовенство, городское население, свободные общинники (смерды). Эта группа свободные землевладельцев имела свой дом, участок земли. Они объединялись в соседскую общину- вервь.Выплачивали дань.
Зависимые: холопы(рабы), челядь (лично-зависимые – работают в доме господина)
Полузависимые: закуп (взявшие долг-купу зерном или деньгами) и рядовичи (по договору)
Источники древнерусского права.
1.Обычное право
2Международные договора
3Церковное право
4Нормативно-правовые акты (уставы, законы, судебники)
Русская правда : 1. Краткая правда- 9 век – правда Ярослава, Покона Вирного, урока Мостникова2. Пространная правда – 12 век – 141 статья Мономаха. Действие до 15 века 3. Сокращенная правда – использовала в Московском государстве с 15 века.
Уголовное право в Древнерусском
Источники:РП, княжеские уставы.
Нет различий между преступлением и гражданским правонарушением.
Субъекты преступления: вменяемое лицо, личносвободное( за холопа отвечает хозяин)
Объекты: личность и имущество.
Категории преступлений:покушение, соучастие, совершенное и несовершенное преступление, случайное или умышленное, необходимая оборона.
В РП выделяется 2 вида преступлений: против личности и против собственности (позже против государства)
Виды наказаний: высшая мера- поток и разграбление ( за убийство в разбое, конокрадство, поджог имения. Денежные взыскания: 40 гривен- свободный. 80- должностное лицо. 20 – женщина. 2-3- холоп. Дикая вира.
Влад-Сузд и Г-Вол
1) Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная и Западная Русь);
2) Галицко-Волынское (Южная и Юго-Западная Русь);
3) Новгородская Республика (Северо-Западная Русь).
Северо-Восточная Русь отделилась от Киева во время княжения в Суздале Юрия Долгорукого. При нем возникают крупные города и укрепляются старые. В центре возникает новый политически сильный город — Москва. Наивысшего расцвета Владимиро-Суздальское княжество достигло при Всеволоде Большое Гнездо. К тому времени создается класс дворян, т.е. служилый, военный слой, лично зависевший от князя. За службу дворяне получали земли или денежную плату. Владимиро-Суздальское княжество было раннефеодальной монархией с сильным боярством. Особенность политической власти во Владимире: сюда пере-шел из Киева великокняжеский титул. Владимир в 1300 г. стал центром православия, так как Киев, прежний центр веры, был разорен монголо-татарами.
Галицко-Волынские земли отличались развитием крупного боярского землевладения. Благодаря большому водному пути от Черного моря до Балтийского усиливались связи с другими княжествами. Расцвета оно достигло при Ярославе Осмомысле (1153—1187). Волынское княжество отделилось от Киева в середине XII в. В 1199 г. волынский князь Роман Мстиславович объединил Галицкую и Волынские земли и присоединил Юго-Западную Русь. Его потомок Даниил Романович усилил княжескую власть и объединил всю Юго-Западную Русь и Киевскую землю.
Гос. строй.
Высший орган гос. власти в обеих республиках – вече главных городов. Ф-ции веча:
- составление законопроектов;- решение эконом. вопросов;- войны и мира,- выборы высших должностных лиц, архиепископа, суд.
Совет господ - исполнительный, постоянно действующий орган. Подготовка вопросов к рассмотрению на вече. Состав: архиепископ, посадник, старые посадники, тысяцкий, соцкий и др. должностные лица. Заседал д в палатах архиепископа.
- посадник – избирался на один 2 года, из знатных боярских фамилий
- тысяцкий – избирался на вече из знатных представителей аристократии. Ведал вопросами военного ополчения, его дея-сть была связана с торговлей, возглавлял торговый суд, помогал посаднику;
- архиепископ – избирался на вече из монахов, выходцев из боярской среды. Управлял епархией, хранил казну, архив, возглавлял дипломатические переговоры.
- князь – приглашался на княжение гражданами по договору, где прописывались условия службы. Он стаял во главе управ-я и суда, но действовал под контролем и вместе с посадником. Осуществлял оборону республики.
Происходит административно-территориальное деление Новгородской и Псковской республики. Деление, городов-столиц на концы, концов на сотни. Разделение Новгородской тер-рии на земли (или ряды, позднее название - пятины).
Образование русского централизованного государства
Москва- центр объединения русских земель. Образование русского централизованного государства завершилось в 16 веке. В 14 веке к Московскому княжеству присоединилось Владимирское. Присоединение новых городов Василием 3. Война с ВКЛ и присоединение Черниговских и Смоленских земель. Распад Золотой орды и присоединение ее земель. Рост населения (9 млн.чел). Рост городов, развитие экономики, торговля, появляются признаки капиталистического развития – мануфактура, товарная специализация районов, усиление экономических связей между районами. Смена правящей династии Рюриковичей. (Династический кризис→ Борис Годунов→смута→ 1613 год – избрание на русский престол Михаила Романова) . С именами Михаила и Алексея Романовых связано установление сословно-представительной монархии (Боярская Дума, земской собор)
Реформы Екатерины 2
были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п.
Губернская реформа:
«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года :стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор-- наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.
Судебная реформа:
Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.
Секуляризационная реформа:
Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.
Реформа Сената:
15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.
Денежная реформа
В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые
Крестьянская реформа 1861 г
Причины:кризис феодально-крепостнической системы, крымская война 1853-1856гг. В обстановке крестьянских волнений царизм пошел на отмену крепостного права. Январь 1857г. создан Секретный комитетдля обсуждения мер по устройству помещичьих крестьян. Реорганизован в 1858 году в Главный комитет. Губернские комиссии -разрабатывали проекты крестьянской реформы, которые рассматривали Редакционные комиссии.19 февраля 1861годаАлександр 2 подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
Главные условия крестьянской реформы:•крестьяне получили личную свободу и право распоряжаться имуществом.• помещики сохраняли собственность на землю.• крестьяне за пользование наделами земли должны были отрабатывать барщину и платить оброк.• крестьянам предоставлялось право выкупа усадьб и полевого надела (по соглашению с помещиком). Крестьяне, недовольные кабальными условиями реформы, пошли на массовые волнения. На 1 января 1863года крестьяне отказались подписать 60% грамот. Цена земли за выкуп превышала реальную ее стоимость в 2-3 раза.1881год – закон об обязательном выкупе. Крестьянская реформа не решала социально-экономических противоречий, сохранение помещичьих землевладений – привели к дальнейшему обострению классовой борьбы→ социальный взрыв 1905-1907гг.
Главного штаба Военного
34.Земская реформа 1864 г. и Городская реформа 1870 г.
В 1864г. была проведена земская реформа. В уездах и губерниях создавались земства «для содействия правительству ведения местных хозяйственных дел» (экономика, просвещение, медицина, строительство и т.д.). Уездные и губернские земства функционировали в виде уездных и губернских собраний и земских управ.
В выборах участвовали все слои населения, разделенные на 3 разряда:
- уездные землевладельцы,
- городские обыватели,
- сельские крестьянские общины.
К избирателям первых двух разрядов предъявлялся довольно высокий имущественный ценз. На своих съездах они выбирали депутатов(гласных) в уездные собрания (выбирали мужчин не моложе 25 лет, неопороченных по суду).
Исполнительным органом земского уездного собрания была уездная управа, состоявшая из председателя и двух членов. На уездных собраниях избирались члены губернского земского собрания и соответственно - члены губернской управы. По принципу земской в 1870г. была проведена городская реформа, по которой создавались городская дума и ее постоянный исполнительный орган - городская управа. Эти органы строились на чисто буржуазной цензовой основе, без учета сословности. В выборах участвовали все плательщики городских налогов, разделенные на 3 разряда.
Причины городского самоуправ-я – необходимость административно-хозяйственного управления в городе.
Сущность реформы заключалась во введении системы органов городского общественного управления (городское избирательное собрание и городская дума с городской управой). Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским головой. Компетенция городских учреждений: 1) назначали выборных должностных лиц; 2) установление городских сборов (сборы с торговли, трактиров, жилых помещений, аукционов и т. п.); 3) управление городским имуществом; 4) городская недвижимость; 5) кредиты-займы.
Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные заведения и т. п.) и содержания тюрем, полиции, местных воинских частей. Распределением бюджетных средств ведал губернатор.
Судебная реформа 1864 г
Осуществив освобождение крестьян и, обеспечив плавный переход к гражданским в 1864 г. - судебной реформе, цель обеспечить возможность для всего свободного населения пользоваться судебной защитой. В ноябре 1864г.: «Учреждения судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Были созданы две системы судов: - местные суды – волостные и мировые, для менее значительных дел; - общие суды – окружные суды и судебные палаты.Возглавлял судебную систему Сенат- кассационной инстанцией для всех судов и мог рассматривать особо важные дела в качестве первой инстанции. В 1872г. было учреждено Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела. Мировой суд - подсудны дела назначались наказания в виде заключения сроком до полутора лет, аресты до трех лет, штрафы до 300 руб на территории своего участка. Окружныенаиболее важные дела. Судебные палаты объединяли подсудность нескольких губерний. Палаты осуществляли судебный надзор за окружными судами.
Прокуратура. Судебные уставы отделили судебные функции от обвинения и защиты, в связи с чем изменилась роль прокуратуры. На прокурорские должности принимались лица с высшим юридическим образованием. Прокуратура наблюдала за «охранением законов» и поддерживала обвинение в судах, считалась государственным учреждением и с 1864 г. подчинялась министру юстиции.
Адвокатура. обвиняемым предоставлялось право на защиту. Подсудимые могли выбирать себе защитника по собственному усмотрению. Участие адвоката в суде было обязательным, при невозможности оплаты его услуг неимущими подсудимыми назначался бесплатный «казенный» защитник за государственный счет.
Военная реформа
Развитие капиталистических отношений, поражение в Крымской войне, рост революционного движения. введение всеобщей и всесословной воинской повинности. Сокращен срок службы рекрутов – с 25 до 15 лет. Достигшие 21 года лица по жеребьевке на военную службу. Не зачисленные на службу составляли ополчение. Офицерский корпус для получивших специальное образование. воинская повинность на все сословия русского общества.
Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия — обеспечивать комплектование армии поставкой рекрутов. Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности её развертывания во время войны. Устав о воинской повинности 1874 г. определил общий срок военной службы в сухопутных войсках 15 лет, на флоте — 10 лет, из которых действительная военная служба равнялась 6-ти годам на суше и 7-ми — на флоте, в запасе — 9-ти годам на суше и 3-м — на флоте. Пехота и пешая артиллерия комплектовались по территориальному принципу. От военной службы были освобождены духовенство, врачи и преподаватели. В каждой губернии учреждались губернские по воинской повинности присутствия, которые находились в ведении Управления по делам воинской повинности
Гос аппарат начало 20
Манифест 1905 г. был издан императором Николаем II 17 октября 1905 г. под давлением нарастающего народного волнения
Основные положения Манифеста:
1) закрепление свободы совести, слова, собраний и сходов;
2) привлечение к выборам широких слоев населения;
3) обязательный порядок утверждения Гос. Думой всех издаваемых законов.
Революционные события 1905-1907 года вынудили Николая 2 пойти на изменение абсолютистской формы правления – государственно-правовые преобразования – манифест 17 октября 1905г.→подданные РИ получили гражданские права и свободы. Август 1905 года – создание Гос Думы –законосовещательный орган с ограниченными полномочиями (только разработка законопроектов). «Основные государственные законы Российской империи» -императору принадлежит высшая исполнительная власть (назначение и увольнение министров), верховный главнокомандующий, решал вопросы о войне и мире представлял страну на международной арене. Теперь власть принадлежала трет субъектам: Император, Гос.Совет, Гос.Дума.
Гос.Дума - обсуждала и утверждала бюджет. Гос.Совет – мог утверждать, отклонять и изменять законопроекты, принятые правительством. Принятие законов: рассмотрение законопроекта Гос.Думой и Гос.Советом→ направление на утверждение императором. 1906г. – форма правления России- Конституционная монархия. Основной закон – конституция.
1 Гос.Дума – 27 апреля – 8 июля 1906г (кадеты и октябристы). 2 Гос.Дума –20 февраля – 3 июня 1907г.
Советы народных депутатов –органы революционного самоуправления, которые вводили 8-часовой рабочий день, помогали бастующим и безработным, открывали бесплатные столовые. Они признавались и крестьянами, и интеллигенцией. Крестьяне помогали бастующим→ зарождение союза рабочего класса и крестьян. Советы оказывали давление на Гос.Думу→ облегчение жизней рабочих. Советы, возглавляемые большевиками призывали к вооруженному восстанию и свержению самодержавия→ усиление карательных органов, создаются уездные полиции, борьба с революционным настроем в обществе.
40. Изменения в социальной структуре в начале ХХ века. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
Аграрная реформа 1906г. связывалась с именем главы правительства П.А.Столыпина. Ее проведение совпало с началом революции. Отмена выкупных платежей. Цели реформы: преодолеть сложное экономическое и политическое положение Российской империи; повысить эффективность с/х, усилить его товарность; создать на селе сильную группу зажиточных крестьян, которые стали бы опорой царизму и могли бы противостоять революционному движению. Суть и ход реформы:Петр Столыпин считал главной причиной отставания в с/х – сохранение крестьянской общины, к которой были прикреплены все крестьяне. По реформе крестьяне получили право выйти из общины и закрепить землю в частную собственность в виде отрубов и хуторов.Получили право продавать землю. Создан крестьянской банк, который скупал землю о помещиков и продавал ее крестьянам, предоставляя кредит на 55 лет. Крестьянам разрешалось переселяться на свободные земли на Дальний Восток и Сибирь. Угодья оставались в общем пользовании. Значение реформы:Она открыла пути к частному крестьянскому землевладению. Привела к развитию товарно-денежных отношений в с/х. Способствовала развитию личной инициативы и конкуренции. Повысила урожайность в крестьянском хозяйстве. Но не удалось полностью разрушить крестьянскую общину, сохранились помещичью землевладения, усилилось социальное расслоение крестьянства.
Образование СССР. Национально-государственное строительство в 1920—1930 годы.
В годы гражданской войны складывается военно-политический союз между различными регионами бывшей царской России.Это приведет к образованию СССР. Образованию СССР предшествовало сотрудничество социалистических республик в годы гражданской войны. Совместное решение военных задач в годы гражданской войны, развитие экономики, единая внешняя политика. Предлагалось несколько проектов объединения республик:
· Проект автономизации(предложил Сталин)
· Проект конфедерации(выделение из РСФСР автономных республик + др.советские республики)
· Равноправие(Ленин. Создание добровольной федерации равноправных независимых суверенных республик),при этом наиболее важные функции управления передавались союзным органам.
В основу образования СССР взят проект Ленина. СССР образовался 30 декабря 1922г. На 1ом съезде советов СССР. На съезде были приняты Декларация и Договор об образовании СССР.В состав СССР вошли РСФСР,Украина,Белорусия ,ЗСФСР.СССР был создан на федеративной основе. Декларация об Образовании СССР констатировала основные принципы образования(принцип добровольности, право каждой республики на выход из состава СССР, возможность вступления в СССР других республик. Договор об образовании определил систему и порядок создания высших органов власти СССР, а также компетенцию и полномочия союзных республик, союзных и государственных органов. Органы власти СССР – съезд советов СССР,ЦИК СССР, Президиум ЦИК,СНК.
55. Конституция 1924 г.
Конституция СССР принята 31 января 1924г. Состоит из 2 разделов:1-Декларация об Образовании СССР
2-Договор об образовании СССР (11 глав)
Союзные органы руководили землей, недрами, определением основ судоустройства и судопроизводства, разрабатывали основы гражданского, уголовного и трудового законодательства.
Союзные республики имели свои Конституции, органы власти осуществляли власть самостоятельно в пределах, установленных Конституцией. Обязанность СССР-охрана суверенных прав республик. Граждане союзных республик получали гражданство СССР. Высший орган власти – Всероссийский Съезд Советов. В перерывах между съездами высший орган власти - ЦИК СССР, который состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Избирался Президиум ЦИК, который действовал между сессиями ЦИК .Верховный Суд СССР- высший судебный орган.
56. Конституция 1936 г.
Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.
Предпосылки создания Конституции 1936 г.:
1) СССР все более превращался в мощную промышленную державу, утрачивались черты аграрно-индус3ального гос-ва; 2) капиталистические черты экономики были заменены социалистическими; 3) социалистическая соб-сть на орудия и средства пр-ва окончательно утвердилась; 4) исчезли эскплуататорские классы; 5) образовалось колхозное крестьянство; 6) наметилась дальнейшая демократизация избирательной системы.
Особенности Конституции СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):
1) это более широкая по содержанию Конституция, кот. включала новые главы: об об-венном устройстве; о местных органах гос. власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;
2) нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось Гос-ое устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик: а) высший орган власти – Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на 4 года, избирательное право возникало с 18 лет);
б) Совет народных Комиссаров (СНК – высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат (подотчетны Верховному Совету); в) система судов и прокуратуры (Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые, областные, окружные суды; народные суды были выборными органами, срок полномочий – 3 года);
3) в об-венном устройстве устанавливалось наличие в об-ве двух дружественных классов: рабочих и крестьян;
4) закреплялась полит.основа СССР – советы депутатов трудящихся, т. е. законодательно оформилась единая полит.идеология;
5) экономической основой Конституция называла социалистическую систему хоз-ва и социалистическую соб-сть на орудия и средства пр-ва; закреплялись две формы соб-сти: гос-венная (земля, воды, шахты, транспорт, средства связи) и кооперативно-колхозная (об-венные предприятия в колхозах и кооперативных орг-циях с их инвентарем, продукцией, об-венными постройками), а также личная соб-сть колхозников на приусадебный участок (дом, скот, мелкий инвентарь);
6) хоз. жизнь страны была подчинена гос.у народно-хозяйственному плану;
7) труд конституционно объявлялся обязанностью и делом чести каждого трудоспособного гражданина СССР;
8) принципы гос. устройства: советский и социалистический федерализм; добровольность и объединение республик, их равноправие и суверенитет;
9) центральные органы власти СССР обладали наибольшим объемом полномочий:
а) представительство страны в м/ународных отношениях;
б) решение вопросов войны и мира;
в) принятие в состав СССР новых республик;
г) составление народно-хозяйственных планов СССР и др.;
10) статус граждан по данной Конституции включал: право соб-сти на трудовые доходы; трудовую обязанность; право на отдых, на материальное обеспечение в старости, болезни, при потере трудоспособности и т. д.
57. Органы государственной безопасности и внутренних дел в 30-е гг. Внесудебная юстиция. Массовые репрессии. Система ГУЛАГа 20 — 30-е гг.
В декабре 1917 СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В 1922 она преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ) в составе НКВД РСФСР.В 30-е гг. в ведение органов государственной безопасности переданы исправительные учреждения и создана система т. н. исправительно-трудовых лагерей ( ГУЛАГ).
Лагерная система начала формироваться в годы Гражданской войны.
Главный принцип тюремно-лагерной системы состоял в том, что уголовные преступники содержались в определенных местах заключения, которые подчинялись Главному управлению принудительных работ, а политические преступники большевистского режима – в «политизолятарах».
Благодаря форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, в стране резко увеличились масштабы применяемых репрессий. Естественно, возникла острая потребность в увеличении числа мест содержания заключенных.
В апреле 1930 года появилось Главное управление лагерей (ГУЛАГ).
По постановлению все исправительно-трудовые лагеря подлежали передаче из НКВД в ведение ГУЛАГа. Но все же небольшое количество лагерей должны были появиться в отдаленных малонаселенных районах. В лагерях царило бесправие, не соблюдались права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Заключенные бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектов на Крайнем севере, Д. Востоке и в др. регионах. Чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней, и непосильного труда.
Основная цель таких лагерей - разработка природных богатств, за счет труда людей, лишенных свободы. По проекту, после отбывания срока заключения, людей предлагалось оставлять на прилегающих к лагерям территориях. Заключенных, которые хорошо показали себя в работе, либо отличились примерным поведением предлагалось переводить «на вольное поселение».
Многие считают, что сталинские репрессии являются продолжением политических репрессий, вызванных политикой большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но те, которые просто не были согласны их политикой. Репрессии проводились и по социальному признаку - против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, бывших помещиков и предпринимателей.
Сталинские репрессии приобрели массовый характер, с началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Своего пика они достигли в 1937—1938 годы, когда только органами НКВД было арестовано 1,58 млн. человек и приговорено к расстрелу 682 тыс.
Политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина
Попытки реформирования советской федерации (1985—1991 гг.). Развал СССР. Образование Содружества независимых государств
Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис. Однако она потерпела крах.
Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.
Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств.
25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.
Целями Содружества являются:
· осуществление сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;
· развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
· обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
· свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;
· правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;
· мирное разрешение споров между государствами — членами СНГ.
·
70. Преобразование в государственном аппарате и праве Российской Федерации в 1991 – 1993 г.
Высшим органом власти в РФ считался Съезд народных депутатов. К его компетенции относилось определение внутренней и внешней политики, принятие и изменение Конституции, решение ряда других важных государственных вопросов. На Съезде избирался Верховных Совет РФ. Верховный Совет РФ являлся постоянно действующим законодательным, исполнительным, распорядительным и контрольным органом. Высшим должностным лицом, главой исполнительной власти являлся Президент РФ. Он избирался в паре с вице-президентом на пятилетний срок.
Новым органом государственной власти РФ стал Конституционный суд, осуществлявший судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
С распадом СССР претерпела изменения исполнительно-распорядительная власть. Были упразднены общесоюзные и союзно-республиканские министерства и госкомитеты. Все центральные органы управления РФ стали подчиняться только Президенту или Правительству РФ.
Таким образом, сосуществование старых и новых структур управления, разная степень их приспособления к новым условиям, сложность политической и экономической обстановки в стране, начавшийся передел государственной собственности, разногласия по вопросу принятия новой Конституции стали причиной кризиса 1993г., вылившегося в вооружённое противостояние между сторонниками Съезда народных депутатов и Верховного Совета и сторонниками президента и правительства.
71. Конституции РФ 1993 г.: подготовка, принятие, общая характеристика, основные положения.
Работа над новым Основным законом началась ещё летом 1990г., когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете и образовал Конституционную комиссию. К осени 1990г. проект был опубликован.
В мае 1993г. от имени Президента РФ был предложен альтернативный проект Основного закона. Он перераспределял властные полномочия в сторону президента. Антиельцинская оппозиция расценила его как «монархический» и «авторитарный». С целью поиска согласия в июне 1993г. было созвано конституционное совещание. Президентский проект дополнился рядом дополнений, взятых из проекта Конституционной комиссии. Камнем преткновения оказалась дилемма: президентская или парламентская республика. Другой спорной проблемой оставалась проблема национально-государственного устройства РФ, лишь частично урегулированная Федеративным договором. Так же обсуждалось, каким способом принимать Конституцию: Съездом народных депутатов; новым составом парламента; путём референдума.
В ноябре 1993г. проект Основного закона был опубликован. Впервые в истории России Основной закон был принят народом, хотя приходится констатировать, что Конституция фактически была одобрена лишь третью населения страны.
Итак, можно сказать, что разработка и принятие Конституции Российской Федерации завершило процесс оформления новой российской государственности.
Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая на