Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Правом ведомственного контроля наделены руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и руководители их оперативных подразделений (ст. 23 закона об ОРД). Их компетенция зависит от уровня органа в структуре МВД и регламентируется ведомственными нормативными документами. Так, в соответствии с Приказом МВД Республики Беларусь от 5 апреля 1993 года правом контроля за работой с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе наделены руководители вышестоящих оперативных подразделений. Контроль наличия дел оперативно-розыскного производства осуществляется также специально выделенными сотрудниками структурных подразделений информационно-аналитического центра МВД Республики Беларусь.
В структуре органа внутренних дел контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется начальниками оперативных подразделений и руководством ОВД, которые несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Объектом ведомственного контроля является весь процесс организации, проведения и использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
Ведомственный контроль в оперативно-розыскной деятельности осуществляется в целях: недопущения возможных, выявления и пресечения имеющихся (имевшихся) нарушений законности; совершенствования эффективности функционирования оперативно-розыскных подразделений; восстановления законных прав и интересов физических и юридических лиц, неправомерно нарушенных при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Непосредственный контроль за организацией и проведением оперативно-розыскных мероприятий осуществляется руководителями оперативных аппаратов и их начальниками в процессе ежедневного выполнения своих функциональных обязанностей. Функции ведомственного контроля выполняют также специальные сотрудники штабных, финансовых и других структурных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также работники вышестоящих оперативных аппаратов.
По результатам ведомственного контроля к должностным лицам, допустившим нарушения в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, принимаются различные меры ответственности. Вид ответственности и содержание конкретных мер зависят от степени тяжести совершенного проступка (иного действия) и наступивших общественно опасных последствий.
Таким образом, ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется как по горизонтали (руководители оперативных подразделений и руководители органов) так и по вертикали (руководители вышестоящих оперативных подразделений и руководители вышестоящих органов (см. ст. 23 Закона).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Прокурорский надзор за исполнением Закона об ОРД осуществляют:
1) Генеральный прокурор Республики Беларусь;
2) уполномоченные им прокуроры (ст. 22 Закона об ОРД).
Согласно ст. 126 Конституции Республики Беларусь Российской прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Следовательно, Генеральный прокурор Республики Беларусь – высшее должностное лицо прокуратуры Республики Беларусь. Он возлагает систему прокурорских органов. Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность с согласия Совета Республики Президентом Республики Беларусь (ч. 9 ст. 84 Конституции)
Уполномоченными прокурорами являются должностные лица прокуратуры Республики Беларусь, наделенные законодателем государственно-властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченные решением Генерального прокурора Республики Беларусь надзирать за исполнением Закона об ОРД.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие.
Предметом надзора является исполнение всеми органами , осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований законодательства в целях: 1) обеспечения защиты личности, государства, юридических лиц от преступных посягательств; соблюдение предусмотренного законом порядка решения заявлений и сообщений о преступлениях, проведения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел и расследования преступлений; 2) недопущение незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности; обеспечения полного и объективного расследования преступлений, соблюдения прав и законных интересов участников процесса и других граждан; 3) осуществление мер по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью установлены ст. 24 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», настоящим Законом, а также специальными нормативными актами Прокуратуры Республики Беларусь, министерств и ведомств, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Основными формами прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью являются: реагирование на жалобы и заявления должностных лиц и граждан на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; прокурорские проверки материалов оперативно-розыскного производства; санкционирование проведения оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан; участие в судебных заседаниях, на которых рассматриваются жалобы на действия должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Наиболее распространенными способами реагирования на нарушения законодательства в оперативно-розыскной деятельности является представление прокурора с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, которое вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранять. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, о результатах которого и принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору (ст. 36 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»).
Другим типичным способом реагирования со стороны прокурора на возможные нарушения законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является отказ от дачи санкции на проведение оперативно-розыскного мероприятия, затрагивающего конституционные права и свободы граждан (ст.ст. 13-14 Закона об ОРД ст. 25 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»).