Тема: контроль и прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
ВОПРОСЫ:
1. Понятие субъектов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающих за ней.
2. Общие положения президентского, парламентского, правительственного и судебного контроля за оперативно-розыскной деятельностью.
3 Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью.
4. Общие положения прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ, КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАДЗИРАЮЩИХ ЗА НЕЙ
Субъектами, контролирующими оперативно-розыскной деятельности и надзирающими за ней являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением оперативно-розыскной деятельности, а также Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением оперативно-розыскными органами законов Республики Беларусь.
Среди контролирующих субъектов в оперативно-розыскной деятельности выделяют исходя их функций:
1) субъектов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность (реализующих функцию контроля);
2) субъектов, надзирающих за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности (реализующие функцию прокурорского надзора);
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона об ОРД за реализацией законов в оперативно-розыскной деятельности надзирают Генеральный прокурор Республики Беларусь и уполномоченные им прокуроры.
По сфере осуществления предоставленных “контролерам” полномочий различают субъектов, которые проводят внешний контроль (иначе вневедомственный) и внутренний контроль (ведомственный).
В соответствии с Законом об ОРД вневедомственный контроль осуществляют Президент, Национальное собрание, Правительство, Совет безопасности, Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Ведомственный контроль осуществляют руководители оперативно-розыскных органов (ст. 23 Закона об ОРД) и должностные лица специальных контролирующих подразделений оперативно-розыскного органа (инспекторских, организационных, кадровых и др.).
Среди субъектов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающих за ней выделяют юридические и физические лица.
Первыми являются соответствующие государственные органы (их подразделения), вторыми - их должностные лица (например, руководители оперативно-розыскного органа).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОГО, ПАРЛАМЕНТСКОГО, ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО И СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Согласно оперативно-розыскного законодательства контроль за оперативно-розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией Республики Беларусь, конституционными законами, и иными республиканскими законами осуществляют:
Президент Республики Беларусь. Он осуществляет контроль за оперативно-розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией Республики Беларусь, конституционными законами и иными республиканскими законами. Важнейшей функцией Президента является то, что он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Республики Беларусь порядке он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее независимости и государственной целостности (ст.79 Конституции).
В частности в круг основных полномочий Президента в сфере обеспечения безопасности Республики Беларусь входит следующее:
а) он формирует и возглавляет Совет безопасности Республики Беларусь;
б) при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных конституционным законом, он вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение и т.д. (ст.84 Конституции)
Национальное собрание Республики Беларусь также является одним из субъектов осуществляющим контроль за оперативно-розыскной деятельностью.
В соответствии Конституцией Республики Беларусь Национальное собрание Республики Беларусь – парламент является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат – Палаты Представителей и Совета Республики (ст. 90 Конституции).
Контроль со стороны законодателя за оперативно-розыскной деятельностью является важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении. Однако с учетом предписаний Конституции Республики Беларусь парламентский контроль реален только:
а) в ходе законотворческой работы, когда парламентарии в праве принять (отклонить) законопроекты в области оперативно-розыскной деятельности;
б) за расходованием выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности финансовых средств.
Этот контроль так же, как и первый, опосредован, так как:
- во-первых, происходит в рамках контроля за исполнением республиканского бюджета (ст. 133 ), отдельные статьи которой предусматривают выделение финансовых средств тем или иным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- во-вторых, через возможности Комитета государственного контроля за исполнением бюджета (ст. 129 Конституции).
Правительство Республики Беларусь. Полномочия Правительства Республики Беларусь определены Конституцией (ст. 106) и др. законодательными актами. Оно наделено широкими полномочиями по общим вопросам руководства министерствами и иными органами исполнительной власти, а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности Республики Беларусь.
Вневедомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью также осуществляют Совет безопасности Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны предоставлять им информацию независимо от степени ее секретности. Исключение составляют сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказавших им содействие на конфиденциальной основе.
Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью заключается в судебной защите, которая является следствием практической реализации конституционной гарантии защиты прав и свобод каждого компетентными, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст.60 Конституции). С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. Входя неотъемлемой составляющей в структуру правоохранительных органов, эта ветвь власти провозглашается законом высшим арбитром при разрешении споров гражданина с государством. Тем самым она выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан государственными органами в ходе их практической деятельности.