Ознакомление со специальной литературой и другими источниками
Написание курсовой работы в обязательном порядке предполагает изучение достаточного массива научных, правовых, методических и других источников.
Основная и дополнительная литература указана в рабочих программах учебных дисциплин, по которым предусмотрено написание и защита курсовых работ.
Кроме указанных материалов можно использовать и другие источники. Поиск необходимых изданий можно начинать с изучения каталогов библиотек, библиографических указателей, спискам литературы в учебных и учебно-методических пособиях, в научных монографиях, статьях в научных изданиях, энциклопедиях и словарях; проанализировать содержание сносок.
Необходимо использовать правовые базы информационных справочных систем типа «Консультант-Плюс», «Гарант», «Юсис» и т.п.
Для подбора литературы последних лет можно также изучать электронные каталоги библиотек и указатели содержания периодических изданий.
Следует учитывать, что в библиотеке института имеются комплекты ряда периодических изданий (Российская газета; Российские вести; Собрание законодательства Российской Федерации; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ; Бюллетень Верховного суда РФ; Вестник Высшего арбитражного суда РФ; Вестник Конституционного Суда РФ; Бюллетень Минюста России и другие ведущие федеральные и региональные юридические издания).
После составления примерного перечня намеченных для анализа нормативно-правовых актов и списка статей и монографий по теме курсовой работы нужно проконсультироваться с руководителем.
Знакомясь с содержанием научной литературы, важно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать выдвинутые автором гипотезы от собранных и приведенных им доказательств и иллюстративного материала. Определенную трудность для изучения представляют статьи, опубликованные в тематических сборниках, поскольку в них обычно анализируются частные аспекты той или иной проблемы. Чтобы выделить основные идеи исследователя и охарактеризовать его аргументы, целесообразно прочитать публикацию несколько раз.
Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет изложить ее так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.
Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Важно заранее определить четкую структуру работы.
Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами.
В курсовой работе допустимы элементы компиляции и реферирования, но они не могут претендовать на самостоятельность исследования, поэтому требуют соблюдения правил заимствования чужого текста. Студент в обязательном порядке должен приводить ссылки на источники, материалы из которых заимствованы им при написании курсовой работы.
При выполнении курсовой работы при приведении чужого авторского текста дословно (даже единственного абзаца или предложения) необходимо оформлять цитату, которая берется в кавычки, и делать сноску – библиографическую ссылку с указанием фамилии и инициалов автора, названия цитируемой работы, источника ее опубликования и конкретной страницы (или страниц) цитирования.
По тем же правилам цитируется специальная литература (учебники, комментарии к кодексам, монографии, научные статьи) из ресурсов электронных библиотек, а также размещенная в справочно-правовых системах и в сети Интернет. В сноске дополнительно указывается электронный адрес, где размещен цитируемый текст и дата обращения к электронному ресурсу. При недословном приведении чужого авторского текста правила ссылки те же, но забирать его в кавычки не нужно.
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
После согласования окончательного варианта курсовой работы с руководителем работу, аккуратно и четко перепечатанную на принтере, брошюруют в специальной папке.
Оформление курсовой работы должно производиться по общим правилам ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
При дословном использовании материала для подтверждения важной мысли или существенного положения используется цитирование.
В этом случае необходима ссылка на источник, откуда приводится цитата, оформленная в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст).
Курсовая работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4, содержит, примерно, 1800 знаков на странице (включая пробелы и знаки препинания).
Требования к шрифту, интервалам и абзацным отступам в основном тексте курсовой работы (это весь текст за исключением сносок):
· шрифт – Times New Roman;
· цвет – черный;
· размер шрифта – 14;
· межстрочный интервал – 1,5 строки;
· абзацы в тексте начинают отступом, равным 1,25 см;
· полужирный шрифт используется только в написании титульного листа, заголовков структурных элементов курсовой работы и заголовков частей ее основной содержательной части (вопросов темы);
· использование шрифтов разной гарнитуры (курсив, подчеркнутый) допускается только для акцентирования внимания на тех содержательных моментах, которые студент желает выделить в связи с их важностью.
Особые требования к оформлению заголовков:
· шрифт – Times New Roman
· гарнитура шрифта – полужирный;
· цвет – черный;
· размер шрифта – 14;
· буквы – все прописные;
· межстрочный интервал – одинарный;
· абзацного отступа нет;
· выравнивание текста по центру;
· точка в конце заголовка не ставится.
Оформление сносок. Введение в текст курсовой работы библиографических ссылок осуществляется путем постраничных подстрочных сносок с проставлением верхнего индекса, нумерация сносок – сквозная для всей курсовой работы.
Алгоритм введения такой сноски следующий: Вставка → ссылка (на некоторых компьютерах без вставки сразу: ссылки) → сноски: внизу страницы → формат номера: 1, 2, 3…→ начать с: 1 → нумерация: продолжить → применить: ко всему документу → вставить.
При этом сноска автоматически отделяется от основного текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Переход сноски на следующую страницу не допускается.
Знак сноски ставится непосредственно после объекта ссылки либо после того фрагмента текста, который заимствован у другого автора (если этот текст заканчивается знаком препинания – сноска ставится до него).
Ссылки могут быть как на электронные ресурсы в целом (эл. документ, база данных, сайт, веб-страница), так и на их составные части. В целом оформляются так же, как библиографические сведения об использованных электронных ресурсах.
Требования к шрифту, интервалам и абзацным отступам в сносках:
· шрифт – Times New Roman;
· цвет – черный;
· размер шрифта – 10;
· межстрочный интервал – одинарный;
· абзацный отступ – 1,25 см;
· полужирный шрифт, курсив, подчеркнутый не допускаются.
Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата не более А3.
Страницы, на которых излагается текст, должны иметь поля:
o поля страницы: верхнее – 2,0; нижнее - 2,0; левое – 3,0; правое - 1,0;
o колонтитулы: верхний - 2; нижний - 1,25;
o нумерация страниц - по центру, внизу страницы.
Цитирование
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:
· Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
· Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на место пропуска.
· Если цитата включается в текст, то первое слово пишется со строчной буквы.
· Если цитата выделяется из основного текста, то ее пишут от левого поля страницы на расстоянии абзацного отступа, при этом каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Например: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине...»[2] или (Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. и вступ. ст. В.А. Туманова. – М., 1988. – С. 40).
Нумерация разделов производится арабскими цифрами без точки в конце, а именно:
Пример:
1. Юридические лица: понятие и виды
1.1. Понятие юридических лиц и их правовые признаки
1.2. классификация юридических лиц в гражданском праве
Параграфы (разделы) должны иметь нумерацию в пределах каждой главы (раздела), а главы (разделы) – в пределах всего текста работы.
Не допускается внутри главы выделять только один параграф. В таком случае, глава на параграфы не делится.
Нумерация страниц
Страницы курсовой работы должны нумероваться арабскими цифрами, нумерация должна быть сквозная, по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы, однако номер страницы на нем не ставится.
Если в работе имеются иллюстрации и таблицы на отдельном листе, то они включаются в общую нумерацию страниц работы.
Каждую главу работы следует начинать с нового листа. Параграф начинать с нового листа не нужно.
Иллюстрации и таблицы. Если в работе имеются схемы, таблицы, графики, диаграммы, фотоснимки, то их следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (то есть по всему тексту) – 1,2,3, и т.д., либо внутри каждой главы – 1.1,1.2, и т.д.
Если в работе применяются таблицы, схемы, рисунки, то порядок должен быть такой:
· вначале в тексте делается указание на то, что такой-то вопрос или аспект будет отражен в таблице № 1 (или на рисунке № и т.д.);
· далее идет эта таблица (рисунок, схема);
· после нее – анализ того, что указано в этой таблице, рисунке, схеме.
Таблица подписывается сверху шрифтом 14 (жирный курсив – выравнивание – «по середине»).
Таблица 1
Сравнительный анализ сделок
Как видно из таблицы 1 ............
Рисунки и схемы подписываются под ними (шрифт – 12, простой курсив, выравнивание – «по середине»).
Таблицу, как и рисунок, располагать непосредственно после текста, в котором она упоминаются впервые, или на следующей странице. Таблицы в тексте следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами по всему тексту или в рамках главы (2.1 и т.д.). Если таблица вынесена в приложение, то она нумеруется отдельно арабскими цифрами с добавлением перед номером слова «Приложение» - Приложение 1.
Если таблица имеет заголовок, то он пишется с прописной буквы, и точка в конце не ставится. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если целиком не умещается на одной странице. При этом на другую страницу переносится и шапка таблицы, а также заголовок "Продолжение таблицы".
После заключения, начиная с новой страницы, необходимо поместить список использованных источников.
6. ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСОВЫМ РАБОТАМ
После написания курсовая работа сдается в учебный отдел факультета (филиала) не менее, чем за две недели до установленного расписанием учебных занятий дня защиты, для обеспечения возможности ознакомится с ее содержанием руководителем.
Несвоевременное предоставление курсовой работы в учебный отдел факультета (филиала) приравнивается к неявке на экзамен, поэтому студентам, не сдавшим без уважительной причины в срок курсовую работу, ставится неудовлетворительная оценка. Студент, не сдавший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
По решению кафедры, на основании представления преподавателя, ведущего занятия по данной учебной дисциплине, за курсовую работу может быть зачтен:
· доклад на научной студенческой конференции или на заседании научного студенческого кружка;
· перевод студентом зарубежного научного источника или нормативного акта, необходимого в учебных или научных целях.
После ознакомления с содержанием курсовой работы, руководитель составляет на нее рецензию по установленной форме (Приложение №4), определяет оценку ее содержанию (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и принимает решение о допуске курсовой работы к защите или отказа в нем.
Если курсовая работа в ходе рецензирования оценивается на неудовлетворительно как по научному уровню, содержанию, так и по оформлению, руководитель возвращает курсовую работу студенту для доработки и устранения недостатков, указанных в рецензии.
В случае устранения студентом недостатков, указанных руководителем, до дня защиты, работа может быть допущена к аттестации по решению руководителя.
При подготовке к защите студент может использовать копию текста курсовой работы, поскольку ее первый экземпляр должен быть сдан в учебный отдел факультета (филиала).
Защита курсовой работы включает:
· краткий доклад студента (не более 5 минут),
· ответы на вопросы, поставленные научным руководителем в рецензии,
· 2-3 уточняющих вопроса по предмету работы.
К защите студент готовит устное выступление не более чем на 5 минут. Выступление должно:
· быть четким и лаконичным;
· демонстрировать знания по освещаемой проблеме;
· содержать четко выделенный объект исследования, его предмет и гипотезу, а также обоснование актуальности рассматриваемой темы;
· освещать выводы и результаты проведенного исследования.
Доклад студента может сопровождаться презентацией, подготовленной в программе PowerPoint, в которую выносятся основные положения (не более 5 слайдов), также может использоваться наглядно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, графики и пр.
Во время защиты студент должен быть готов ответить на вопросы по теме исследования. Умение отвечать на вопросы емко и четко является очевидным достоинством любого студента, претендующего на высокую оценку.
Критериями оценки курсовой работы являются:
· актуальность и степень разработанности темы;
· степень сформированности необходимых компетенций, формируемых при изучении данной учебной дисциплины;
· научная обоснованность и аргументированность выдвигаемых положений;
· полнота охвата первоисточников;
· самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
· глубина анализа, умение разобраться в затронутых проблемах.
· самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме.
· использование новейшего фактического и статистического материала.
· полнота решения задач, определенных в работе;
· обоснованность выводов и рекомендаций;
· соблюдение требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.
Положительная оценка за курсовую работу по результатам защиты выставляется в ведомость, зачетную книжку студента и учебную карточку, студент получает право сдачи экзамена по предмету. Неудовлетворительная оценка выставляется только в ведомость.
После защиты курсовые работы хранятся в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной для подразделений института (филиала).
Для представления на конкурсы или использования в интересах выпускающих кафедр решением заведующего кафедрой срок хранения курсовых работ может быть продлен.
Формой аттестации студента по курсовой работе является дифференцированный зачет. Работа оценивается по 5-балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Для выставления оценки преподавателю следует руководствоваться следующими требованиями:
Оценка «отлично»
1. курсовая работа выполнена в полном объеме;
2. работа отличается глубиной проработки всех разделов содержательной части;
3. студент четко, обоснованно и конкретно выражает свое мнение по всем аспектам содержания работы, свободно ориентируется в терминологии, используемой в курсовой работе;
4. компетенции, формирование которых было намечено при подготовке курсовой работы, студентом подтверждены как в содержании работы, так и в ходе защиты;
5. выводы в заключении обоснованы, аргументированы и студент свободно их комментирует;
6. студент свободно владеет теоретическим материалом, безошибочно применяет его при решении задач, сформулированных в задании;
7. на все вопросы студент дает правильные и обоснованные ответы;
8. студент защищает свою точку зрения убедительно;
9. работа оформлена с соблюдением установленных в настоящих Методических указаниях правил.
Оценка «хорошо»
1. курсовая работа выполнена в полном объеме;
2. в работе все разделы содержательной части сделаны с должной глубиной проработки;
3. студент четко, обоснованно и конкретно выражает свое мнение по основным аспектам содержания работы, в целом свободно ориентируется в терминологии, используемой в курсовой работе;
4. компетенции, формирование которых было намечено при подготовке курсовой работы, студентом подтверждены как в содержании работы, так и в ходе защиты;
5. выводы в заключении обоснованы, аргументированы и студент не испытывает значительных затруднений с их комментариями;
6. студент твердо владеет теоретическим материалом, может применять его самостоятельно или по указанию преподавателя;
7. на большинство вопросов даны правильные ответы;
8. студент защищает свою точку зрения достаточно обосновано;
9. работа оформлена с соблюдением, установленных в настоящих Методических указаниях правил.
Оценка «удовлетворительно»
1. курсовая работа выполнена в основном правильно, но без достаточно глубокой проработки некоторых разделов;
2. студент усвоил только основные разделы теоретического материала и по указанию преподавателя (без инициативы и самостоятельности) применяет его практически;
3. студент затрудняется с обоснованием и выражением своего мнения по большей части содержания работы, слабо ориентируется в терминологии, используемой в курсовой работе;
4. компетенции, формирование которых было намечено при подготовке курсовой работы, студентом подтверждены либо в содержании работы, либо в ходе защиты;
5. ответы на вопросы неуверенные или допускаются ошибки;
6. студент защищает свою точку зрения неуверенно, испытывает проблемы с аргументацией обоснования сделанных выводов или выводы в работе не сделаны;
7. работа в целом оформлена с соблюдением, установленных в настоящих Методических указаниях правил.
Оценка «неудовлетворительно»
1. курсовая работа выполнена неправильно, без глубокой проработки всех разделов;
2. студент не усвоил даже основные разделы теоретического материала и не может применить его практически даже с помощью преподавателя;
3. студент не может обосновать и выразить своего мнения по большей части содержания работы, слабо ориентируется в терминологии, используемой в курсовой работе;
4. компетенции, формирование которых было намечено при подготовке курсовой работы, студентом не подтверждены ни содержанием работы, ни в ходе защиты;
5. студент не может дать ответы на вопросы в ходе защиты;
6. студент не может защитить свою точку зрения или не может ее сформулировать;
7. оформление работы не соответствует установленным в настоящих Методических указаниях правилам.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случаях, если не выполнены сроки сдачи работы в учебный отдел факультета (филиала); если студент не приступал к выполнению курсовой работы; при обнаружении таких нарушений, как списывание, двойная сдача, плагиат, подлоги, фабрикация данных и результатов работы.
Оценки по итогам защиты курсовой работы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно) выставляются с учетом указанных выше критериев, при условии, что не менее 2\3 из обозначенных для соответствующей оценки показателей имеют место.
В случаях не выявления должного качества работы по показателям 1,2,3 общая оценка не может быть выше «удовлетворительно».
Приложение 1
Образец титульного листа курсовой работы