Международная перевозка грузов.
Данный договор может быть заключен в виде чартера или коносамента. Чартер – это договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок.
В настоящее время отсутствуют международные Конвенции, которые регламентируют перевозку груза по чартеру.
В настоящее время в мировой практике используются типовые проформы чартеров, которые еще с 19 века стали создаваться 2-мя авторитетными организациями: 1) Британская палата судоходства; 2) Балтийский и международный морской совет.
Данные организации создали типовые проформы рейсовых чартеров, где интересы сторон учтены в максимально возможной степени. Преимущество использования проформ заключается в том, что, применяя проформу, стороны договора исключают применение диспозитивных норм национального законодательства. Кроме того, международный морской комитет разработал унифицированное толкование основных проформ чартера. Проформы чартеров предназначенные для перевозки различных товаров.
Все чартеры подразделяются на:
· Постоянные условия – образуют часть «Б», но при этом в части «А» должна быть ссылка на них. Обязательные условия чартера: 1) субститут (- это право судовладельца заменить поименованное судно другим). 2) мореходность – судно должно быть водонепроницаемым и во всех отношениях снаряженным для данного рейса. 3) безопасный порт – порт прибытия должен быть безопасным. 4) всегда на плаву – судно ни при каких условиях не должно осуществлять грузовые операции, если под килем нет достаточного запаса воды. 5) сталийное время – время, которое отводится на грузовые операции. 6) денередж – плата за простой. 7) диспатч – это компенсация фрахтователю за окончание погрузки до истечения сталийного времени. 8) концеллинг – права фрахтователя расторгнуть договор перевозки, если судно не пришло в порт погрузки к определенному сроку. 9) нотис о готовности судна – прибыв в назначенный порт, капитан должен заявить о готовности судна к грузовым операциям.
· Переменные условия чартера – все они выносятся на отдельный лист и образуют часть «А» чартера.
В практике наибольшее значение имеют значение 3 вида чартера:
· Рейсовый - договор фрахтования, по которому судовладелец предоставляет фрахтователю грузовые помещения судна и обязуется доставить груз из порта отправления в порт назначения за согласованный фрахт.
· Тайм-чартер - на время, фрахтование судна с экипажем.
· Бербоуд чартер – фрахтование без экипажа
Перевозки по коносаменту – коносамент – это документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу, который удостоверяет право собственности на отгруженный товар. Коносамент одновременно выполняет несколько функций: 1) расписка перевозчика в получении груза. 2) товарно-транспортная накладная. 3) подтверждение договора перевозки. 4) товарораспорядительный документ.
Существует несколько видов коносамента: классическим является ордерный коносамент, который означает, что грузополучатель, указанный в коносаменте, может передать право на груз другому лицу с помощью индоссамента (передаточная надпись).
Есть также – бортовой коносамент – он подтверждает, что груз погружен на судно.
Так же существует коносамент для погрузки – используется только тогда, когда погрузку осуществляет перевозчик – товары приняты для погрузки и доставлены под охраной перевозчика. Кроме того выделяю – чистый коносамент и коносамент с оговоркой. Коносамент, в котором нет дополнительных пометок и констатировали дефектной состояние груза – чистый. Если есть – коносамент с оговоркой.
Основными реквизитами коносамента являются:
· Наименование судна, перевозчика и отправителя.
· Место погрузки груза
· Место назначения груза
· Наименование получателя
· Наименование и полная характеристика груза, в т.ч. сколько мест на судне занимает
· Число составленных экземпляров коносамента
· Правила ответственности перевозчика
· Применимое право и Арбитраж.
Коносамент подписывается капитаном судна.
Основа правового регулирования перевозки по коносаменту – это международные Конвенции. В сфере морских перевозок:
ü Международная конвенция об унификации некоторых правил касающихся коносамента Брюссель 25.08.1924 г. в практике данный документ получил название – Гаагские правила.
Данная Конвенция устанавливает порядок составления и выдачи коносамента, а также правовые последствия не соблюдения этих правил составления. Конвенция устанавливает минимум ответственности перевозчика, которые могут возникнуть при перевозке груза. Она устанавливает исключение из установленных правил об ответственности: 1) перевозчик освобождает от ответственности последствия пожара, если докажет что пожар возник не по его вине. 2) его ответственность ограничивается суммой в 100 франков Пуанкаре за одно место или 1 единицу груза. 3) перевозчик освобождается от ответственности за навигационную ошибку (любая ошибка, в т.ч. и умышленная, капитана, матроса, иных кто принимает решение о плавании судна).
Конвенция не распространяется на отношения между сторонами договора до погрузки груза и после его выгрузки – данные отношения всегда регламентируются НП. Эта Конвенция не затрагивает перевозку по чартеру. Для РФ это основной документ.
Данная Конвенция была изменена специальным протоколом от 23.02.1968 г. – Правила Висби. Были внесены изменения: перевозчик имеет право доказывать, что груз не соответствует описанию в коносаменте; предел ответственности был повышен до 10.000 франков Пуанкаре. Срок предъявления иска – 1 год
ü 31.03.1978 г. Конвенция ООН по морской перевозке грузов – Гамбургские правила. Она охватывает широкий кругу отношений при этом распространяется на перевозки по иным документам, за исключением чартера. Данный документ регламентирует ответственность грузоотправителя, содержит положение о судебной юрисдикции и арбитражном разбирательстве.
Гамбургские правила существенно расширяют ответственность перевозчика. Правила конвенции распространяются на живых животных и исключают основания для освобождения от ответственности – навигационная ошибка. Данную Конвенцию не подписала ни одна морская держава.
ü 11.12.2008 г. Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов – Роттердамские правила.
Применимое право для морских перевозок грузов (по чартеру) – право перевозчика (если нет соглашения об ином)