Правовой статус оффшорных зон.

Это государство или его часть, в пределах которой для компаний – нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности. В оффшорной зоне упрощен и ускорен процесс регистрации нерезидентов, причем при регистрации уплачивается, как правило, незначительный сбор. В оффшорных зонах по заниженным ставкам уплачиваются налоги с прибыли. Гарантируется конфиденциальность деятельности оффшорных компаний.

Они освобождены от государственного валютного контроля. В целях защиты национального бизнеса оффшорным компаниям запрещено заниматься любой предпринимательской деятельностью в пределах оффшорной зоны. Основные доходы складываются от сборов за регистрацию и перерегистрацию компаний. Как правило, в оффшорной зоне требуется содержание постоянных представительств (секретарские бюро).

Импортируемое для нужд компании оборудование, автомобили и материалы не облагаются таможенными пошлинами. На сегодняшний день насчитывается несколько десятков стран, где практикуются налоговые льготы для оффшорных компаний. С точки зрения классификации выделяются 3 группы оффшорных стран:

· Страны с полным отсутствием налогов, не требующие отчетности. В основном это небольшие государства 3его мира: Багамские острова, Каймановые острова, Виргинские острова. Такие зоны характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев компаний. Контроль со стороны местных властей отсутствует.

· Оффшорные зоны повышенной респектабельности. Ирландия, Гибралтар и о. Мэн. В таких зонах от оффшорных компаний требуют финансовую отчетность и предоставляют ощутимые налоговые льготы. Контроль со стороны государства выражается в ведении реестров директоров и акционеров. Престиж компаний этих зон выше, чем у 1ой группы.

· Нельзя считать стандартными оффшорными зонами. Калининградская обл. в РФ, Республика Кипр (ранее). В этих зонах осуществляется стандартный государственный контроль за деятельностью нерезидентов, в том числе обязательное предоставление бухгалтерской отчетности. Нерезиденты полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль.

В целом, в МП не существует единого списка оффшорных зон. Работу по контролю за оффшорными зонами ведут МВФ, ЦБ различных стран мира. В РФ список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим, и при этом не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций, публикуется ЦБ РФ. В соответствие с приложением к Указанию ЦБ РФ от 7.08.2003 года выделяется 3 группы оффшорных зон, в зависимости от которых устанавливаются различные требования к проведению операций и определению размера резерва по операциям. Список оффшорных зон для налоговых целей утвержден Минфина РФ от 13. 11.2007 года (41 государство). Найти информацию про одну из существующих оффшорных зон.

Виды инвестиционных соглашений:

Концессионный договор – наиболее традиционная и широко известная форма привлечения иностранных частных инвестиций в целях освоения и хозяйственной эксплуатации природных ресурсов принимающей страны (более 120 государств). В настоящее время разработано 2 международных документа, которые лежат в основе гармонизации законодательства о концессионных договорах. Руководство для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры финансируемым из частных источников, подготовлено в рамках ЮНСИТРАЛ. Базовые элементы закона о концессионных соглашениях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.

Концессионный договор -одна сторона концедент предоставляет другой стороне концессионеру право пользования объектом государственной или муниципальной собственности, либо осуществления определенного вида деятельности, монополия на которую принадлежит концеденту.

В международной практике выделяются следующие типы соглашений:

a. «строительство управление передача» (BOT) – концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию определенного объекта на праве собственности в течение установленного срока, после чего объект передается в собственность государству.

b. «строительство передача управление» (ВТО) – концессионер строит объект, который передается государству в собственность сразу после завершения строительства, после этого объект передается в эксплуатацию концессионеру на определенный срок.

c. «строительство владение управление» (ВОО) – концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается.

d. «строительство владение управление передача» (ВООТ) - владение и пользование построенным объектом на праве собственности в течение определенного срока, в течение которого объект переходит в собственность государства, но при этом концессионер имеет право продолжать эксплуатацию объекта.

e. «покупка строительство (передача) управление» (ВВО) – эта форма используется исключительно для восстановления или расширения уже существующего объекта. Государство продает объект концессионеру, который осуществляет необходимую реконструкцию, возвращает объект в собственность государства, параллельно осуществляет управление объектом.

В концессионном договоре может быть предусмотрено создание специально для целей реализации проекта ЮЛ в форме АО или ООО.

Национальное законодательство базируется на ГК и ФЗ 21.07.2005 года «О концессионных соглашениях» ст. 3 содержит определение, которое включает в себя все элементы, обеспечивающие решение концессионным договором задач проектного финансирования. Согласно ФЗ по концессионному договору концессионер обязуется за свой счет создать и/или реконструировать определенное соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту. Кроме того, концессионер обязуется осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом на срок, установленный соглашением.

Закон особо подчеркивает, что концессионер несет обязанность инвестировать свои средства в определенный объект и деятельность. В законе определяются основные условия инвестирования. Квалифицирующим признаком концессионного договора является объект концессионного соглашения, который свидетельствует о присутствии публичного интереса в концессионном договоре. Имущество, которое может стать объектом соглашения – ст. 4 ФЗ. К нему относятся: автодороги, инженерные сооружения транспортной инфраструктуры (мосты, туннели, стоянки авто, путепроводы, пункты пропуска автотранспорта и пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств), объекты ж/д морского и воздушного транспорта, объекты электроэнергетики и коммунальной инфраструктуры, объекты социальной сферы. Объекты перечислены с максимальной детализацией, они позволяют определить те области, в которых допускается использование концессионных соглашений.

В любом случае объект концессионного соглашения только недвижимость, закрытый перечень которого установлен в ст. 4 ФЗ.

Т.о. можно определить следующие особенности предмет концессионного соглашения: объектом являются строго определенные виды недвижимого имущества, объект договора может не существовать в момент заключения соглашения, либо он может быть подвергнут существенным изменениям в ходе исполнения соглашения, в предмет входит не только владение и пользование объектом, но и его строительство либо реконструкция.

Концессионер обязан иметь в виду, что все объекты имеют специальное назначение, поэтому он обязан осуществлять деятельность по целевому использованию объекта. Концессионер оказывает услуги с использованием данного имущества.

Особый субъектный состав соглашения – концедентом может выступать только публичный субъект (РФ, субъект РФ и МО).

Ст. 10 ФЗ посвящена условиям соглашении (существенные и простые).

Существенные: обязательства концессионера по созданию и /или реконструкции объекта концессионного соглашения, а также по соблюдению сроков создания и реконструкции. Обязательства концессионера, по осуществлению деятельности, предусмотренной соглашением. Срок действия соглашения. Состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объекта соглашения. Порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. Обязательное указание на срок заключения с концессионером договором аренды этих земельных участков. Цели и срок использования объекта соглашения. Перечень открыт.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса. Без проведения конкурса – только если в конкурсную комиссию представлено менее 2х предложений.

Соглашение о разделе продукции.Это новая форма организации инвестиционной деятельности, используется при освоении месторождений полезных ископаемых. ФЗ 30.12.1995 года №225 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Глава 26.4 НК РФ устанавливает систему налогообложения (СНО) для таких соглашений. Это договор, в соответствие с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск разведки добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, а также на ведение связанных с этим работ. В свою очередь инвестор обязуется провести работы за свой счет и на свой риск. Соглашение должно определять все условия связанные с пользованием недр, в том числе условия и порядок раздела продукции между сторонами. Перечне участков недр, право пользование которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются специальными ФЗ.

Основания для включения в перечень:

· Обусловленная объективными факторами убыточность для государства продолжение разработки ПИ, являющихся градообразующими. В этом случае участки включаются в перечень, если разработка может обеспечить существенный объем добычи ПИ, а прекращение разработки может повлечь за собой негативные социальные последствия.

· Отсутствие финансовых и технических средств для освоения новых крупных месторождений ПИ, за счет освоения которых обеспечивается поддержание для социального развития и экономической безопасности РФ уровня добычи полезных ископаемых в целом.

· Необходимость привлечения специальных высоко затратных технологий разработки трудно извлекаемых и значительных по объему запасов ПИ

· Необходимость привлечения дополнительных финансовых и технических средств для обеспечения экологической безопасности и охраны недр при разработке крупных месторождений ПИ, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

· Необходимость обеспечения региона собственным топливо энергетическим сырьем и создание новых рабочих мест, в регионах, где низкая занятость.

· Наличие обязательств РФ о проведении переговоров по заключению таких соглашений.

Сторонами соглашения о разделе продукции является РФ и инвестор, от имени РФ – Правительство и ОИВ субъекта, на территории которого находится участок недр.

Со стороны инвесторов в соглашении могут выступать любые субъекты предпринимательской деятельности, в то числе не ЮЛ, объединения ЮЛ. Участники имеют солидарные права и обязанности по соглашению. Т.о. соглашение о разделе продукции в обязательном порядке заключается только между субъектами, предусмотренными законом. Главная особенность таких соглашений в том, что все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем раздела произведенной продукции.

Раздел продукции происходит в 2 этапа:

1. Вся продукция делится на 2 части: первая поступает государству в счет выплат за пользование недрами, вторая часть – инвестору, который должен разделить ее на прибыльную и компенсационную (возмещает затраты инвестора).

2. прибыльная продукция подразделяется на валовую долю инвестора и долю государства в пропорции, определяемой соглашением. Из своей доли инвестор выплачивает налоги государству, а оставшаяся часть составляет его чистую долю в разделе прибыли.

Т.о. общая доля инвестора включает; компенсационную продукцию и чистую долю в прибыли. Общая доля государства – выплаты инвестора за пользование недрами, доля государства в прибыли и налоговые поступления.

В настоящее время раздел продукции при пользовании недрами используется в боле, чем 40 странах. Он выгоден для инвестора, так как налогообложение происходит по специальным ставкам, предусмотрено освобождение от взимания НДС и акцизов при ввозе на таможенную территорию товаров и услуг в рамках соглашения и при вывозе минерального сырья – собственности иностранного инвестора. Также инвесторам гарантируется стабильность условий соглашения на весь период его действия.

Тема: Вещные права в МЧП.

1. Коллизионные вопросы собственности.

Исходным началом для разрешения большинства вопросов ПС является использование привязки закон места нахождения вещи, в соответствие с которым определяется круг и содержание вещных прав, условия их возникновения изменения прекращения и перехода. Во всех странах мира коллизионная формула места нахождения вещи признается основополагающей в отношении прав и обязанностей на недвижимое имущество. В отношении движимого имущества это правило не является безусловным. Например, страны общего права (UK) к движимому имуществу используют особую группу привязок, основной из которой является – личный закон собственника.

Содержание коллизионного регулирования ПС и иных вещных прав может быть условно сведено к 2м главным положениям:

1) Если лицо правомерно приобретает за границей какую-либо вещь, то при перемещении ее в иное государство, это лицо сохраняет вещь в собственности даже в том случае, если в этом государстве подобный порядок приобретения вещи в собственность не возможен.

2) Объем правомочий собственника во всех случаях будет определяться по закону того государства, где вещь находится в настоящее время. Соответственно не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в соответствующее государство. Ст. 1205-1207 1217 ГК.

Генеральной коллизионной привязкой будет закон места нахождения вещи.

Структурно коллизионные нормы о ПС и иных вещных правах можно разделить на 2 группы:

· Нормы о содержании, осуществлении, защите вещных прав ст. 1205 ГК. Содержание вещных прав на недвижимое и движимое имущество, а также их осуществление и защита определяются по праву страны, где это имущество находится. На основе этого же принципа определяется принадлежность имущества к движимым и недвижимым вещам. Под правом страны, в которой имущество находится, понимается право страны фактического действительного места нахождения соответствующего имущества вне зависимости от места нахождения собственника или обладателя иных вещных прав, также не имеет значения, где выданы или находятся правоустанавливающие документы на это имущество. Исключением из этого правила является положение ст. 1207 ГК, в соответствие с которой к вещным правам на Т/С применяется право страны, где данные объекты зарегистрированы. Данное исключение необходимо по той причине, что к Т/С не может применяться традиционный для вещных прав коллизионный принцип, поскольку данные объекты предназначены для постоянного перемещения. Поэтому с помощью отсылки к праву страны, где эти объекты зарегистрированы, создается фикция их постоянного нахождения на территории одной страны.

· Нормы о возникновении и прекращении вещных прав. В соответствие с положением ст. 1206 ГК возникновение и прекращение прав определяется по праву страны, где имущество находилось в тот момент, когда имело место действие или иное обстоятельство послужившее основанием для возникновения и прекращения вещных прав. В РФ будут признаваться вещные права на имущество, возникшие в иностранном государстве на основе норм иностранного права. На основе норм иностранного права будет определяться правомерность возникновения вещных прав на имущество. Дополнительные правила установлены в отношении имущества, находящегося в пути. Возникновение и прекращение вещных прав на такое имущество определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено. Возникновение вещных прав в силу приобретательной давности определяется по праву страны, где имущество фактически находилось в момент окончания срока приобретательной давности.

Помимо ГК коллизионные нормы содержатся в ст. 417 КТМ, посвящена вещным правам на затонувшее имущество. Если оно затонуло во внутренних морских водах или территориальном море, то все вещные права определяются государством, где оно затонуло. Если в открытом море – по закону флага судна.

Говоря о переходе риска случайной гибели имущества, законодательство различных стран по-разному определяет момент такого перехода. В соответствие с общими принципами ПС должно совпадать с рисками гибели имущества, но момент перехода рисков определяется по праву страны, которому подчинено действие по передаче права собственности.

Отдельные коллизионные вопросы регулируются международными соглашениями: Гаагская конвенция о праве, применяемом к переходу ПС в международной торговле товаром 1958 года. В соответствие с конвенцией ПС регулируется не на основании принципа места нахождения вещи, а на основании права, применяемого к сделке купли-продажи. Для РФ действуют правила Минской и Кишиневской Конвенции, они совпадают с положениями ГК.

2. Применение за границей законов о национализации

Национализация – изъятие имущества в частной собственности и передача в собственность государства. В результате в государственную собственность переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализация не должна носить дискриминационного характера. Право любого государства на национализацию вытекает из принципа государственного суверенитета.

Международное публичное право признает право государства на национализацию, но оно не регулирует отношения собственности. Право государства на национализацию подтверждалось различными международным актами – Резолюции Ген.Ассамблеи ООН. Условия проведения национализации определяются внутренним правом государства, которое осуществляет национализацию.

С точки зрения МЧП важно выявить следующие черты, свойственные правовой природе национализации:

· Это акт ОГВ

· Это социально-экономическая мера общего характера, а не наказание

· Может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит

· Каждое государство, проводящее национализацию, в праве определять, должна ли выплачиваться компенсация за национализируемую собственности, и в каком размере.

Государство как сторона в М/Д о защите инвестиций может принять на себя обязательство не осуществлять меры, направленные на национализацию иностранной собственности. Законы о национализации имеют экстерриториальное действие, должны признаваться за пределами. Это означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником имущества, которое в момент национализации находилось за границей. В настоящее время экстерриториальное действие закона не оспаривается в МЧП. Но возникают серьезные проблемы, связанные с применением закона о национализации в отношении имущества, находящегося в момент национализации за рубежом. Суды иностранных государств ссылаются на то, что приобретение ПС на имущество определяется законами страны места нахождения.

В настоящее время признаны общие принципы:

· Признание национализации часто становится в международной практике предметом международных соглашений, в них могут быть урегулированы взаимные имущественные претензии, возникающие в связи с проведением национализации. Сам факт существования таких соглашений вытекает из факта признания действительности национализации. Первым соглашением такого рода был Советско-Германский договор от 16 апреля 1922 года, в соответствие с которым Германия признала национализацию, проведенную в Советской России и прямо отказалась от претензий по поводу компенсаций.

· Если договор отсутствует, то национализация признается другим государством при одновременном соблюдении 2х условий: акт соответствует законодательству государства осуществившего такой акт и выплачена справедливая и своевременная компенсация за имущество.

Наши рекомендации