Правовое положение международных межправительственных организаций (ММО).

В процессе своей деятельности такие организации заключают различного рода договоры в целях выполнения уставных задач.

Для того чтобы реально существовать в гражданско-правовых отношениях ММО должны быть включены в какую-либо правовую систему. Традиционно такое включение происходит через институт ЮЛ. При этом образование такого ЮЛ санкционируется соответствующим правопорядком.

ММО как любое ЮЛ должно обладать гражданской правосубъектностью. Личным законом ММО будет законодательство страны, где находится ее штаб-квартира. При этом ММО, как правило, обладают статусом национального ЮЛ без каких-либо изъятий.

Правосубъектность ММО в цивилистическом смысле возникает с момента регистрации ее устава, либо включение в реестр ЮЛ государства-местонахождения. Вместе с тем, в сфере гражданско-правовых отношений межправительственные организации выступают как международные ЮЛ, обладающие международными иммунитетами. В целом выделяются те же иммунитеты, что и государственные. Т.е. в сфере деятельности такие организации не подчиняются какому-либо национальному праву и не находятся под юрисдикцией какого-либо государства.

В отличие от государственного иммунитета иммунитет ММО обладает договорным происхождением и закрепляется в учредительных документах, которые имеют силу международного договора. Впервые вопрос о таких иммунитетах возник при разработке устава ООН. Было принято решение, что иммунитеты предоставляются ММО в силу функциональной необходимости, так как только при их наличии организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия международного характера, оставаясь при этом независимой от контроля со стороны отдельных государств-членов. Действие иммунитета позволяет ММО иметь собственные материальные денежные ресурсы, не подпадающие под действие соответствующих контрольных механизмов государства пребывания.

Т.о. идея необходимости иммунитетов находит отражение в ст. 104, 105 Устава ООН, а также в некоторых соглашениях, заключенных ООН с государствами - членами (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН от 13.02.1946). В целом на ММО распространяется концепция ограниченного иммунитета.

Правовой статус ФЛ в МЧП.

Для МЧП характерен дифференцируемый подход к ФЛ, которые находятся в пределах юрисдикции конкретного государства. Такой подход основан на разделении ФЛ на 3 категории (отечественные, иностранные граждане и лица без гражданства) и на установлении определенного правового режима в отношении каждой категории.

Как правило, иностранные граждане на территории других стран обладают правоспособностью, которая определяется местным правопорядком. Определение правоспособности происходит на основании национального режима. Национальный режим может быть установлен как во внутреннем законодательстве РФ, так и заключенными международными договорами. При этом особое значение в данной сфере имеет Конвенция СНГ о правовой помощи 1993 г.

Предусмотрено, что правоспособность иностранных ФЛ может быть ограничена посредством установления перечня секторов экономики, в которых не может быть занят иностранец. При этом иностранные граждане во время своего пребывания на территории иностранного государства не могут ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем государстве.

Дееспособность иностранных граждан подчиняется личному закону. Вместе с тем из данного правила существуют изъятия:

· Дееспособность для составления завещания определяется правом той стороны, где лицо проживало на момент составления завещания.

· Деликтоспособность ФЛ определяется законом места причинения вреда.

· Дееспособность в сфере обязательственных правоотношений может подчиняться закону места заключения договора, если ФЛ не достигло дееспособности по своему национальному законодательству, но достигло дееспособности по законодательству стороны заключения сделки. При условии, что контрагент по сделке не знал и не должен быть знать о том, что данное лицо недееспособно (Принцип извинительного незнания иностранного закона – 1861 г. впервые был сформулирован).

В настоящее время, предмет особого регулирования составляют вопросы правового статуса отдельных категорий ФЛ.

1) дееспособность иностранца имеющего несколько гражданств определяется на основании его постоянного места жительства.

2) Личным законом беженца является законодательство страны предоставившей убежище.

3) Право ФЛ заниматься предпринимательской деятельностью в качестве ИП определяется по праву страны, где такое ФЛ зарегистрировано в качестве ИП, либо законом основного места осуществления предпринимательской деятельности.

4) Дип. лица – их правовой статус определяется Венской конвенцией о дип. сношениях. У них иммунитет от юрисдикции государства пребывания, кроме:

§ иск к дип. лицу из сделки с недвижимостью, где он как частное лицо выступает

§ иск из отношений по наследованию (опять как частное лицо)

§ иск в отношении деятельности, которой дипломат занимается вне своих офиц. функций

Достаточно острым вопросом являются вопросы ограничения и лишения дееспособности ФЛ. Так как основания для этого законодательство многих стран значительно расходятся. В целях достижения единообразия в вопросах объявления недееспособности была заключена Гаагская Конвенция об ограничении дееспособности совершеннолетних от 17 июля 1905 г. Основной принцип конвенции – принцип гражданства.

Для решения вопроса об ограничении дееспособности и о лишении ее должен действовать принцип личного закона. Так же возникает вопрос о том, какое государство вправе объявить лицо недееспособным. Распространенной нормой в этом отношении является признание компетентными учреждения страны личного закона. Иные положения могут быть установлены в двусторонних договорах о правовой помощи.

Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим осуществляется на основе личного закона. Двусторонние договоры о правовой помощи устанавливают, что объявить лицо безвестно отсутствующим или умершим вправе только судебное учреждение страны гражданином которой являлось это лицо в то время, когда по последним данным оно было живым.

Тема. ЮЛ в МЧП.

1. Национальность ЮЛ– определяется при помощи личного закона ЮЛ. При этом традиционно используется категория личный статут ЮЛ. Фактически личный статут – это правопорядок, в силу предписаний которого конкретное образование образуется и функционирует в качестве ЮЛ. Нормы данного правопорядка определяют возникновение, деятельности и ликвидацию соответствующего субъекта. В связи с тем, что нормы национального права различных государств не совпадают по своему содержанию в т.ч. для определения вопроса о принадлежности ЮЛ принято выделять критерий определения национальности. П. 2 ст. 1202 ГК РФ – это и есть статут ЮЛ.

2. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Первый критерий– критерий инкорпорации. Данный критерий свойственен англосаксонской системе права. Вместе с тем данного критерия придерживаются в настоящее время и некоторые другие страны, в т.ч. Россия. Основное содержание данного критерия – личный закон ЮЛ определяется по критерию учреждения, т.е. правосубъектность лица зависит от государства ее предоставившего. ЮЛ становится субъектом права в силу признания его таковым государством, в котором оно было учреждено. Выписка из торгового реестра страны – если государство не регистрирует ЮЛ.

Второй критерий – теория оседлости – личный статут ЮЛ является закон той страны, в которой находится центр управления. При этом не имеет значения, где осуществляется деловая активность такого лица. В доктрине иностранных государств различают 2 возможных способа определения места нахождения административного центра ЮЛ. 1 способ – статуарная (статут) или формальная оседлость – место нахождение органа указывается в учредительном документе. 2 способ – эффективная (реальная) оседлость – указывает фактическое место нахождение административного центра на каждый отдельно взятый момент. Основной недостаток – сложность его применения. Так как, как правило, очень сложно определить фактическое место нахождение административного органа или сделать выбор в пользу одного из органов управления находящихся на территориях различных государств.

Пример, Турция закрепила в своем законодательстве оба критерия.

Третий критерий – критерий центра эксплуатации – критерием выступает признак осуществления основной деятельности. Данный критерий, как правило, закрепляется в законодательстве развивающихся государств. Впервые появился в Индии. В настоящее время данному критерию отдается приоритет в сфере регулирования обязательственных договорных правоотношений. Основной недостаток – его неопределенность и неустойчивость. Связано это с тем, что ЮЛ может одномоментно осуществлять свою деятельность на территории нескольких государств.

Четвертый критерий – теория контроля – личный закон определяется правом того государства, национальность которого имеет лицо, осуществляющее реальный контроль за деятельностью данного ЮЛ. Впервые данный критерий был использован в ходе 1-ой мировой войны английским судом.

Разные подходы государств к определению национальности вызывают на практике коллизионные проблемы. В результате действия разных норм может сложиться ситуация что одно и тоже ЮЛ может признаваться на территории одного государства и не признаваться на территории другого, также ЮЛ может получить двойную национальность, либо не иметь национальности в принципе. В связи с этим в двусторонних отношениях между государствами заключаются договоры, направленные на взаимное признание ЮЛ.

Многосторонних международных актов в данной сфере практически нет. 1 июня 1956 г. была заключена Конвенция о признании правосубъектности иностранных компаний, объединений и учреждений 29.02.1968 г., БК о взаимном признании компаний и ЮЛ. Обе конвенции до сих пор в силу не вступили.

В этой сфере действует – Конвенция, заключенная в рамках Совета Европы о признании негосударственных организаций 24.04.1986 г. вступила в силу с 1991 г. Данная конвенция применяется исключительно к НКО. Для определения личного закона таких организаций используется критерий инкорпорации.

Необходимо охарактеризовать - сферу действия личного статута ЮЛ (п. 2 ст. 1202 ГК РФ).

[1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.]

Наши рекомендации