Выявление проблем организации таможенных проверок деятельности участников внешнеэкономической деятельности

Субъекты внешнеэкономической деятельности, осуществляющих недобросовестные действия при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, представляют основную угрозу экономической безопасности Российской Федерации.

Поэтому в рамках данного направления не обойтись без проблемных вопросов, которые возникают с проведением таможенных проверок в отношении участников внешнеэкономической деятельности, которые, свою очередь препятствуют полному взысканию доначисленных сумм в бюджет.

Так, развитие научно-методического аппарата таможенного контроля после выпуска товаров обусловлено наличием следующих проблемных вопросов:

1. В отношении предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства, нельзя провести выездную таможенную проверку.

2. Вынужденное завершение таможенных проверок из-за неполучения ответа на международный запрос.

3. Несовершенство законодательной базы из-за отсутствия права использования специальных познаний, необходимых для ответа на вопросы, который может быть получен в результате привлечения таможенного эксперта.

4. Невозможность свободного привлечения экспорта по таможенной экспертной организации при проведении таможенного контроля.

5. Слабое взаимодействие с другими государственными, контролирующими органами.

6. Необходимость в разработке предложений по совершенствованию методик проведения таможенного контроля после выпуска товаров по направлениям деятельности (товарная номенклатура, товарные ограничений, предоставление льгот по уплате таможенных пошлин и т.д.).

7. Отсутствие научно-методического аппарата оценки результативности и эффективности таможенного контроля после выпуска товаров.

8. Потребность в создании методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе использования аудиторских процедур и стандартизации проверочной деятельности.

9. Необходимость совершенствования методов комплексного анализа внешнеэкономической деятельности ее участников в целях определения объектов проведения таможенного контроля после выпуска товаров [20].

Так, представленные выше возможные аспекты позволяют сделать вывод о том, что развитие научно-методического аппарата таможенного контроля после выпуска товаров заключается в первую очередь в конкретизации понятийного аппарата, уточнении и систематизации принципов, задач и функций проверочной деятельности.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза одной из целей эффективного использования ресурсов таможенных органов является выбор объектов ТКПВТ. Так, в п.3 ст. 122 ТК ТС перечислены такие объекты, но перечень является открытым. Следовательно, таможенные органы вправе осуществлять ТКПВТ в отношении иных объектов, в ТК ТС не поименованных.

Выбор объектов ТК ПВТ осуществляется на основании аналитической работы, проводимой должностными лицами уполномоченного подразделения, в том числе с использованием СУР.

Так, еще одной проблемой организации таможенных проверок является неэффективное использование СУР, которая является не только способом усиления таможенного контроля, но и способом его упрощения. Что касается РФ, то данный инструмент не работает должным образом. Таможенными органами используется более 15 комплексов программных средств, десятки баз данных и информационных ресурсов, а также отдельная система передачи профилей рисков, но наличие всех этих факторов вынуждает СУР минимизировать риски по очень большому числу параметров и еще большему числу их комбинаций. Подобная система не поддается формализации и принятию «машинного» решения, а следовательно, участие человека - должностного лица - является обязательным элементом ее эффективного, с точки зрения результата, функционирования.

Поэтому стоит отметить, что одним из наиболее эффективных с точки зрения достижения результатов ТКПВТ является метод применения СУР при организации и проведения контроля после выпуска товаров с учетом его дальнейшего совершенствования [21].

3.2. Совершенствование планирования таможенных проверок деятельности участников внешнеэкономической деятельности

По результатам проведённого анализа и изучения нормативной базы в области таможенного дела, можно выделить следующие основные направления дальнейшего совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров:

1. Осуществление таможенного контроля на основе взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами. Такое взаимодействие должно осуществляться путём координации действий таможенных органов и ведомственных подразделений других государственных органов. Нужно акцентировать внимание на использовании механизмов межведомственного взаимодействия, особенно с ФНС России, а также на создании условий, в которых совершение противоправных действий и незаконной деятельности будет просто невозможным.

2. Совершенствование взаимодействия элементов системы таможенного контроля, в том числе касающихся взаимодействия между функциональными подразделениями экономического блока таможенных органов и подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, а также подразделениями, координирующими применение системы управления рисками.

3. Создание единой базы для осуществления таможенного контроля после выпуска товаров с учётом изменений, происходящих в сфере таможенного дела, обеспечивающей возможность использования материалов проведения таможенного контроля на всех стадиях. При таком подходе к проведению таможенного контроля будут фиксироваться все действия, которые осуществлялись на каждом этапе таможенного контроля. Например, таможенный орган на этапе проведения таможенного контроля после выпуска товаров будет иметь возможность ознакомиться со всеми деталями проведения таможенного контроля на предыдущих этапах, вплоть до предварительного информирования. Следовательно, должностное лицо будет осведомлено о всех действиях, что позволит ему с большим числом оснований принимать решение о назначении таможенной проверки и повысить число выявленных нарушений.

4. Реализация электронного обмена документами и сведениями с проверяемым лицом и автоматизация сверки сведений, полученных от проверяемого лица, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа. Например, такая технология, как электронная камеральная проверка позволит значительно сократить время проведения такой проверки в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства. В частности, речь идет о разработке технологии проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений, разрабатываемая ГУ ТК ПВТ совместно с иными подразделениями ФТС России. Основные задачи проекта: реализация электронного обмена документами и сведениями с проверяемым лицом и автоматизация сверки сведений, полученных от проверяемого лица, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа.

5. Дифференциация участников внешнеэкономической деятельности при необходимости проведения таможенного контроля после выпуска товаров на основе категорирования. Категорирование должно осуществляться не только за счёт использования системы управления рисками, но и собственными предположениями должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль [20].

Таким, образом данная аналитическая и организационная (таможенная проверка) работа направлена на пресечение схем ухода от уплаты платежей и обеспечение законности перемещения товаров участниками рынка. Ведь как отмечают в СМИ таможенные представители, для таможни важна не только полнота таможенных платежей. Но не менее важно защитить российского потребителя от некачественных товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной исследовательской работе были рассмотрены как теоретические, так и практические аспекты данной темы.

В первой главе мы рассмотрели формы таможенной проверки, порядок и процесс ее планирования. На основании чего можно сделать следующие выводы:

1. Порядок проведения таможенных проверок строго регламентирован главой 19 Таможенного кодекса Таможенного союза и устанавливает сроки, периодичность, основания, объекты, необходимые документы для проведения таможенных проверок.

2. Таможенной контроль является приоритетной задачей Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года и обеспечивает поступление доходов в государственный бюджет.

3. Планирование таможенных проверок в отношении участников ВЭД сложный процесс, требующий хорошей подготовительной и аналитической работы.

Во второй главе проведен анализ практики и эффективности проведения камеральных и таможенных проверок, а также исследован процесс планирования таможенных проверок в отношении участников внешнеэкономической деятельности. В результате чего можно прийти к следующему:

1. С каждым годом увеличивается роль таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной проверки в деятельности таможенных органов РФ.

2. Планирование таможенных проверок претерпевает значительную модернизацию и механизацию за счет внедрения дополнительных автоматизированных инструментов.

В третьей главе мною были рассмотрены проблемы организации таможенных проверок и способы совершенствования планирования таможенных проверок деятельности участников ВЭД. Таким образом, можно сказать точно, что проблемы в области организации таможенных проверок имеют место, но с достаточных уровнем квалификации и подготовленности таможенных органов можно достичь поставленных целей в области совершенствования организации и планирования таможенных проверок.

Таким образом, представленные мной инструменты проверки участников ВЭД представляют большую роль для системы таможенного контроля.

От того, насколько хорошо была спланирована таможенная проверка, определен объект проверки зависит в целом эффективность проведения таможенных проверок и результат, который получит государство, в качестве обеспечения экономической безопасности и довзыскания таможенных платежей с недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Тенденция повышения эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок говорит о правильном выборе методов совершенствования механизмов таможенного контроля после выпуска товаров.


Наши рекомендации