Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из средств обеспечения полноты взимания таможенных платежей

Одной из важнейших функций таможенных органов является фискальная функция, которая предполагает взимание таможенных платежей, различных пошлин, а также контроль правильности их начисления и своевременности уплаты.

Выполнение этой функции регулируется законодательством Российской федерации, а именно согласно статьи 18 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенной регулировании» [3], своевременность и полнота поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет является критерием оценки деятельности таможенных органов.

Так, в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2575-р от 28 декабря 2012 г.)» [5] реализация фискальной функции рассматривается как одно из основных направлений развития таможенных органов.

Поэтому, с постоянно развивающейся внешнеэкономической деятельностью стран, в целях упрощения совершения таможенных операций и содействию полноты взимания таможенных платежей в деятельности таможенных органов немалую роль играет таможенный контроль после выпуска товаров.

Таможенный контроль после выпуска товаров регламентирован главами 16 и (или) 19 ТК ТС, а также Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенный контроль после выпуска товаров — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в отношении товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем, в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национальным законодательством государств — членов ЕАЭС [13].

Цель таможенного контроля после выпуска товаров — предотвращение уклонения от уплаты таможенных пошлин, путем создания соответствующих условий для участников ВЭД.

Основной задачей таможенного контроля является проверка сведений о внешнеторговых операциях, а именно:

а) проверка заявленной таможенной стоимости товара;

б) целевого использования товаров, оформленных в льготном режиме;

в) отражения в бухучете предприятия информации о внешнеторговых операциях;

г) проверка правильности и полноты уплаты таможенных платежей [18].

Следует отметить, что развитие данного направления таможенного контроля включено в ряд приоритетных направлений деятельности таможенной службы РФ до 2020г. Посттаможенный контроль рассматривается и как один из инструментов по реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствования таможенного администрирования».

С целью модернизации системы таможенного контроля после выпуска товаров в структуре центрального аппарата ФТС России 1 февраля 2012 г. было создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров (ГУТКПВТ) в соответствии с приказом от 11.01.2012 № 11 «О проведении организационно-штатных мероприятий в центральном аппарате ФТС России» [6]. Основными задачами данного Управления является контроль за соблюдением участниками ВЭД таможенного законодательства и довзыскание таможенных платежей, при выявлении нарушения уклонения их уплаты по результатам таможенной проверки.

Соответственно, в каждом органе таможенной службы существует свое подразделение таможенного контроля после выпуска товаров, так в ФТС России действует подразделение ГУТКПВТ; в региональных таможенных управлениях - подразделения службы таможенного контроля после выпуска товаров; в таможнях — подразделения таможенного контроля после выпуска товаров [11].

С применением на территории РФ с 1 июля 2010 г. ТК ТС, организация таможенного контроля после выпуска товаров претерпела ряд изменений. В первую очередь изменения коснулись сроков осуществления контроля товаров: вместо одного года по ТК РФ ст. 99 ТК ТС установил три года проведения таможенного контроля после выпуска товаров, со дня нахождения товаров под таможенного контроля, более того предусмотрено увеличение этого срока до пяти лет.

Основной формой таможенного контроля после выпуска товаров является таможенная проверка, и другие формы, предусмотренные ст. 110 ТК ТС, за исключением проверки документов и сведений, устного опроса и личного таможенного досмотра. Анализ норм ТК ТС показывает, что из 12 форм таможенного контроля проверка как основная форма посттаможенного контроля получила наибольшую регламентацию. ТК ТС расширил предмет таможенной проверки, круг лиц, в отношении которых может проводится таможенная проверка, закрепил перечень прав и обязанностей как таможенных органов, так и проверяемых лиц.

Таможенный контроль после выпуска товаров в соответствии со ст. 94 ТК ТС базируется на принципах законности, объективности, независимости и выборочности и проводится в формах и порядке [15].

Таможенный контроль после выпуска товаров, в основном служит как одно из средств обеспечения полноты взимания таможенных платежей, таможенных пошлин, основой для исчисления которых является таможенная стоимость.

При осуществлении проверки таможенной стоимости должностное лицо вправе запрашивать у проверяемого лица, все необходимые документы, связанный с данным товаром при его декларировании. Срок представления указанных документов не должен превышать 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Организация таможенной проверки при контроле таможенной стоимости представлена на рис. 1.2 [9, с. 98].

 
  Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из средств обеспечения полноты взимания таможенных платежей - student2.ru

Рис. 1.2. Организация таможенной проверки при контроле таможенной стоимости

При выявлении неуплаты таможенных пошлин, налогов начальник таможенного органа на основании акта таможенной проверки принимает решение о корректировке таможенной стоимости товара.

1.3. Порядок планирования таможенных проверок в отношении участников внешнеэкономической деятельности

Первым делом, необходимо выделить своего рода принципы проведения таможенных проверок в системе таможенного контроля:

1. Проверочные мероприятия должны включать установление стандартов системы, подлежащей проверке, и корректировку управленческих процессов, если системы отличается от стандартов.

2. Таможенная проверка должна быть направлена на недопущение возникновения финансовых проблем деятельности проверяемого лица.

3. Важный аспект - обратная связь.

4. Таможенные проверки не должны быть чрезмерными [9].

Эффективность проверочной деятельности возможна только тогда, когда она будет носить системный характер. Любая система характеризуется следующими признаками: целостностью, определенным составом , их взаимосвязанностью.

Система проверочной деятельности включает в себя следующие элементы:

— сама проверка хозяйствующих субъектов;

— выбор объекта с использованием СУР;

— совершенствование и формирование кадров, осуществляющих таможенный контроль;

— нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления таможенной проверки;

— структура управления таможенной проверкой;

— порядок взаимодействия с другими государственными органами в сфере контроля;

Взаимодействие элементов системы таможенного аудита составляет ядро ее механизма (рис. 1.3.) [9, с. 80].

 
  Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из средств обеспечения полноты взимания таможенных платежей - student2.ru

Рис. 1.3. Механизм проверочной деятельности (таможенного аудита)

Первым этапом механизма осуществления таможенного аудита является проверка, состоящая из нескольких разных по содержанию действий:

— подготовительный

— исследовательский;

— заключительный.

На подготовительном этапе осуществляется сбор и анализ информации об объекте проверки, изучено его состояние и решены организационные и методологические вопросы, в том числе метод проведения проверки, среди которых можно выделить:

— стандартный (бухгалтерский) — при котором проверяются документы бухгалтерской отчетности и сопоставляются с первичными документами;

— аналоговый — при котором проверяются самые проблемные вопросы, по результатам проведенных ранее таможенных проверок;

— версионный — когда проверка проводится на основании выстраиваемых предположений о возможных путях совершения налоговых правонарушений и способах установления фактов данных правонарушений;

— информационный — при котором проведение проверки основывается на показаниях третьих лиц [13].

Таким образом, мероприятия, проводимые на данном этапе, носят организационно-методических характер.

Следующим этапом является анализ полученной информации. При проверке участников ВЭД наиболее важным является анализ данных таможенной декларации.

Выборки производятся за определенным период времени. Из каждой ТД отбираются наиболее значимые показатели, отражающие особенности сделки, товара как предмета сделки. Выбираемые данные правомерно разделить на две группы:

Первая группа — показатели, характеризующие сделку: таможенная процедура, реквизиты контракта, преференции, характер сделки, данные об иностранном партнере, условия поставки Инкотермс 2000 [8], фактурная и таможенная стоимость, валюта контракта, курс валюты.

Вторая группа показателей характеризует перемещаемый товар: код товара по ТН ВЭД ТС, вес нетто, количество, страна происхождения, страна отправления. Особое внимание уделяется показателям, влияющим на величину таможенных платежей: таможенной стоимости, код по ТН ВЭД ТС, весу, стране происхождения товара, стране отправления.

Таким образом на основе анализа данных показателей можно узнать некоторую информацию о деятельности предприятий, а именно:

а) направленность внешнеторговой деятельности;

б) товарную специализацию;

в) иностранных партнеров;

г) преимущественно используемые таможенные процедуры. Результаты анализа данных о проверяемой организации должны быть отражены в программе проверки, а также должны определить стратегию и тактику контрольных действий.

Данная программа проверки включает в себя все вопросы, которые должны рассмотреть таможенные органы в ходе проверки, например, сроки, состав проверяющих, период. Конкретность программы говорит об эффективности проведения сбора информации о проверяемом объекте.

Однако стоит отметить, что план проверки не является чем-то фиксированным, ведь проверяющий имеет возможность в ходе проверки сузить его или расширить [14].

Несмотря на то, что содержание программы определяется видом деятельности проверяемой организации, используемыми ею таможенными процедурами, можно выделить основные вопросы, обычно включаемые в программу проверки:

— соответствие учетных данных о перемещаемых через таможенную границу товарах данным, заявленным при таможенном декларировании по количеству, наименованию;

— проверка правильности расчета таможенной стоимости товаров и соответствия этой стоимости данным бухгалтерского учета;

— контроль исполнения требований таможенных процедур;
- проверка исполнения валютного законодательства в той части, контроль за исполнением которой возложен на таможенные органы;

— проверка правильности расчета своевременности перечисления таможенных платежей;

— проверка достоверности кодов ТН ВЭД ТС, заявленных при таможенном декларировании;

— проверка правильности применения и использования тарифных преференций.

Инструменты контроля таможенной стоимости, контроля уплаты таможенных пошлин, налогов являются методической и организационной основой таможенного контроля в отношении участников ВЭД.

Организация таможенного контроля в отношении участников ВЭД может быть представлена следующим образом (рис. 1.4.) [9, с.76].

Результатом проведенной проверки моет считаться либо нарушение таможенных правил, либо нет. О НТП уведомляют начальника таможни и предприятие. Если же НТП не выявлено, то информируются все таможенные посты и предприятие. После начальником таможни принимается решения включения такого предприятия в так называемый «льготный список».

В качестве «льгот» таможенные органы могут предоставлять предприятию право на внеочередное таможенное оформление; по заявлению участника ВЭД возможно таможенное оформление в нерабочий день; «льготами» могут быть: выдача «сертификата доверия»; применение особого порядка декларирования; применение принципа «зеленого» коридора к данным участникам ВЭД [16].

Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из средств обеспечения полноты взимания таможенных платежей - student2.ru

Рис. 1.4. Организация таможенного контроля в отношении участников ВЭД

Таким образом, выводы по первой главе можно сформулировать следующим образом:

1. Таможенные проверки регулируются двумя законодательными актами: ТК ТС и ФЗ-311 «О таможенном регулировании».

2. Таможенные проверки проводятся в двух формах: выездной и камеральной. У каждого вида свои регламенты проведения: сроки, место

3. Порядок проведения таможенных проверок строго регламентирован главой 19 Таможенного кодекса Таможенного союза и устанавливает сроки, периодичность, основания, объекты, необходимые документы для проведения таможенных проверок.

4) Таможенной контроль является приоритетной задачей Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года и обеспечивает поступление доходов в государственный бюджет.

5) Планирование таможенных проверок в отношении участников ВЭД сложный процесс, требующий хорошей подготовительной и аналитической работы.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации