Complex development program of FCS of Russia for the period up to 2020, and also the readiness of the customs bodies to work under the new Customs Code of the EAGE
Черных Наталья Владимировна
магистрант 3 курса,
направление подготовки «Юриспруденция»,
юридического факультета
Московского финансово-юридического университета
В статье рассматриваются итоги заседания Коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года, проведенного под руководством Владимира Булавина. Основным вопросом заседания стало обсуждение Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года, а также готовность таможенных органов к работе в условиях нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года была разработана для реализации главных задач, поставленных руководителем ФТС России Владимиром Булавиным перед таможенными органами: обеспечить простоту и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства. Проект программы прошел основной этап обсуждения с бизнес-сообществом - в рамках Общественного совета при ФТС России и с четырьмя крупнейшими предпринимательскими объединениями России (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и ТПП РФ).
Ключевые слова: Таможенный кодекс ЕАЭС, комплексная программа, развитие таможенных органов, бюджет страны, ЦЭД (Центр электронного декларирования).
The article considers the results of the meeting of the Board of the Federal Customs Service of Russia of May 25, 2017, conducted under the leadership of Vladimir Bulavin. The main issue of the meeting was the discussion of the Complex Program for the Development of the FCS of Russia for the period up to 2020, as well as the readiness of the customs bodies to work in the conditions of the new Customs Code of the EAEC. The integrated program for the development of the FCS of Russia for the period until 2020 was developed to implement the main tasks set by the Head of the FCS of Russia Vladimir Bulavin to the customs authorities: to provide simplicity and convenience for business, efficiency and security for the state. The draft program was the main stage of discussion with the business community - within the framework of the Public Council under the FCS of Russia and with the four largest business associations of Russia (the RUIE, Delovaya Rossiya, Opora Rossii and the RF CCI).
Key words: the Customs Code of the EAEC, a comprehensive program, the development of customs authorities, the country's budget, CED (Electronic Declaration Center).
Комплексная программа предусматривает 18 направлений развития таможенных органов. План мероприятий по реализации Комплексной программы включает 102 пункта. Программа содержит 41 целевой показатель, по которым таможенные органы будут определять степень достижения поставленных задач. Среди них выделены ключевые показатели «10 шагов навстречу бизнесу» [1].
Запланированным результатом реализации Комплексной программы должна стать существенная поддержка бизнеса. Это будет достигнуто благодаря автоматизации бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием, а также благодаря взаимодействию таможенных органов с другими государственными органами и бизнесом преимущественно в электронном виде.
Электронная таможня создает условия для перевода бизнес-процессов в электронный формат, выступает в качестве гарантии для равной и справедливой конкуренции, минимизирует издержки бизнеса одновременно со снижением фискальных рисков для бюджета страны. Применение современных информационных таможенных технологий сокращает временные и финансовые издержки для участников внешнеэкономической деятельности.
Коллегия ФТС России обсудила также готовность таможенных органов к работе в условиях вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, что намечено на 1 января 2018 года. [2].
Ключевые новшества предлагались ФТС России после консультаций с бизнес-сообществом. В частности, в ТК ЕАЭС заложен приоритет электронного декларирования. Отменена необходимость подачи вместе с таможенной декларацией документов, на основании которых она заполнена Кодексом предусмотрено применение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров. Установлено сокращение сроков выпуска товаров до четырех часов и использование механизма «единого окна». В этом особенно заинтересован бизнес, работающий в морских портах. Также предусмотрено представление предварительной информации о прибытии товаров в виде электронного документа. И еще один важный момент - принципиальное изменение института уполномоченного экономического оператора.
Одновременно с Таможенным кодексом ЕАЭС должны вступить в силу и более 30 решений Евразийской экономической комиссии, и новый Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», проект которого ФТС России уже направила в Минфин России. Федеральная таможенная служба также будет активно участвовать в работе по совершенствованию российского законодательства в таможенной сфере. В изменении нуждаются около 180 нормативно-правовых актов.
Глава ФТС России Владимир Булавин, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что накоплен значительный потенциал, который позволяет сделать новый качественный шаг. Этот шаг связан, прежде всего, с информатизацией и автоматизацией таможенных процессов. Кроме того, по словам Владимира Ивановича, в планах ведомства долю автоматически регистрируемых деклараций на импорт и экспорт товаров предполагается довести до 99 процентов. Кроме того, планируется, что к 2020 году автовыпуском смогут пользоваться 80 процентов компаний низкой категории риска.
В настоящее время в «белый сектор» пока попали лишь восемь процентов участников ВЭД. Таможенная служба ищет возможности расширения этой группы - в том числе за счет изменения критериев. Так, снижение со 150 до 100 норматива по количеству деклараций, подаваемых за два года, позволит расширить число участников «белого сектора» в 1,5 раза.
В соответствии с Комплексной программой, теперь 95 процентов электронных деклараций на товары, которые пересекают границу, будут регистрироваться в отдельных Центрах электронного декларирования.
По результатам выполнения Комплексной программы планируется располагать ЦЭДы на государственных площадях, что позволит ФТС России уйти от зависимости от собственников складов временного хранения и в то же время разорвать цепочку «должностное лицо таможенных органов - участник внешнеэкономической деятельности», а это существенно уменьшит коррупционные риски ФТС.
Список литературы
1. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года.
http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512&Itemid=2727
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. - 13.12.2010. - N 50. - Ст. 6615.
УДК 336.742