Currencycontrolleadsonanewlevel

Черных Наталья Владимировна

магистрант 3 курса, направление подготовки «Юриспруденция»,

юридического факультета

Московского финансово-юридического университета

В статье рассматриваются изменения в сфере валютного контроля. До февраля 2016 года таможенные и налоговые органы являлись агентами валютного контроля, а с февраля - органами валютного контроля в соответствии с Указом Президента РФ. Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. №300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» разделена компетенция таможенных и налоговых органов. Компетенция таможенных органов - контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации. Компетенция налоговых органов - контроль за иными валютными операциями. Федеральная Таможенная Служба России обрела статус органа валютного контроля. В связи с этим можно сформулировать цель настоящей статьи, она заключается в том, каким образом изменилась деятельность подразделений валютного контроля ФТС России в связи с обретением нового статуса.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, паспорт сделки, ведомость банковского контроля, таможенное декларирование.

The article examines the changes in the sphere of currency control. Until February 2016, the customs and tax authorities were agents of currency control, and since February - currency control bodies in accordance with the Decree of the President of the Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation No. 300 dated April 13, 2016 "On the Amendment and Recognition of Certain Acts of the Government of the Russian Federation that Have Expired" divides the competence of customs and tax authorities. The competence of the customs authorities is the control over currency transactions connected with the movement of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union (EEMA) and with the import of goods into the Russian Federation and their export from the Russian Federation. The competence of tax authorities is control over other currency transactions. The Federal Customs Service of Russia acquired the status of a currency control body. In this regard, we can formulate the purpose of this article, it is how the activities of the foreign exchange control units of the FCS of Russia changed in connection with the acquisition of a new status. Key words: currency regulation, currency control, transaction passport, bank control sheet, customs declaration.

Мировой опыт реализации валютного регулирования и валютного контроля демонстрирует, что его глубина и методы проведения зависят от ведения бизнеса субъектами валютных отношений, состояния национальной экономики, культуры тактики и стратегии проведения экономических преобразований.

Валютный контроль предусматривает мониторинг валютных операций для выявления противоправных действий в кредитно-финансовой, налоговой и бюджетной сферах, а также четкую и работоспособную организационную структуру, состоящую из специализированных государственных органов, которые наделены соответствующими контрольными полномочиями.

Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением участниками внешнеэкономической деятельности требований актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования: требований о репатриации денежных средств (статья 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») в рамках исполнения внешнеторговых договоров (при экспорте - получение денежных средств за переданный товар; при импорте - возврат денежных средств, уплаченных за неввезенные (неполученные) товары); сроков и порядка представления документов и информации, связанных с проведением валютных операций (Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И).

В 2016 году одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России стали мероприятия, связанные с ликвидацией Росфиннадзора и переходом функций органа валютного контроля от упраздняемой службы к ФТС России.

Проведен комплекс мероприятий для обеспечения ликвидационных процедур по упразднению Росфиннадзора. Принято участие в инвентаризации имущества и финансовых обязательств в центральном аппарате Росфиннадзора. В таможенных органах созданы ликвидационные и инвентаризационные комиссии.

Для сохранения кадрового потенциала упраздняемой службы распределена передаваемая численность должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Росфиннадзора, выполнявших функции органа валютного контроля. Это осуществлено между заинтересованными ведомствами в равных долях.

Для обеспечения непрерывности осуществления передаваемых ФТС России функций органа валютного контроля внесены изменения в нормативно-правовые акты по определению полномочий таможенных и налоговых органов как двух уполномоченных Правительством РФ органов валютного контроля. Все мероприятия завершены в 2016 году.

В связи с наделением таможенных органов функцией органа валютного контроля внесены изменения в нормативно-правовые акты в этой сфере. Действует постановление Правительства РФ, определяющее порядок представления органам валютного контроля документов и информации, необходимых для осуществления их функций. Реализован административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по контролю за осуществлением резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также ввозом (и вывозом) в Российскую Федерацию товаров.

Все изменения направлены на повышение эффективности и оптимизацию валютного контроля. Так, предложения в порядок представления органам валютного контроля документов и информации, необходимых для осуществления их функций, предусматривают в том числе переход на электронный документооборот. Это позволит существенно сократить время проведения проверочных мероприятий.

Для повышения качества работы в этой сфере принят ряд организационных мер. Издан приказ ФТС России, в том числе направленный на обеспечение проведения мониторинга и анализа случаев истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Актуализированы разъяснения по квалификации административных правонарушений (АП), предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ. [2]. Для обеспечения применения мер ответственности по выявленным преступным деяниям, связанным с незаконным выводом денежных средств за рубеж, совместно с Управлением таможенных расследований и дознания разработан и издан приказ ФТС России об организации взаимодействия подразделений валютного контроля, оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов при выявлении признаков преступлений, предусмотренных статьями 193, 193.1 УК РФ. [4].

Одними из основных документов валютного контроля, используе­мых таможенными органами при организации и проведении проверочных мероприятий, являются паспорт сделки (ПС) и ведомость банковского контроля (ВБК).

В ПС отражаются основные сведения, содержащиеся во внешнеторговом договоре (контракте): реквизиты резидента и нерезидента, дата и номер внешнеторгового контракта, срок действия контракта. ПС оформляется уполномоченным банком на каждую внешнеторговую сделку, сумма которой превышает 50 тысяч долларов в эквиваленте.

ВБК также содержит данные о реквизитах резидента, нерезидента, внешнеторгового контракта, а также сведения о платежах и поставках по контракту. ВБК формируется по каждому ПС и ведется уполномоченным банком, который оформил ПС.

Таможенные органы, используя информацию базы данных валютного контроля, сопоставляют сведения о платежах и поставках по внешнеторговым договорам и в случае выявления признаков нарушений проводят проверочные мероприятия в соответствии с положениями Административного регламента ФТС России. Это делается в пределах компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Исключительным правом органов валютного контроля (и их должностных лиц) являются выдача предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также применение мер ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.[1].

Как орган валютного контроля, ФТС России получила возможность ежемесячно получать от уполномоченных банков информацию о нарушении юридическими лицами требований валютного законодательства о репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности одновременно с ведомостью банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения. (рисунок 1)

Currencycontrolleadsonanewlevel - student2.ru

Рисунок 1. Количество проверок соблюдения валютного законодательства, проведенных в 2016 году (Примечание: составлено автором)

По результатам анализа этой информации в 2016 году таможенными органами возбуждено 2207 дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ. Одновременно в 2016 году проведено более пять тысяч проверок по направлению валютного контроля. По фактам нарушений валютного законодательства возбуждено 6297 дел об АП, что на 19 процентов больше, чем в 2015 году (рисунок 2).

Currencycontrolleadsonanewlevel - student2.ru

Рисунок 2. Динамика выявления административных правонарушений в сфере валютного законодательства. (Примечание: составлено автором)

По фактам представления в уполномоченные банки фиктивных подтверждающих документов выявлено более 100 нарушений на общую сумму свыше 48 миллиардов рублей (более 15 процентов от общей суммы нарушений, выявленных за 2016 год). Из них на сумму более 35 миллиардов рублей - нарушения, связанные с представлением подложных транспортных и иных товаросопроводительных документов на товары, ввозимые в рамках взаимной торговли государств - членов ЕАЭС, в отношении которых отсутствует требование о таможенном декларировании.

ФТС России совместно с Минфином России ведется работа по подготовке нового административного регламента ФТС при исполнении государственной функции по осуществлению валютного контроля. Его положения направлены на внедрение подхода, основанного на оценке рисков. Они позволяют существенно снизить число проверок и, как следствие, нагрузки на участников ВЭД. При этом повышается результативность проверочных мероприятий.

В соответствии с принятым 3 марта 2017 года документом «Об итогах работы таможенных органов РФ в 2016 году и задачах на 2017 год» основные усилия в нынешнем году следует сосредоточить на оптимизации проведения процедур валютного контроля на основе информационных технологий. Это касается в том числе сопряжения и анализа информации Центральной — базы данных валютного контроля Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и информации о нарушениях, поступающих от Банка России.

Сейчас разрабатываются изменения в технологию формирования данных, содержащих признаки нарушений валютного законодательства. Перерабатываются критерии, определяющие очередность проведения проверок.

Немаловажную роль в сфере валютного контроля играет межведомственное взаимодействие. Подразделения валютного контроля в случаях выявления в ходе проверок отсутствия участника ВЭД по юридическому адресу, указанному в выписке ЕГРЮЛ, информируют налоговый орган для принятия решения о возбуждении дела об АП (статья 14.25 КоАП РФ). [2].

Для повышения качества контрольной деятельности ФТС России совместно с ФНС России разработаны и направлены в территориальные органы разъяснения по вопросам разграничения компетенции ведомств в области валютного контроля, временный порядок обмена документами и информацией, а также порядок взаимодействия при проведении скоординированных проверочных мероприятий по смешанным внешнеторговым сделкам, компетенция по контролю за которыми закреплена как за таможенными, так и за налоговыми органами.

Для улучшения взаимодействия таможенных и налоговых органов принято принципиальное решение о взаимодействии ведомств на региональном уровне междуРТУ и УФНС по субъектам РФ. Достигнутые договоренности позволили исключить дублирование проверочных мероприятий и сократить временные затраты на их проведение.

Список литературы

7. Административный регламент ФTСhttp://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20763:2015-04-06-09-13-59&catid=18:deiat-adm-cat&Itemid=1830

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03.04.2014 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Российская газета.- N 256.- 31.12.2001.

9. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. - 13.12.2010. - N 50. - Ст. 6615.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996.- № 25.

УДК 341.233.111

Наши рекомендации