Leadership and its role in the management of personnel
Бычкова Е.И.
студентка 3 курса направления «менеджмент»
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» филиал в г. Клину
Аннотация Раскрывается понятие и содержание лидерства, представлены различные классификации лидеров и виды лидерства.
Ключевые слова Лидерство, виды лидерства, подходы, классификация лидеров
Annotation The concept and content of leadership is disclosed, various classifications of leaders and types of leadership are presented.
Keywords Leadership, types of leadership, approaches, classification of leaders
Лидерство–этоспособностьоказыватьвлияниенаотдельныеличностиигруппы,направляяихусилияна достижениецелейорганизации.Вкаждомобществеестьлюди,которыевыступаютвролилидеров.Лидер–этолицовкакой-либогруппе(организации),пользующеесябольшимпризнаннымавторитетом.Онобладаетвлиянием,котороепроявляетсякакуправляющиевоздействия.Лидерство-этонетолькооказаниекакого-либовоздействиянадругихлюдей,ноивыдвижениеновыхидей,авторитет,убеждение,собственныйпример.Впсихологиипринятыразличныеклассификациилидеров:
-посодержаниюдеятельности(лидер-вдохновительилидер-исполнитель);
- по характерудеятельности(универсальныйлидер и ситуативныйлидер);
- понаправленностидеятельности(эмоциональныйлидериделовойлидер).Лидер-вдохновительсвоимавторитетомможетубедитьиливдохновитьдругогочеловека,совершитьтоилииноедействие.Лидер-исполнитель–эточеловек,которыйпроявляетаналитическийподходкрешениюпроблем.
Эмоциональныйлидер – этоинициаторновыхидей,которыйдает возможностьреализоватьсебядругим.
Видылидерства:
- формальное–этопроцессвлиянияналюдейспозициизанимаемойдолжности(например,начальникиподчиненный)
- неформальное–этопроцессвлияниялидераналюдейприпомощисвоихспособностей,авторитета,доверия,уменияидругихресурсов.Существуеттриподходакопределениюзначимыхфакторовэффективноголидерства:подходспозицииличныхкачеств;поведенческийподход;ситуационныйподход.
Подходспозицииличныхкачеств:Согласноличностнойтеориилидерства,такжеизвестнойподназваниемтеориивеликихлюдей,лучшиеизруководителейобладаютнаборомобщихдлявсехличныхкачеств.Однако,комплексныйобзорисследованийвобластилидерстваподвелквыводу,чточеловекнестановитсяруководителемтолькоблагодарятому,чтоонобладаетнекоторымнаборомличныхсвойств.Несмотрянасотнипроведенныхисследований,единогомненияонаборекачеств,которыенепременноотличаюткрупноголидера,сформулированонебыло.
Поведенческийподход:Поведенческийподходсоздалосновудляклассификациистилейруководстваистилейповедения.Согласноповеденческомуподходуклидерствуэффективностьопределяетсянеличностнымикачествамируководителя,а скорееегоманеройповеденияпоотношениюкподчиненным.Поэтомуприописанииэтогоподходаанализируетсяпонятие«стильруководства»(манераповеденияруководителя)ирассматриваютсятакиеважныекатегорииуправления,какавтократическийстиль,демократическийстиль,стиль,ориентированныйнаработу,истиль,ориентированныйначеловека.
Ситуационныйподход:Нипервыйподход,нивторойподходнесмогливыявитьлогическогосоотношениямеждуличнымикачествамиилиповедениемруководителя,соднойстороны,иэффективностью,сдругой.Этонезначит,чтоличныекачестваиповедениенеимеютзначениядляруководства.Наоборот,ониявляютсясущественнымикомпонентамиуспеха.Темнеменееболеепоздниеисследованияпоказали,чтовэффективностируководстварешающуюрольмогутсыгратьдополнительныефакторы.Этиситуационныефакторывключаютпотребности и личныекачестваподчиненных,характерзадания, требования и воздействиясреды, а такжеимеющуюся у руководителяинформацию.Такжене
маловажноявляетсято,какруководительдоноситинформациюдосвоихподчиненных,ставитпереднимицельиопределяетсрокиеевыполнения.Хорошийруководительдолженучитыватьмножествофакторов,чтобыправильно,аглавное,эффективнодоноситьнужнуюинформациюдо своихподчиненных.Лидеромгруппыможетстатьтолькототчеловек,который:
1) способенпривестигруппукразрешениютехилииныхпроблем,задач,ситуаций;
2) несетвсебенаиболееважныедляэтойгруппыличностныечерты;
3) несетвсебеиразделяеттеценности,которыеприсущигруппе.Организаторскиеспособностиоченьважныдлялидера,ведьнекаждыйруководительспособенуправлятьгруппойлюдей.Лидерсорганизаторскимиспособностямибыстроиправильнооцениваетситуацию,выделяетзадачипервостепеннойважности,отличаетреальностьотбесплодныхфантазий,достаточноточнорассчитываетсрокирешениязадач.Такойруководительбыстронаходитрешениепроблем,являетсягенераторомидей.Талантлидерстваэтотпсихологическийуникум,которыйоснованнакомплексесоциально-психологическихкачествисвойствличностилидера.Психологиустановили,чточеловекнестановитсялидеромтолькоблагодарятому,чтоонобладаеткаким-тонаборомличныхсвойств.Структураличныхкачествлидерадолжнанаходитсявсоответствиисличнымикачествами,деятельностьюизадачамигруппы(подчиненных).Важнымявляетсяито,какивкакихситуацияхлидерпроявляетсвоикачестваикакгруппавоспринимаетсвоеголидера.Пониманиеидовериеявляютсянеотъемлемойчастьюнастоящеголидера.Толькоприсоблюденииэтихусловийчленыгруппынетолькопойдутзасвоимлидером, но исделаютэтосжеланием.
Списоклитературы
1. РозановаВ.А.Психологияуправления:учебноепособие.М.,2000.
2. ПаркинсонС.Н.Искусствоуправления.М.,2002.
УДК 338