Теорияуправления: психологический аспект
Theory of management: psychological aspect
Ивановская Ю.Н.
студентка 2 курса направления «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» филиал в г. Клину
Аннотация Основная задача психологии управления, рассмотренная в статье, это анализ психологических условий иособенностейуправленческойдеятельностисцельюповышенияэффективностиикачестваработывсистемеуправления.
Ключевые слова Управленческая деятельность, психология управления, социально-психологические отношения
Annotation The main task of management psychology, considered in the article, is the analysis of psychological conditions and features of management activity with the purpose of increasing the efficiency and quality of work in the management system.
Keywords Management activities, psychology of management, socio-psychological relations
Психологияуправленияпредоставляетзнания,которыевозможноиспользоватьприрешениипроблемыуправлениядеятельностьютрудовогоколлектива.
Особенностьюпсихологииуправленияявляетсято,чтоееобъектомявляетсяорганизованнаядеятельностьлюдей.Организованнаядеятельность
- этодеятельностьлюдей,объединенныхводнуорганизацию,подчиняющихсяправиламинормамэтойорганизацииивыполняющихзаданнуюимсовместнуюработувсоответствиисэкономическими,технологическими,правовыми,организационнымиикорпоративными требованиями.
Социально-психологические отношения выступаюткак взаимоотношениялюдей,опосредованныецелями,задачами иценностямисовместнойдеятельности,т.е.еереальнымсодержанием.
Управленческие отношения составляют организованную совместнуюдеятельность,делаютееорганизованной.
Всоциальнойпсихологииотдельныйработниквыступаеткакчасть,какэлементсоциальнойгруппы,внекоторойегоповедениенеможетбытьпонятым.
Впсихологииуправленияиотдельныйработник, и социальнаягруппа,иколлективвыступаютвконтекстеорганизации,вкоторуюонивходятибезкоторойиханализвпланеуправленияоказываетсянеполным.
Психологияуправления-этоотрасльпсихологии,изучающаяпсихологическиезакономерностиуправленческойдеятельности.Основнаязадачапсихологииуправления-анализпсихологическихусловийиособенностейуправленческойдеятельностисцельюповышенияэффективностиикачестваработывсистемеуправления.Процессуправленияреализуетсявдеятельностируководителя,вкоторойпсихологияуправлениявыделяеттакиемоментыкак:диагностикаипрогнозированиесостоянияиизмененийуправленческойподсистемы;формированиепрограммыдеятельностиподчиненных,направленнойнаизменениесостоянийуправляемогообъектавзаданномнаправлении;организацияисполнениярешения.Вличностируководителяпсихологияуправленияразличаетегоуправленческиепотребностииспособности,атакжеегоиндивидуальнуюуправленческуюконцепцию,включающуюсверхзадачу,проблемноесодержание,управленческиезамыслыивнутреннепринятыеличностьюпринципыиправила управления. Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий:
1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.
3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция
Психология управления использует различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложностьобусловленатем,чтооно ведетсявестественнойобстановкефункционированияорганизации,вкоторойместоирольисследователякакнаблюдателяоказываетопределенноевлияниеивоздействиенанаблюдаемых,соднойстороны,инаподбориобобщениеинформации,сдругой.
Эксперимент–одинизсамыхсвоеобразныхитрудноосваиваемыхметодовсбораинформации.ОсуществлениеэкспериментапозволяетполучитьуникальнуюинформациюОсновнаяцельегопроведения-проверкагипотез,результатыкоторыхимеютпрямойвыходнапрактику,наразличныеуправленческиерешения.
Законыпсихологииуправленияпроявляютсявовзаимодействиивмежличностныхотношенияхи в групповомобщении.Основнымизаконамипсихологииуправленияиуправленческойдеятельностивцеломявляются:Законнеопределенностиотклика.Егоможноназватьзакономзависимостивнешнихвоздействийотвнутреннихпсихологическихусловий(структур).Этотзаконосновываетсянапсихологическихявлениях
– апперцепциииналичиистереотиповсознания.Апперцепция–зависимостьвосприятияотпрошлогоопытасубъекта.Стереотипысознания–устойчивыемнения,оценки,суждения,которыенеточноинеполноотражаютокружающуюдействительность ивлияютнаповедение,создаваяявныеилискрытыекоммуникационныебарьеры.Одинитотжечеловеквразноевремяможеткачественнопо-разномуреагироватьнаодноитожевоздействие.Множествовнутреннихпсихологическихфакторов(настроение,эмоциональноесостояниеит.д.)серьезновлияют,апоройиопределяютреакцииконкретногочеловекав конкретныхситуациях. Иэтифакторыневозможноучесть.
1. Законнеадекватностивзаимноговосприятия.Сутьэтогозаконасостоитвтом,чточеловекникогданеможетпостичьдругогочеловекастойточностьюиполнотой,котораябылабыдостаточнойдлясерьезныхрешенийотносительноэтогочеловека.
1) Человеквсегданаходитсявсостоянииизменения.Известно,чтовлюбоймоментвременилюбойчеловекопределенноговозрастаможетнаходитьсянаразныхуровняхфизического,физиологического,интеллектуального,социального,нравственного,эмоциональногоисексуальногоразвития.
2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попытокраскрытьегоособенностии«слабыеместа».
3) Достаточночасточеловекнеможетдатьинформациюосебепотому,чтонезнаетсебя.Авнекоторыхслучаяхон,частосамтогонеподозревая,стараетсяпоказатьсянетаким,какойестьнасамомделе,атаким,какимемухочетсябытьвглазахдругихлюдей.
Неадекватностьвосприятияистремлениечеловекапоказатьсебялучше,чемонесть,необходимоучитывать,принимаялюбоеуправленческоерешение.
Специалистывобластиуправлениярекомендуютменеджерамиспользоватьследующиепринципыподходаклюдям:а)принципуниверсальнойталантливости.Суправленческойточкизрения,онможетзвучатьтак:«Нетлюдейбездарных,неспособных.Естьлюди,занятыенесвоимделом»;
б)принципразвития.Способности(какобщие,такиспециальные)могутразвиваться;
в)принципнеисчерпаемости.Ниоднаоценка,даннаячеловекуприегожизни,неможетсчитатьсяокончательной.
3.Законнеадекватностисамооценки.Сутьэтогозаконасостоит втом,чтоприпопыткеоценитьсебячеловексталкиваетсястемижевнутреннимибарьерамииограничениями,чтоиприанализедругихлюдей.
4. Законискаженияинформации.Иногдаегоназываютзакономпотерисмыслауправленческойинформации,илизакономрасщеплениясмыслауправленческойинформации.Сутьэтогозаконазаключается втом,чтоуправленческаяинформация(директивы,приказы,распоряженияит.д.)имеетобъективнуютенденциюк изменениюсмыславпроцесседвижения«сверхувниз».Степеньизмененияпрямопропорциональначислузвеньев,черезкоторыепроходитинформация:чембольшеработниковзнакомитсяснейипередаетее другимлюдям,темсильнеесмыслотличаетсяотпервоначального.Восновепотерисмыслаинформациилежатследующиеобстоятельства:
1) язык,накоторомпередаетсяуправленческаяинформация,являетсяязыкоммногозначным;
2) еслиинформациянеполная,еслидоступкнейограниченипотребностьподчиненныхвполученииоперативныхсведенийудовлетворяетсяне полностью,толюдинеизбежноначинают домысливать,додумывать,дополнятьто,чтознают,опираясьнанепроверенныефактыисобственныедогадки,приэтомобъеминформацииизменяетсянетольковсторонууменьшения,ноивсторонуувеличения;
3) люди,воспринимающиеинформацию ипередающиеее,отличаютсядруготдругапоуровнюобразования,интеллектуальногоразвития,посвоимпотребностям,а также пофизическомуипсихическомусостоянию.Чтобысвестиискажениекминимумурекомендуетсяпроизвестиследующиедействия:
· уменьшитьколичествопередаточныхзвеньев,участвующихвпроцессераспространенияинформации;
· своевременноснабжатьсотрудниковвсейнеобходимойинформациейпотемвопросам,которыеонидолжнырешать;
· поддерживатьобратнуюсвязьсподчиненнымисцельюконтролязаправильностьюусвоенияполучаемыхсведений.
5. Законсамосохранения.Сутьэтогозаконавтом,чтооднимизведущихмотивов,определяющихповедениелюдей,являетсясохранениеличногостатуса,состоятельности,собственногодостоинства.Прямоеиликосвенноеущемлениедостоинствавызываетотрицательнуюреакцию.
6. Законкомпенсации.Привысокомуровнестимуловкданнойработеиливысокихтребованияхкчеловекунедостатоккаких-либоспособностейкданномувидудеятельностивозмещаетсядругимиспособамиилинавыкамииумениемработать.Еслиэтопроисходитнеосознанно,тонеобходимыйопытприобретаетсяметодомпробиошибок.Ноесликомпенсацияосуществляетсясознательно,тоэффектотнееможноувеличить.
Любаяорганизация–сложнаясоциальнаясистема,котораясостоитиздвухэлементов-управляющегоиуправляемого.
Структурносистемауправлениясостоитизуправляющейиуправляемойподсистем,(границымеждунимивесьмаусловны),вединствеобразующихсубъектуправления,атакжемеханизмаихвзаимодействия,которыйвключаетсовокупностьполномочий,принципов,методов,правил,норм,процедур,регламентирующихпорядокосуществленияуправленческихдействийпоотношению к объекту управления.Системныйподходтребуетрассматриватьсубъект иобъектуправлениякакединоецелоеивовзаимосвязисвнешнейсредой.
Подуправляющейподсистемойсистемыуправленияпонимаюттуеечасть,котораявырабатывает,принимаетитранслируетуправленческиерешения,обеспечиваетихвыполнение,аподуправляемойту,котораяихвоспринимаетиреализуетнапрактике.Вусловияхиерархичностиуправлениябольшинствоегозвеньев,взависимостиотконкретнойситуации,могутпринадлежатьтокуправляющей,токуправляемойподсистеме.
Длятого,чтобывзаимодействиемеждууправляющей иуправляемойподсистемамибылоэффективнымнеобходимовыполнениерядаусловий:
- онидолжнысоответствоватьдругдругу.Болеетого,управляющаяиуправляемаяподсистемыдолжныбытьсовместимымидругсдругом,чтобыихвзаимодействиенепорождалонегативныхпоследствий,которыемоглибыпривестикневозможностивыполнятьимисвоизадачи;
- врамкахединствауправляющаяиуправляемаяподсистемыдолжныобладатьотносительнойсамостоятельностью.Центральноезвеноуправленияневсостояниипредусмотретьвсенеобходимыедействиявконкретныхситуацияхиз-заудаленностиотместасобытий,незнаниядеталей,интересовобъектаиеговозможныхпсихологическихреакций,особенновнепредвиденныхобстоятельствах.Поэтомупринятыенаверхурешениянемогутбытьоптимальными;
- управляющаяиуправляемаяподсистемыдолжныосуществлятьмеждусобойдвустороннеевзаимодействие,основанноенапринципахобратнойсвязи,определеннымобразомреагируянауправленческуюинформацию,полученнуюотдругойстороны.Такаяреакцияслужиториентиромдлякорректировкипоследующихдействий,которыеобеспечиваютприспособлениесубъектаиобъектауправлениянетолькокизменениювнешнейситуации,ноикновомусостояниюдругдруга;
- какуправляющая,такиуправляемаяподсистемыдолжныбытьзаинтересованывчеткомвзаимодействии;одна–вотдаченеобходимыхв даннойситуациикоманд,другая – в ихсвоевременном и точном исполнении.Возможностьсубъектауправлятьобусловленаготовностьюобъектаследоватьпоступающимкомандам.
Перечисленныефакторыдолжныобеспечитьуправляемостьобъекта,характеризуемуюстепеньюконтроля,которыйуправляющаяподсистемаосуществляетпоотношениюкнемучерезуправляемую.Управляемостьпроявляетсякакреакцияподчиненного,управляемогообъектасубъектаилисистемыуправлениявцеломнауправляющеевоздействие.Онаможетиметьформувыполнениясоответствующихтребований,бездействия,противодействия,формальныхдействий,тоестьхарактеризуетсяготовностьюквыполнениютребованийруководстваисотрудничеству.Управляемостьзависитотследующихобстоятельств:знанияиопытперсонала,соответствиетипауправленияусловиямвнутренней ивнешнейситуации,достаточностьполномочийруководителя,социально-психологическийклимат.
Механизмуправлениядолженсоответствоватьцелямизадачамобъекта,реальнымусловиямегофункционирования,предусматриватьнадежные,сбалансированныедругсдругомметодывоздействия наобъект,ииметьвозможностидлясовершенствования.
Системауправлениядолжнабытьэффективной.Аэтоозначает:оперативностьинадежность,качествопринимаемыхрешений;минимизациюсвязанныхсэтимзатратвремени;экономиюобщихиздержекирасходовнасодержаниеаппаратауправления,улучшениетехнико-экономическихпоказателейосновнойдеятельностииусловийтруда,долюработниковуправлениявовсемперсоналеорганизации.
Эффективностьфункционированиясистемыуправленияможноповыситьспомощьюболеенадежныхобратныхсвязей,своевременностииполнотыинформации,учетасоциально-психологическихкачествучастников,обеспеченияоптимальногоразмераподразделений.
Списоклитературы
1. РозановаВ.А.Психологияуправления:учебноепособие.М.,2000
2. СтанкинМ.И.Психологияуправления:практическоепособие.М.,2000
3. ПаркинсонС.Н.Искусствоуправления.М.,2002.
УДК 316.48