Problems of legal regulation of quality of medical services

Морозова Евгения Сергеевна,

магистрант 2 курса, направление подготовки «Юриспруденция»,

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»

В статье проведен анализ правовых положений российского гражданского законодательства по поводу качества оказания платных медицинских услуг, приведены концепции некоторых авторов, предложено определение медицинской услуги, включающее такой признак как качество ее оказания.

Ключевые слова: медицинская услуга, охрана здоровья, качество оказания медицинской помощи, качество медицинской услуги, медицинское учреждение, качество медицинского обслуживания, договор возмездного оказания медицинской услуги, стандарты медицинской помощи.

In the article the analysis of legal provisions of the Russian civil legislation regarding the quality of rendering of paid medical services, given the concept some authors proposed the definition of medical services, including such symptoms as the quality of its provision.

Key words: medical service, health, quality medical care, quality of medical services, medical facility, quality of care, the contract of compensated rendering of medical services, standards of medical care.

Учитывая, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь является важнейшим составляющим правового статуса личности и закреплено в подавляющем большинстве международных договоров, составляющих составную часть правовой системы России, то исследование вопросов качества оказания медицинской помощи в России является актуальным как для теории права, так и для правоприменительной практики.

Интересно, что не только Конституция РФ [3], но основные источники отраслевого медицинского законодательства России не содержат правовых норм говорящих о качестве медицинских услуг в России.

В действующем Российском законодательстве есть важное понятие «стандартов медицинской помощи», которое естественно не тождественно понятию «качества медицинской помощи», но все- же позволяет понять хотя бы необходимый минимум медицинских действий, которые должны быть достаточными при определенном обращении пациента в медицинское учреждение.

Сложность определения качества медицинской помощи заключается в особенностях самого понятия медицинской услуги. Все понимают качество медицинской помощи на интуитивном уровне. Но если нужна система, обеспечивающая качественную медицинскую помощь, то возникает необходимость выработать четкие понятия, критерия и навыки оценки ее качества.

В прошлом оценивать конечный результат медицинской помощи было проще, поскольку основным критерием служили выздоровление либо смерть пациента. В современном мире преобладают хронические заболевания, определять эффективность лечения которых намного сложнее.

Ученые не выработали единого понимания признаков качества медицинской помощи. Так, И.С. Апарин выделяет 10 составляющих качества медицинской услуги: степень доступности; репутация (общественное мнение); способность понять, что нужно потребителю-пациенту; надежность; безопасность (степень риска); компетенция медицинского персонала; уровень коммуникации (степень доведения сущности услуг до потребителя-пациента); обходительность, тактичность, вежливость медицинского персонала; способность быстро и качественно предоставить медицинскую услугу; внешнее оформление, интерьер помещения, санитарная обстановка, вид персонала [1, с. 35].

По мнению И.С. Мыльниковой, в качество медицинской помощи следует включать и межличностные отношения врача с пациентом (вера в себя, вселяемая врачом пациенту. поддержка, теплое обращение с пациентом т.д.). Она предложила выделить понятие «техническое качество» (эффективность, экономичность, адекватность, научно-технический уровень), которое поддается оценке и анализу, и иррациональную составляющую (межличностные отношения), на оценку которой никто не претендует [4, с. 28].

Методические рекомендации Федерального фонда ОМС дают определения понятия медицинской услуги надлежащего качества - как медицинская услуга, оказываемая медицинским работником, исключающая негативные последствия, затрудняющие стабилизацию или увеличивающие риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающие риск возникновения нового патологического процесса, приводящие к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения, вызывающие неудовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинским учреждением [3].

Таким образом, по мнению В.В. Гришина, качество медицинской помощи - это процесс взаимодействия врача и пациента, основанный на квалификации врача, т.е. его способности снижать риск прогрессивного заболевания у пациента и возникновения нового патологического процесса. оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечить удовлетворенность пациента оказанной ему медицинской помощью[2, с. 52].

Обеспечение качества заключается в определении фактического уровня качества обслуживания и принятии мер по приведению его в соответствие с рассмотренными требованиями. Под условиями (средой) проведения работы по обеспечению качества понимают: 1) среду существования системы медицинского обслуживания в широком смысле, т.е. все факторы, которые влияют на качество оказания медицинских услуг и на их конечный результат; 2) среду осуществления самого процесса обеспечения качества, т.е. правовые, политические, профессиональные и социальные факторы, а также нормы, определяющие этот процесс.

Для достижения максимального эффекта медицинского обслуживания необходимы: надлежащие гигиенические условия; должный образовательный уровень персонала; достаточный объем материальных и людских ресурсов; финансовая доступность медицинской помощи; географическая доступность медицинских служб; постоянный приток новых знаний.

Конечным критерием эффективности и качества медицинского обслуживания является уровень здоровья населения. Но так как он определяется разными факторами, большинство из которых находится вне сферы действия системы здравоохранения, данная система несет ответственность только за те изменения уровня здоровья, которые она способна контролировать.

Здесь мы сталкиваемся с проблемой стандартов медицинской помощи.

В современной Российской Федерации основным правовым документом регламентирующим стандарты оказания медицинских услуг является Приказ Минздрава России от 23.01.2015 № 12н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи» [6]. Данный документ уравнивает всех граждан в праве на получение современной качественной медицинской помощи. К сожалению, в разных регионах разное здравоохранение, а значит и разная помощь. Впервые предпринимаются действия, направленные на то, чтобы каждый гражданин России, независимо от того, где он живет, какие у него материальные возможности, мог получить необходимый стандарт помощи. Ясно, что, скажем, сложную операцию на сердце в любой российской глубинке не сделают. Но необходимую первичную помощь нужно обеспечить в любой точке страны.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Так, в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере оказания медицинских услуг, следует употреблять единую терминологию с использованием понятия «медицинская услуга». Следует сказать, что медицинская услуга - это качественное, правомерное, возмездное действие (или совокупность действий), осуществляемое профессионально подготовленными исполнителями, направленное на удовлетворение личных потребностей пациента, имеющее целью его выздоровление и (или) поддержание здоровья.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Приказ Минздрава России от 23.01.2015 № 12н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2015 N 36255) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.03.2015

3. Апарин И.С. Тенденции развития платной медицинской помощи // Экономика здравоохранения. 2015. № 3. С. 18.

4. Гришин В.В. Регулирование процессов становления страховой медицины. М.. 2016. С. 279.

5. Мыльникова И.С. Кричагин В.Н, Индейкин С.Н Стандарты медицинской помощи. М.: , 2016. С. 13

6. Сергеев Ю.Д., Канунникова Л.В. Ненадлежащее оказание медицинских услуг и факторы риска его возникновения //Медицинское право. 2016. № 4. С. 32.

УДК 347

Наши рекомендации