Предоставление земельных участков с видом разрешенного использования «ведение огородничества»
Provision of land plots with the form of permitted use of "guidelines management"
Журавлева Дарья Александровна,
магистрант 2 курса, направление подготовки «Юриспруденция»,
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
В статье рассмотрены правовые аспекты предоставления земельных участков с видом разрешенного использования «ведение огородничества».
Ключевые слова: земельный участок, огород, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, договор аренды.
The article deals with legal aspects of granting land plots with the kind of permitted use "conducting truck farming".
Key words: garden, scheme of the location of the land plot on the cadastral plan of the territory, lease agreement.
На сегодняшний день вопросы, связанные с землепользованием особенно актуальны, правовое регулирование данных вопросов является составной частью экономических, политических и социальных сфер. Земля и природные ресурсы, являются природным источником благ для человека и соответственно, находятся в сфере повышенного внимания общества и государства.
По мнению автора прежде, чем говорить о процедуре предоставления земельных участков с видом разрешенного использования «ведение огородничества» необходимо дать определение, что огород – это разновидность маломасштабного, не промышленного, кустарного земледелия, состоящая в возделывании небольших участков земли, разнообразной геометрической формы и уклона, с последующим выращиванием на них овощей, фруктов, ягод и других огородных растений.
Ранее во времена советского союза земельные участки, предназначенные для возделывания почвы в целях выращивания сельскохозяйственных культур, предоставлялись гражданам на основании документа устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости.
Исполнительным органом в соответствии с положениями статей 64,65 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 1 июля 1970 года совхозы наделялись полномочиями по предоставлению приусадебных земельных участков или огородов из земель, предназначенных для этих целей, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Предоставление приусадебных земельных участков или огородов могло производиться на основании решения администрации совхоза.
Рабочим, служащим, пенсионерам и инвалидам, проживающим в сельской местности, при наличии свободных приусадебных земель в совхозах приусадебные участки также могли предоставляться по решению администрации совхоза, утверждаемому исполнительным комитетом сельского Совета народных депутатов [8, с.1].
В большинстве случаев решением администрации совхоза выступал приказ, однако, бывали и исключения, что гражданам выдавались именные постановления на предоставление земельного участка, например, под посадку картофеля.
В случае если гражданин получал именное постановление и не оформлял далее свои права на земельный участок, а просто им пользовался, то сегодня закон предоставляет право оформить земельный участок в частную собственность, за исключением случаев, если земельный участок ограничен в обороте, то тогда только в аренду.
Согласно пункту 9.1. статьи 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (т.е. до 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность [3, с. 8].
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Таким образом, если у гражданина имеется постановление о предоставлении земельного участка на права постоянного (бессрочного) пользования либо не указан вид права, то предоставление земельного участка возможно на праве собственности.
На сегодняшний день процедура предоставления земельного участка для ведения огородничества регулируется положениями действующего земельного законодательства.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», вид разрешенного использования «ведение огородничества» предназначен для осуществления деятельности, связанной с выращиванием ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции [5, с.38, 18-21].
В подпункте 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что предоставление земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется на праве аренды без проведения торгов.
Данное положение означает, что заявитель не сможет в дальнейшем приобрести земельный участок в собственность, так как предоставление земельного участка возможно только в аренду с дальнейшей пролонгацией договора аренды.
Договор аренды земельного участка заключается на срок не менее чем три года, в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества (подп.12 п.8 ст.39.8).
Как было упомянуто выше, что предоставление земельного участка под огород регулируется нормами действующего земельного законодательства, стоит заметить, что ранее предоставление земельных участков осуществлялось на местном уровне органами местного самоуправления. Сейчас же прерогативу предоставления земельных участков отнесли к полномочиям субъекта Московской области.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Таким образом, из систематического анализа статей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления не относится предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности.
Государственная неразграниченная собственность - это земли, о которых отсутствуют запись в Едином государственном реестре прав.
Уполномоченным органом государственной власти, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности наделено Министерство имущественных отношений Московской области [4, с. 1, 16-17].
Что же касается процедуры предоставления земельного участка, то на сегодняшний день все услуги, которые ранее осуществлялись органом местного самоуправления «на месте» переданы в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).
В соответствии с Федеральным законом от № 210 «Об организации государственных и муниципальных услуг» приемом и возвратом документов заявителю занимается МФЦ, осуществляющий свои функции по принципу «одного окна».
Таким образом, чтобы подать документы на предоставление земельного участка заявителю необходимо первоначально обратиться в МФЦ с приложением определенного комплекта документов.
Комплект документов, включает:
1. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
2. документ, удостоверяющий личность/доверенность;
3. заявление.
По мнению автора необходимо более подробно остановится на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема КПТ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории – представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В пункте 11 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации сказано, что заявитель может самостоятельно подготовить за плату схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории на официальном сайте Федеральной службы государственный регистрации, кадастра и картографии.
Главное чтобы схема расположения земельного участка соответствовала требования Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г № 762 «Об утверждении требований» [6, с.1, 11-15].
Таким образом, действующее земельное законодательство позволяет гражданину самостоятельно подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории без обращения в коммерческие организации занимающиеся предоставлением услуг в области геодезии.
В связи с вышеизложенным целесообразно отметить, что в каждом поселении района или городского округа должны быть разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки поселения, городского округа в которых будут определены территориальные зоны, предназначенные для формирования и предоставления земельных участков под огороды.
Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
В соответствии положениями статьи 36 ГрК РФ - градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Касаемо размера земельного участка предоставляемого под огородничество.
В соответствии с Законом Московской области от 17 июня 2003 года № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области», проведение процедуры по формированию земельного участка с видом разрешенного использования «ведение огородничества», осуществляется от 0,04 га до 0,10 га [22-25].
Таким образом, подводя итог изложенному, необходимо отметить следующее, что на сегодняшний день действующее земельное законодательство предусматривает предоставление земельных участков с видом разрешенного использования «ведение огородничества» в аренду без проведения торгов сроком на три года и с правом возведения хозяйственных построек и сооружений временного использования в строго установленной территориальной зоне установленной для обеспечения правовых условий использования земельных участков и расположенных на них объектов.
Список литературы
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // «Российская газета», № 290, 30.12.2004.
3. Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4148.
4. Постановление Правительства МО от 26.12.2014 № 1154/51 «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти Московской области на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий» // «Информационный вестник Правительства МО», № 4, 30.03.2015.
5. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» // «Российская газета», № 217, 24.09.2014.
6. Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» // http://www.pravo.gov.ru.
7. Закон Московской области от 17.06.2003 № 63/2003-О «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» // «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 110, 21.06.2003.
8. <Письмо> Управления Роснедвижимости по МО от 25.09.2009 № 28823-1 «О ранее учтенных земельных участках».
9. Корнеев А.Л. «Особенности совершения сделок с земельными участками: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Городец», 2017. – С.304.
10. Чмыхало Е.Ю. Совершенствование процедур предоставления земельных участков как одно из направлений государственной политики по управлению земельным фондом // Аграрное и земельное право. 2014. № 10. – С. 51-56.
11. Акатова Н.С., Артемьев А.А., Викторов В.Ю., Галимов Р.Р., Керимов А.Д., Ковшевацкий В.И., Куксин И.Н., Лундин А.А., Лунева Е.В., Майорова А.Н., Малинин С.А., Малышева О.С., Матвеев П.А., Матвеева С.В., Орел В.Р., Погодина О.Н., Самылина Ю.Н., Сокольская А.Д., Солдатов А.А., Сухарев А.Н. и др. Многообразие аспектов социальной политики. Клин: Филиал РГСУ в г. Клину, Твер. гос. ун-т, 2017.
12. Артемьев А.А., Бобинкин С.А., Бондарчук А.Ф., Викторов В.Ю., Гусев А.А., Жаров В.А., Калашникова И.В., Куксин И.Н., Лунева Е.В., Майорова А.Н., Малинин С.А., Матвеев П.А., Самылина Ю.Н., Смирнова О.В., Сокольская А.Д., Сухарев А.Н., Толстова И.А., Филинов В.П., Филинова Н.В., Чечельницкий И.В. и др. Модернизация социально-экономической сферы в современной России: проблемы и суждения. Тверь, 2016
13. Бочаров С.Н., Брунер Р.А., Зырянов С.М., Кивич Ю.В., Климкина Е.В., Ковшевацкий В.И., Малахова Н.В., Ольшевская А.В., Покозий В.В., Попович О.М., Сакулина Л.Л., Сизов И.Ю., Сойников С.А., Сущинская С.И., Хадисов Г.Х., Шурухнова Д.Н. Административное право Российской Федерации: курс лекций / Под редакцией кандидата юридических наук, профессора С. Н. Бочарова. Рецензенты: Ю. И. Попугаев; А. В. Зубач. М., 2015. Том Часть 2
14. Гагарина П.А., Ковшевацкий В.И. Меры административного пресечения в системе государственного регулирования // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2017. № 3. С. 37-39.
15. Жевлакович С.С., Химичева О.В., Кардашевский В.В., Потапенкова И.В., Климкина Е.В., Кушнаренко И.А., Ковшевацкий В.И., Щеглов А.В., Уваров Н.В., Шестопалова Е.В., Шаров Д.В., Язовский А.Н., Сысоев А.А., Хромов В.А., Питомцев М.Н., Разницын В.А., Ермолов П.С., Сойников С.А., Дмитренко А.П., Кисин В.Р. и др. Основы профессиональной деятельности: учебное пособи. М., 2016.
16. Матвеев П.А. Понятие и сущность функций права // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2012. № 2 (11). С. 24-31.
17. Филинова Н.В., Матвеева С.В., Матвеев П.А. Формирование правовой культуры и правосознания в процессе профессиональной подготовки студентов неюридических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 315-320.
18. Химичева О.В., Шаров Д.В., Кардашевский В.В., Потапенкова И.В., Родионова Е.Ю., Климкина Е.В., Кушнаренко И.А., Ковшевацкий В.И., Щеглов А.В., Уваров Н.В., Шестопалова Е.В., Язовский А.Н., Сысоев А.А., Платонов Д.А., Кисин В.Р., Сойников С.А., Комовкина Л.С., Дмитренко А.П., Кадников Н.Г., Дайшутов М.М. и др. Основы профессиональной деятельности Учебник. М., 2017.
19. Андреева Л.А., Колабаева А.А., Костюк И.В., Литовкина М.И., Мицык Г.Ю., Самойлова В.В., Уварова Н.В. Государственно-частное регулирование гражданских и публичных правоотношений // Коллективная монография / Новосибирск, 2016.
20. Мицык Г.Ю. Интеграционный подход к профессиональной деятельности юристов // Механизмы обеспечения качества профессионального образования на основе интеграции обучения, науки и профессиональной деятельности Материалы региональной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Мурашко, М.В., Муравьев, Е.М., Антоновский А.В.. 2011. С. 107-111.
21. Бобинкин С.А., Акатова Н.С. Психологические особенности отношений в трудовом коллективе // Социальная политика и социология. 2014. Т. 2. № 4-2 (106). С. 118-131
22. Бобинкин С.А, Влияние креативности на эффективность деятельности линейного персонала // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 3 (13). С. 97-102
23. Бобинкин С.А. Психологические аспекты управленческой деятельности линейных менеджеров в социально-профессиональных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 180-185
24. Мицык Г.Ю. Нормативно-правовые, доктринальные и правоприменительные признаки предпринимательской деятельности // Право и экономики. 2017. № 7(353). С. 5-11
25. Антонова Н.А., Барткова О.Г., Очагова В.С., Крусс В.И., Крусс И.А., Кувырченкова Т.В., Матвеев П.А., Рязанова Е.А., Сухарев А.Н., Туманова Л.В., Федина А.С., Жданов С.П., Яковлева Н.Г. Проблемы современного российского процессуального и материального права (в поиске эффективных норм). Тверь: Тверской гос. университет, 2017.
УДК 347