Государственный строй в период тоталитаризма (1930-1940).
В 30-е гг. существенные изменения происходят и в механизме Советского государства. Основные направления развития страны в данный период: свертывание нэпа; нарастание угрозы мировой войны; постановка задачи на построение социализма, сопровождавшегося ликвидацией частной собственности, внедрением единого плана развития народного хозяйства; создание социалистической собственности путем форсированной индустриализации; создание социалистического сельского хозяйства путем проведения сплошной коллективизации; культурная и образовательная революция.
Развитие государственного механизма связано с закреплением руководящего положения Коммунистической партии. В условиях однопартийности усиливалась централизация государственного управления,росла численность работников государственного аппарата, формировался привилегированный слой бюрократии - номенклатура, заседавшая во всех государственных и местных органах.Реорганизация органов власти и управления характеризовалась усилением единства Системы Советов, которые теперь стали называться Советы депутатов трудящихся.
Высшим органом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР. Он получил те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Был двухпалатным – Совет Национальностей и Совет Союза (вместо Союзного Совета). Верховный Совет стал единственным законодательным органом Союза. Это же касается и Верховных Советов союзных и автономных республик. Верховные Советы должны были избираться на четыре года и работать в сессионном порядке. Особенности работы Верховного Совета обусловили необходимость создания постоянно действующего органа. Им стал Президиум Верховного Совета СССР: созывает сессии Верховного Совета, дает толкование действующих законов, отменяет постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону. Президиум Верховного Совета не является законодательным органом. Однако он имеет право издавать указы - своеобразные акты, правовая природа которых в Конституции определена не была. Конституция 1936 г. в качестве правительства сохранила Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР. Однако теперь он был лишен законодательных прав: СНК по Конституции имел право издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. В качестве органов отраслевого управления Конституция, как и прежде, предусматривала народные комиссариаты. Система органов власти и управления союзных и автономных республик строилась по аналогии с общесоюзной.
Формирующаяся в данный период система власти получила название тоталитарной. Утвердилась диктатура правящей партии, обладающей монополией на государственную власть. Происходит сращивание партийной власти с властью государственного аппарата. В результате внутрипартийной борьбы устанавливается единоличная власть партийного лидера, Генерального секретаря ЦК партии И.В. Сталина. В результате проведения массовых репрессий Сталин устранил всех реальных и потенциальных противников, препятствовавших утверждению режима его личной власти. Замена партийной диктатуры старой гвардии большевиков личным единовластием Сталина явилась главной отличительной чертой политической системы и привела к утверждению диктаторской формы правления.
Экономика. Госплан СССР при СТО - был преобразован в 1931 г. в комиссию при Совнаркоме СССР, наделенную правами самостоятельного наркомата. ВСНХ в 1932 г. он был разделен на три наркомата, которые стали осуществлять руководство крупными отраслями промышленности - тяжелой, легкой, лесной. Из Наркомата путей сообщения в 1931 г. выделился самостоятельный общесоюзный Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. В 1933 г. был упразднен Наркомат труда.
Судебные органы. Конституция 1936 г. и принятый в 1938 г. специальный Закон о судоустройстве не внесли принципиальных изменений в судебную систему. Тем не менее, некоторые нововведения были провозглашены. На протяжении 1933 - 1936 гг. компетенция высшего судебного органа страны расширяется. При создании Верховного Суда СССР законодатель считал основой его деятельности регулирование отношений Союза и республик в судебной сфере. Но в названные годы Верховный Суд СССР постепенно превращается в обычный, хотя и стоящий во главе всей судебной системы судебный орган. Единство и централизация судебной системы были закреплены созданием в 1936 г. Народного комиссариата юстиции СССР, на который было возложено управление судами всего государства.
Основой сталинского режима были органы госбезопасности, непосредственно подчинявшиеся Сталину и осуществлявшие контроль над всеми гражданами страны. ОГПУ был переименован в Главное управление государственной безопасности и вошел в состав новой структуры - Наркомат внутренних дел {НКВД) СССР, имевший разветвленную вертикальную структуру своих органов. При НКВД было создано Особое совещание, которое рассматривало контрреволюционные дела в упрощенном порядке и обладало широкими репрессивными полномочиями (могло приговаривать к расстрелу, рассматривать дела целыми списками). В июне 1933 г. была организована Прокуратура СССР. На нее возлагались обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, обязанности по судебному надзору, надзору за законностью действий органов ОГПУ, милиции и др.
Вооруженные силы. Численность Красной армии, перешедшей в 1938 г. от территориально-кадровой к кадровой системе комплектования, быстро наращивалась. 1 сентября 1939 г. в СССР был принят закон «О всеобщей воинской обязанности» - призывной возраст снижался с 21 года до 18 лет, увеличивались сроки военной службы, удлинялся срок пребывания военнообязанных в запасе. Это позволило уже через год удвоить армейские ряды.