Международное регулирование социально-трудовых отношений
XXI век характеризуется общемировой тенденцией интеграции национальных и международных норм и требований в области социально-трудовых отношений. Социальная политика многих индустриально развитых стран имеет единый вектор движения в сторону решения проблем достойного труда, повышения уровня жизни, безопасности, улучшения экологии.
Развитие социально-трудовых отношений происходит с учетом международных правовых основ, сформулированных в документах Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Европейского Союза, наиболее эффективных законодательных и нормативных актов отдельных государств. Безусловный приоритет в разработке и совершенствовании основополагающих документов в области социально-трудовых отношений принадлежит Международной организации труда (МОТ).
Основанная в 1919 г. Версальским мирным договором МОТ в качестве основной цели определила обеспечение мира во всем мире и устранение социальной несправедливости посредством улучшения условий труда. В настоящее время ее членами являются 175 государств мира. Одной из основных форм деятельности МОТ является разработка и принятие на международных конференциях труда Конвенций и Рекомендаций по основным вопросам социально-трудовых отношений. Конвенции и рекомендации согласно Уставу МОТ обязательны для представления органам законодательной власти каждой из стран.
Конвенции МОТ подлежат ратификации странами-членами и после этого становятся обязательными к применению в законодательной практике. Каждый член организации обязан в течение одного года после закрытия конференции, на которой была принята соответствующая Конвенция, сообщить Генеральному директору МОТ о ее ратификации и принятых законодательных актах.
За годы своего существования МОТ приняла около 200 Конвенций. Основными принятыми и ратифицированными Конвенциями в области социально-трудовых отношений являются:
Конвенцию №81 1947 г. «Об инспекции труда»;
Конвенцию №95 1949 г. «Об охране заработной платы»;
Конвенцию №98 1949 г. «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров»;
Конвенцию №122 1964 г. «О политике в области занятости»;
Конвенцию №138 1973 г. «О развитии людских ресурсов»;
Конвенцию №155 1981 г. «О безопасности и гигиене труда»;
Конвенцию №159 1983 г. «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов».
Количество ратифицированных Конвенций МОТ отражает степень демократичности трудового законодательства, цивилизованного регулирования социально-трудовых отношений в стране. В сравнении с другими странами проявляется степень развития социально-трудовых отношений и в России. Так, Испания ратифицировала 116 Конвенций, Франция – 110, Италия – 101, Норвегия – 92, Уругвай – 83, Бельгия – 82, Болгария – 80. Советский Союз ратифицировал 50 Конвенций, из которых Российская Федерация приняла к исполнению лишь 43. В настоящее время в России в процессе ратификации находятся еще 11 Конвенций.
В отличие от Конвенций Рекомендации МОТ не носят статуса обязательного документа и ратификации не подлежат, однако каждая страна-участник представляет принятые Рекомендации в соответствующие органы своей страны для оформления в виде закона или для принятия других законодательных и нормативных мер реагирования. Рекомендации предназначены для создания ориентиров при выработке государствами-членами МОТ политики в сфере социально-трудовых отношений, а также при разработке национального законодательства и практических мероприятий.
Наличие системы обратной связи позволяет МОТ контролировать процесс обязательного применения Конвенций и отслеживать развитие трудового законодательства в отдельных странах. Приоритет МОТ в разработке и распространении среди стран-участниц теоретических и методологических принципов формирования социально-трудовых отношений дополняется значительной аналитической базой по развитию трудового законодательства и обобщающим накопленным опытом по решению наиболее острых проблем в сфере труда.
Одной из задач МОТ является оперативное реагирование и учет новых тенденций в экономике, производительных силах и социально-трудовых отношениях в мире. В настоящее время дополнительным фактором, усложняющим рассмотрение направлений развития социально-трудовых отношений, стала глобализация.
Глобализация
Термин «глобализация» возник в 1983 г. и в первоначальном варианте обозначал процесс слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными и транснациональными корпорациями. В 1997 г. в ежегодном экономическом обозрении Международного валютного фонда глобализация была представлена как «растущая взаимосвязь стран всего мира, являющаяся результатом увеличения объема и разнообразия сделок на пересекающие границы товары и услуги, движение капитала по всему миру, а также более быстрое распространение техники». Определяющим явлением, сопутствующим глобализации, следует признать выход внутриотраслевой конкуренции за границы отдельных стран. Глобализация способствует процессу трансформации национальных производственных систем с одновременным разрушением страновых производственных комплексов, что порождает применительно к социально-трудовым отношениям ликвидацию рабочих мест и нарушение общей стабильности в обществе. Движущие силы глобализации «выходят из-под контроля, унижая правительство, ослабляя профсоюзы и другие группы гражданского общества, создавая чувство чрезвычайной уязвимости для личности, сталкивающейся с силами и процессами принятия решений, на которые правительство никак не может влиять».
С учетом глобальных тенденций при рассмотрении современных социально-трудовых отношений концепции КСО уделяется значительно больше внимания. Поворотным моментом в решении проблемы уравновешивания устремлений бизнеса и более широких общественных интересов, частью которых являются социально-трудовые отношения, стал «Саммит Земли» 1992 г., где основным вопросом стал поиск путей совмещения тенденций глобализации и расширения влияния транснациональных корпораций с все возрастающими требованиями повышения уровня жизни со стороны работников отдельных предприятий и всего общества.
Концепция социального партнерства стала отходить на второй план в связи с тем, что зачастую один и тот же работодатель владеет производственными мощностями и выступает одной из сторон в трудовых отношениях в разных странах и разных отраслях. В этих условиях потребовалась новая концепция взаимодействия работодателей с работниками и обществом. Новые общественные реалии, связанные с констатацией приоритета человеческого фактора, необходимостью учитывать условия жизни и труда всех членов общества, а не только работников определенного предприятия, увеличение ценности интеллектуального потенциала граждан стали предпосылками для дальнейшего совершенствования концепции КСО.
То, что КСО охватывает не только социально-экономические и социально-трудовые отношения, подтверждается включением в число ее приоритетов экологических ценностей, а это свидетельствует о возрастающей роли общества в формировании, координации и регулировании взаимоотношений экономики и социума.
Место КСО в системе современных социально-трудовых и социально-экономических отношений заключается в виде одного из основных элементов механизма социальной защиты занятого населения. Роль КСО в регулировании социально-трудовых отношений состоит в развитии персонала, охране здоровья, создании безопасных условий труда, реализации социальных программ для работников предприятий и членов их семей.
Однако говорить, что КСО становится новой формой социально-трудовых отношений, было бы неверным. КСО – это концепция взаимоотношений между бизнесом и обществом, причем, бизнес и общество являются двумя взаимозависимыми институтами. Скорее, КСО и социально-трудовые отношения взаимодополняют друг друга, обогащаясь за счет развития каждой системы отношений. Ни концепция КСО, ни проявление новых качеств социально-трудовых отношений невозможны по отдельности. КСО и современные социально-трудовые отношения образуют новую систему социально-экономических отношений в обществе, созвучную происходящим в мире изменениям.