Правовая система: понятие, структура, классификация
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ
Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.
Структура правовых систем:
1) правосознание;
2) правовая идеология;
3) правовая культура;
4) право;
5) законодательство (религиозные трактаты!);
6) правоотношения;
7) правопорядок;
8) юридическая практика и т. д.
Признаки, характеризующие элементы
структуры правовой системы:
1) неоднородность;
2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;
3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;
4) отражение состава юридических явлений;
5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;
6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;
7) функциональная взаимосвязь;
8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.
Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.
Классификация правовых систем:
1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.
Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;
2) правовая семья– это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.
Виды правовых семей:
а) англосаксонская (система общего права);
б) романо–германская (система континентального права);
в) традиционная (система обычного права);
г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);
3) группа правовых систем– группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).
ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА
Правовой порядок– система упорядоченных легитимным правом и гарантированных государством общественных отношений и связей, которые обеспечивают в государстве устойчивое функционирование гражданского общества.
Признаки правового порядка:
1) установление только на основе правовых норм;
2) охват общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации;
3) охрана и обеспечение государственно–правовыми мерами;
4) основа общественного порядка;
5) устойчивость, системность, детальная определенность.
Правовой порядок– это отражение государственной власти, формы ее организации, структуры и полномочий государственных органов.
В основе правового порядка лежат:
1) социальная нормативность, т. е. объективные законы развития общества;
2) правовая нормативность, т. е. функционирование государства, правовая деятельность.
Виды содержания правового порядка:
1) материальное,состоящее из закономерностей возникновения, функционирования и развития правового порядка, а также объективных потребностей в упорядочении общественных процессов;
2) государственно–волевое,представляющее собой результат взаимодействия государственной воли и интересов всех участников правового порядка;
3) юридическое,состоящее из результатов реализации прав и законности, а также
системы правовых отношений, субъективных прав и юридических обязанностей.
Элементы, входящие в структуру правового порядка:
1) правовая структура, которая закрепляется в законодательстве;
2) правовые отношения и правовые связи субъектов правоотношений;
3) упорядоченность, регламентация – атрибутивные элементы.
Гарантии правопорядка– это совокупность условий и средств, которые обеспечивают поддержку в государстве надлежащего правового порядка.
Гарантии правопорядка:
1) экономические– гарантии, устанавливающие в правовых актах многообразие собственности, экономическую свободу, организованность материальной жизни общества;
2) политические– гарантии, устанавливающие демократию в государственном и общественном строе, а также способность общества влиять на содержание политических решений;
3) общественные– гарантии, включающие в себя совокупность общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от законности;
4) идеологические– гарантии, состоящие в верховенстве гуманистической идеологии, на основе которой развиваются духовная жизнь общества и идейное воспитание граждан;
5) юридические– гарантии, включающие систему специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, а также деятельность правоприменительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДИСЦИПЛИНЫ. СООТНОШЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ С ЗАКОННОСТЬЮ, ПРАВОПОРЯДКОМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОРЯДКОМ
Дисциплина– это совокупность требований, которые отвечают сложившимся в обществе социальным нормам и предъявляются к поведению людей на основе интересов общества.
Виды дисциплины:
1) государственная– это дисциплина, которая связана с выполнением требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим;
2) воинская– это дисциплина, которая возникает по поводу соблюдения военнослужащими правил, установленных законами, уставами и приказами;
3) трудовая– это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ и регулируется нормами трудового законодательства;
4) финансовая– это дисциплина, которая устанавливается по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний;
5) технологическая– это дисциплина, которая возникает в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний;
6) договорная– это дисциплина, которая возникает при соблюдении субъектами правоотношений, предусмотренных в договорах обязательств.
Нормы, регламентирующие дисциплину:
1) правовые;
2) организационные;
3) политические;
4) социальные;
5) нормы морали и т. д.
Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.
1. Дисциплина и законностьпредставляют собой схожие во многом явления правовой деятельности, так как дисциплина – это совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – это совокупность строгих и неукоснительных требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, предприятия, учреждения, граждане единообразно понимают и соблюдают без всяких исключений при применении законодательства. В отличие от законности дисциплина связана непосредственно только с трудовой деятельностью, проникая в производственные отношения и придавая им стабильность и направленность. Результат дисциплины – общественный порядок, а результат законности – правопорядок.
2. Правопорядок– это часть дисциплины, выраженная в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины направлено на регулирование правомерного поведения, а также свободного и непринуждаемого воплощения субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.
3. Дисциплинаявляется составной частью общественного порядка, который представляет собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых не только нормами права, но и нормами морали, обычаями, традициями.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Юридические процедуры– это система последовательных юридически значимых действий, которые осуществляются определенными субъектами правоотношений с использованием ими допустимых законом средств по организации и оформлению надлежащего осуществления норм права.
Признаки:
1) достаточность и оптимальность,которые являются необходимыми для достижения планируемого результата, так как недостаточность приводит к несогласованности в поведении участников, нарушению их прав, недостижению цели правового регулирования;
2) законность,т. е. юридическая процедура должна отвечать требованиям законодательства и не должна противоречить правовым актам большей юридической силы, изменять содержание основных форм, реализацию которых она обеспечивает;
3) синхронность и согласованность,которым юридическая процедура должна отвечать по отношению к основным нормам;
4) доступность и простота,т. е. информирование участников о содержании юридической процедуры и предоставление возможности выполнения ее требований.
Признаки, характеризующие социальную значимость юридических процедур:
1) стимулирование повышения эффективности управления;
2) стимулирование целесообразного достижения запланированных результатов;
3) регулирование дисциплины между участниками процедуры;
4) установление согласованности и предсказуемости юридическим значимых действий участников процедуры;
5) облегчение контроля над деятельностью должностных лиц;
6) установление повышенной ответственности должностных лиц;
7) обеспечение оперативности и своевременности совершения социально значимых действий;
8) своеобразные гарантии обеспечения прав и свобод личности, а также выработки законных, обоснованных и справедливых решений.
Специфические черты:
1) обладают государственно–властным характером, так как соблюдение юридических процедур является обязательным для всех участников под страхом наказания и использования в отношении их самозащиты;
2) установление посредством правовых норм и юридических актов;
3) установление в виде определенных моделей и программ поведения, которые направлены на достижение конкретного желаемого правового результата;
4) зависимость результата юридической процедуры от моделей и программ поведения;
5) выражение в последовательном совершении этапных юридически значимых действий и использовании юридических средств;
6) наличие вспомогательного характера, который связан с обеспечением надлежащей реализации норм как материального, так и процессуального права;
7) с помощью юридических процедур осуществляются основные регулятивные и охранительные правоотношения.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ
Юридический процесс– система последовательных процедур, которые оформлены юридическими актами и обеспечивают как реализацию норм материального права, так и комплексное регулирование в наиболее значимой сфере общественной жизни.
Признаки юридического процесса:
1) наличие властного характера;
2) урегулирование процессуальными нормами;
3) направленность на принятие юридических решений общего и индивидуального характера;
4) наличие характера сложной, длящейся по времени деятельности, которая состоит из строго последовательных процессуальных стадий;
5) осуществление в пользу заинтересованных субъектов права;
6) обеспечение соответствующими способами юридической техники;
7) закрепление в официальных правовых актах.
Виды юридического процесса:
1) в зависимости от природы принимаемых решений:
а) правотворческий – процесс, в ходе которого принимаются нормативные правовые акты;
б) правоприменительный – процесс, в ходе которого принимаются правоприменительные акты и реализуются нормы права;
в) праворазъяснительный – процесс, в ходе которого с целью реализации правовых норм принимаются интерпретационные акты;
2) в зависимости от предмета правового регулирования:
а) гражданский;
б) уголовный;
в) конституционный;
г) административный;
д) арбитражный.
Стадия юридического процесса – это совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий.
Стадии гражданского процесса:
1) производство в суде первой инстанции;
2) производство в суде второй инстанции:
а) производство в апелляционной инстанции;
б) производство в кассационной инстанции;
в) производство в надзорной инстанции;
г) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу;
3) производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
4) производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.
Стадии уголовного процесса:
1) возбуждение дела;
2) предварительное расследование;
3) производство в суде первой инстанции;
4) производство в суде второй инстанции:
а) производство в апелляционной инстанции;
б) производство в кассационной инстанции;
5) исполнение приговора;
6) производство в надзорной инстанции;
7) возобновление производства по уголовному делу из–за новых или вновь открывшихся обстоятельств.
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ
Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.
Структура правовых систем:
1) правосознание;
2) правовая идеология;
3) правовая культура;
4) право;
5) законодательство (религиозные трактаты!);
6) правоотношения;
7) правопорядок;
8) юридическая практика и т. д.