Кодификации византийских императоров после Юстиниана: «Прохирон (879 г.), «Эпананога» (884 – 886), «Василики» (ок. 890).

Прохирон (879 г.)

- сборник норм византийского гражданского, уголовного, судебного и церковного права и перечислением наказаний за различные проступки и преступления;

- создан в 879 г. по приказу императора Василия I - основателя Македонской династии;

- не являлся официальным сводом законов, а был учебным руководством для судей и обязательным для использования в судебной практике;

- состоял из 40 отделов (титулов);

- главным источником права служили, особенно для первых 21 отделов, институции Юстиниана, которые извлекались не из подлинных текстов, а чаще из их греческих обработок;

- некоторые положения заимствованы из эклоги;

- является (наряду с Эпанагогой) одним из источников православного церковного права.

Эпананога (884 – 886 г.)

- краткий сборник правовых норм, составленный в Византии (после 879) от имени имп. Василия I (867-886) и его сыновей Льва и Александра;

- является дополнением к прежним правовым нормам Прохирона;

- в составлении по-видимому, принимал участие Фотий -византийский богослов, Константинопольский Патриарх;

- состоял из 40 отделов (титулов);

- дана новая трактовка власти и прав патриарха: в нарушение принципа византийского самодержавия императора в ней предложена концепция о двух взаимодополняющих властях - императорской и патриаршей;

- включено постановление, запрещавшее сановной знати лишать подчиненных лиц их земельных владений;

- в области семейного права сохранились нормы Эклоги (в частности, элементы выкупа жены при заключении брака);

- была переведена на славянский язык, т. к. извлечения из нее находятся в славянских кормчих

Идеи Эпанагоги оказывали влияние и на позднейшую русскую историю; так, например, в документах по делу патриарха Никона, при царе Алексее Михайловиче, прямо приводятся постановления Эпанагоги о царской власти.

Прохирон и Эпанагога - это светлые страницы правления Василия I, который стремился к большему распространению законов Юстиниана, к возврату к началам римского права.

Василики (890 г.) в переводе"императорские законы".

- последняя и наиболее полным памятник византийского законодательства, созданные сыном и преемником Львом VI Мудрым Василия I.

- источники – кодификация Юстиниана, Прохирона и Эпанагога, новеллы Василия I, Льва VI

- состоял из 60 книг; намеченную его отцом, т. е.

- цель - восстановить в силе законодательство Юстиниана, при этом опускались законы, потерявших свою силу или чуждых в связи изменившимися условиями византийской жизни;

- имели классовую направленность - отражали интересы крупных землевладельцев, процесс угнетения крестьян: снова узаконили крепостничество, отменили ограничения по укрупнению частного землевладения и т.п.;

Общая характеристика Lex Salica

Сали́ческий зако́н, или Сали́ческая пра́вда (лат. lex Salica) — правовой кодекс салических франков. Термин «салический закон» означает также правило престолонаследия, восходящее к одному из положений этого кодекса.

Представляет собой запись древних обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать Судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по-латыни Салическим законом (Lex Salica) и Салическим законным пактом (Pactus Legibus Salicae), состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.

Салический закон — это не сборник политических законов, поскольку в нем нет законоположений о наследовании трона, о пережитках язычества или о защите христианской веры. Согласно легенде, Салическая правда, составлена четырьмя выборными мужами от разных частей королевства, которые составили его полностью за три заседания.

Сборник написан на латыни, и это давало возможность заимствований из римских правовых конструкций при общей неприкосновенности и сохранности старого доброго права (т. е. народных правовых обычаев). Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, Который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

Наши рекомендации