Полис Древней Греции. Общая характеристика
- города-государства со своими законами, органами власти и системой управления;
- территория полиса состояла из городских территорий и их земледельческих поселений (хоры);
- это особая форма экономической и политической организации общества;
- возникли в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью;
Жители полиса:
1. полноправные граждане – греки по национальности, которые имели право частной собственности на землю и на рабов,
2. свободные или неполноправные - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей;
3. рабы, лишённые всяких прав.
Гос. аппарат полиса:
1. народное собрание (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин атрибут любого полиса;
2. совет (герусия, ареопаг, сенат)
3. различные выборные должностные лица (магистраты).
- полис мог быть: олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины) в зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью
- различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей, например, типичным земледельческим полисом была Спарта;
- обязанность полиса - забота об экономическом поддержании граждан полиса объединялись общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей;
- все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности; отсюда еще одно название – «гражданская община;
- внутренние дела - формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии.
- внешние дела - имел собственную армию – граждане от 17-18 до 60 лет вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов: богатые и средние слои - всадники и тяжеловооружённые пешие воины (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами.
- внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий);
Законодательство Драконта
Дра́конт афинянин, один из древнейших законодателей Греции. Автор первых писанных законов для Афинской республики в 621 г. до н. э.; Свод законов, введенный им, был так суров, что возникло крылатое выражение драконовские меры, относящееся к чрезвычайно строгим наказаниям;
Законы об убийстве, отмеченные именем Драконта, сохраняли силу с некоторыми, вероятно, изменениями долгое время и после Солона, а после олигархического переворота 411 г. до н. э. драконовские положения уголовного права были снова начертаны на каменных скрижалях и выставлены на городской площади ко всеобщему руководству; они были в силе ещё в IV в., как видно из многократных на них ссылок Демосфена. По-видимому, Драконт внёс в афинское право различие между убийством умышленным и ненамеренным; определил условия, при которых ненамеренное убийство признавалось не наказуемым, и допускало примирение родственников убитого с убийцей. Законодательство Драконта было направлено к охране имущественных интересов господствующего меньшинства, к которому принадлежал сам Драконт. Кража полевых плодов наказывалась смертью, как святотатство, кощунство или предумышленное убийство. Вообще смертная казнь занимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Драконта, благодаря чему суровость их вошла в поговорку ещё в древности.
Законодательство Солона.
Предпринятые Драконтом меры оказались половинчатыми, поэтому в 594 г. до Р.Х. к архонтству был призван Солон, чтобы провести окончательное устройство государства.
Законы Солона представляли собой полный свод публичного, частного права в 3 частях. Особое место в них занимало религиозное право (обряды погребения, жертвоприношения, ритуального очищения). Законы были впервые «опубликованы»: их написали на мраморных барабанах, которые крутились и таким образом можно было найти нужный закон.
Солон усовершенствовал тимократию Драконта и провел достаточно радикальную социальную реформу (долгового рабства), снявшую угрозу социального потрясения: "Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов как частных, так и государственных, что называется сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя" (Аристотель. Афинская полития. 6. 1).
Солон ввел более четкое деление афинского общества на разряды. Первый, высшый разряд пятисотмерников - те, кто получал доход со своей земли не менее, чем 500 мер сухих и жидких продуктов. Второй разряд - трехсотмерники или те, кто мог содержать коня. Третий высший разряд - зевгиты или двухсотмерники. Отличительной особенностью этих разрядов было то, что они имели исономию в полном объеме - имели доступ к должностям полиса. Четвертый разряд - феты (букв, "батраки") имели право участвовать только в Народном собрании (Экклесии).
Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот, который ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных - гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.
Однако несколько лет спустя после солоновской реформы город снова оказался во власти политических партий, которые отражали не ценз, а именно политические интересы. Тимократия Солона строилась на аристократическом принципе владения землей, но демократы боролись не за право владеть землей, а за равное право занимать государственные должности, т.к. они открывали дорогу к широкому социальному регулированию положения народа посредством государственной власти.
Цель - не сделать всех равными в основании - земельной собственности или в чем-то ином, т.к. это не реально по физической причине. Реальным казалось только равенство в субъективном смысле, в смысле занятия государственных должностей и равном распределении доходов; тем более, что опыт Солона подсказывал возможность этого пути. Проблема, следовательно, состояла в том, чтобы равенство объектов было заменено равенством субъектов.
Реформы Клисфена
В 508 г. до Р.Х. Клисфен из рода Алкмеонидов реформировал основу деления афинского населения - филы. Он распределил всех граждан между 10 филами вместо 4. Он хотел смешать их, чтобы большое число людей получило возможность участия в делах государства.
Вновь образованная фила представляла не сплошную территорию, а непременно была соединением трех отдельных территориальных единиц - триттий, которые включались в филу по жребию. Триттия состояла из трех демов(институт местного самоуправления – территориального и военного), возглавляемых Демархом, который избирался жребием на 1 год, ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний. Всего Клисфеном было образовано 90 демов. Демы были трех родов: прибрежные, горные и равнинные. Таким образом, фила объединяла демы трех видов, население которых уже не могло преследовать никаких интересов, кроме интересов всего полиса. Фратрии и роды Клисфен оставил без изменений, не покушаясь на культ.
Со времен Клисфена у афинян вошла в употребление поговорка "не считаться филами", т.е. не обращать внимание на происхождение.
Совет 400 упразднен, вместо него создан Совет 500, состоял из представителей 10 фил, избранных по 50 от каждой. Коллегия архонтов утратила свое значение и была образована коллегия 10 стратегов. Имущественный ценз для занимания высших должностей сохранился. Клисфен ввел т.н. остракизм или суд черепков. Посредством него народное собрание получило право изгонять из государства на 10 лет граждан, которые по мнению народа становились опасными для демократии.
Общий итог этих нововведений выразился, согласно Аристотелю, следующим образом: "В результате этих изменений государственный строй стал гораздо более демократическим, чем солоновский". Так Афины перешли от аристократии к демократии.