Законы Ману: общая характеристика и положение законов в общей системе источников ведического права древней Индии.
Весь лит. корпус Др.Индии подразделяется на несколько периодов. Сначала идут Веды, т.е. ка-нонический состав - источник дхармы и традиции, и практики тех, кто знает их [Веды].
К ним примыкает Веданта - "завершение Вед", поясняющая их высшее значение. Состоит из Упанишад - изложения философской сущности брахманизма при помощи сутр .
Затем следует литература шастр -> полная систематизация этого учения, разъяснение дхармы в форме шастр - толкование смысла, а не просто его закрепление на бумаге.
Позднейшей стадией считается литература smrti (священное предание) или sruti ("откровение") - по-пытка придать упорядоченному учению значение всеобщности, т.е. превратить учение в догмат (истинное знание в его законченном внешнем выражении).
Это были не просто Веды, сутры, шастры и т.п., а дхармасутры, дхармашастры, дхармасмрити, т.к. вся литература индуизма - толкование только одного понятия - dharma. Дхарма - не только самый главный источник права, право вообще, но и целая философская система. Ее цель - управление всеми формами жизни. Мировая ось, на которой держится все живое, вся вселенная. Каждая вещь, существо (в т.ч. человек) может быть познана по своему главному свойству - дхарме. Дхарма огня - жечь, воды - утолять жажду и гасить огонь. Dharma - божественное право. Это основа древнеиндийского права.
Следующим по значению источником права в Индии был указ царя. По форме - индивидуализация дхармы. Часто это выражалось в обязательном обозначении санкции за несоблюдение указа. Сама дхарма обеспечивалась санкцией общего характера, поэтому царский указ формально = индивидуализации этого наказания. Указ царя вводил четкие формальные рамки, применял дхарму к частному случаю.
Следующий источник права – т.н. vyavahara: (1) частноправовой договор, заключенный на основе дхармы, и (2) судебное разбирательство, процесс судоговорения, в форме судебных решений.
Последний источник права - обычай арийских племен. Он формализовывался в литературе, становясь писаным обычным правом. Но обычай в устной форме продолжает играть роль.
Наиболее значимым в юридическом отношении памятником дхармашастр являются законы Ману и Артхашастра. Главный юр.сборник шастр – Narada до сих пор на русский язык не переведен. Все шастры создавались не одновременно, не органом государства, а путем кропотливой работы философских школ брахманизма.
ЗАКОНЫ МАНУ
Считается, что законы Ману старше Артхашастры. Первое упоминание - 9 в. до РХ. Речь в них - от первого лица - легендарного прародителя людей – Ману, и часто этот памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.
Законы состоят из 2685 стихов (шлок), разделенных на 12 глав. Несмотря на бессистемность изло-жения материала, его распределение - вполне удобно для изучения. Рассказывается о сотворении мира, занятиях сословий, правах и обязанностях домохозяина, праве наследования, функциях царя, принципах его политики и гос. управлении, совершении обрядов, наставления для отшельников и аскетов, нормы праведного образа жизни. Свидетельства о положении отдельных социальных групп, в т.ч. шудр, рабов, наемных работников, о статусе четырех варн, судопроизводстве, налоговой системе.
Содержание:
Гл.1 учение о варнах
Гл.2 понятие кармы и порядок изучения Вед;
Гл.3 общие постановления о брачном праве;
Гл.4 учение о дхарме, ее ритуальной стороне;
Гл.5 постановления о форме брака;
Гл.6 ритуальные постановления;
Гл.7 публичное право древней Индии или учение о царской власти и государстве;
Гл. 8 сведения о процессе, вещном и обязательственном праве;
Гл. 9 снова возвращается к вопросам семьи и брака, регулирует наследственное право;
Гл.10 различные вопросы учения о варнах;
Гл.11 уголовное право;
Гл.12 заключительные постановления о дхарме.
Важная особенность - грамматическая форма: оптатив-потенциалис (желательность или необходимость совершения действия, но не его обязательность, установленная в законодательном по-рядке).
Еще одна особенность - своеобразная техника передачи правила об исключении из общего правила, которое делается в бессистемной, каузальной форме. Например: если у мужа нет детей от жены, то она может спать с его братом, но в другой главе это квалифицируется как прелюбодеяние. Т.е., не развит аппарат абстрактного (отвлеченного) мышления
Законы Ману пользовались огромным авторитетом в Индии. Им принадлежит особое место среди дхармашастр. Собственно праву посвящены только несколько глав. Попытка систематизировать нормы права, но смешиваются частные правонарушения и преступления. Прослеживается логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы.
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.
АРТХАШАСТРА
Автор - Каутилья (Чанакья), министр царя Чанд-рагупты (индийский Макиавелли). Но учение Каутильи морально, т.к. основано на дхарме. Понятие о материальном благе, его толкование в практическом смысле политики занимает центральное место в трактате. Это учение об общем, государственном благе. Материальное благо - одно из составляющих царской власти, царя вообще. В этом дхарма царя, но не кшатрия, хотя сам царь по варне кшатрий.
Памятник состоит из 15 отделов или книг, 150 глав и 6000 шлок. Его внутренняя структура достаточно систематизирована и включает: правила поведения (различные методы и способы управления ближайшим окружением царя, классификация наук); обязанности надзирателей (задачи гос.управления в сфере хозяйства); судоустройство (вопросы процесса и частного права); вопросы гос.иска, контроля, наказания за некоторые виды тяжких преступлений; методы айной политики; философские основания государства; методы внешней политики и дипломатии; чрезвычайное положение государства, стихийные бедствия, нашествия противника; способы ведения войны, управления армией.