Классификация правовых норм законов Моисея.
1. Законы о семейных отношениях;
2. Законы социально-экономические;
- Вещное право
- Обязательственное право
- Наследственное право
3. Законы государственные;
- Государство и общество
- Государственное управление
- Уголовное право
- Суд и процесс
Законы о семейных отношениях:
- родительская власть над детьми была до некоторой степени ограничена (первоначально такая зависимость была полной, включая право жизни и смерти) - родители не могли сами наказывать смертью непослушного сына, а должны - вынести вопрос на рассмотрение старейшин города; дочерей отец мог продавать в рабств, которые в доме своего господина становились невестой или женой его самого или его сына.
- срок совершеннолетия прямо не определен, однако, согласно толкованию, для девочек - в 12 лет, для мальчиков – в 12-13 лет.
- главной цель брака - продолжение рода;
- заключался брачный контракт при свидетелях с определением размера выкупа и приданого;
- ограничение полигамности брака;
- бесплодие - тяжкий грех;
- совместным имуществом управлял муж, если брачный договор не предусматривал иного
- запрещались половые отношения между лицами, находящимися в седьмой степени родства, причем как между кровными, так и некровными родственниками за исключением закона левирата;
- развод был возможен: со стороны мужа – в случае, если жена «потому что он находит в ней что-нибудь противное» с выдачей «разводного письма», со стороны жены - в случае физического уродства, дурной болезни, импотенции мужа или дурного обращения с женой;
- в случае развода или смерти одного из супругов другой мог вступить в новый брак.
- священники могли жениться только 1 раз и исключительно на девственницах в силу своего особого статуса.
Законы социально-экономические
Вопреки сложившемуся стереотипу, древние иудеи не были хорошими торговцами и ремесленниками, более того, они с презрением относились к «торгашеским» Вавилону и Ассирии. Отсюда и низкий уровень развития экономических отношений, вещного и обязательственного права.
Вещное право:
- группа норм, регулировавших поземельные отношения внутри общины
- собственник земли - Иегова
- основанием права евреев на землю Палестины - служба Богу;
- земля поделена между коленами израилевыми по количеству семейств в каждом - первоначально каждое семейство владело равным земельным наделом;
- сглаживать имущественное неравенство (система субботних лет);
- значительные привилегии имели левиты (священники).
Обязательственное право:
- договор купли-продажи – защита прав продавца и покупателя, особенно покупателя – иноземца;
- договор займа - запрет взимания процентов и все долги прощались в субботний год;
- разрешало кредитору брать в залог имущество должника, однако рекомендовалось не брать залог с бедных;
- ограничение на залог последней одежды человека.
- запрет на залог ручной мельницы (отдает в залог душу)
Наследственное право:
- 1 очередь - право первородства: старший сын получал половину всей наследственной массы,
- 2 очередь – дочери;
- 3 очередь - братья;
- 4 очередь – дядья;
- 5 очередь - близкий родственник одного колена с умершим
- отсутствие наследования по завещанию.
Законы государственные
Государство и общество древней Иудеи
- поклонение единому богу – Иегове;
- население делилось на свободных (иудеи и иноплеменники) и рабов;
- свободные равны перед законом и судом;
- с чужестранцев разрешено взимание проценты, на них не распространялось правило о субботнем прощении долга и освобождении из долгового рабства;
- свободные иудеи-общинники составляли большинство населения и обладали всеми правами.;
каждый еврей обязан нести с 20 лет военную службу на своей земле;
- раб считался вещью, но жизнь раба охранялась, а за тяжкие нанесенные увечья его следовало отпустить на волю;
- рабство подразделялось на срочное (6 лет, если раб – еврей), и бессрочное (если раб – иноземец);
- источники рабства: рождение - наследуется статус матери; плен; покупка; преступление.
Государственное управление.
Израильский народ - союз из 12 колен (13е- колено Левия).
- глава и представитель колена - избранный начальник
- выборные из старейшин (70 чел.)
- судьи (самая многочисленную группа); должность судьи введена Моисеем, когда он перестал справляться с потоком мелких дел, нуждавшихся в разрешении. По серьезным вопросам они должны были докладывать дела непосредственно пророку.
- священническое и одновременно светское руководство всеми коленами со времен Моисея осуществлял пророк;
Монархия в Иудее:
- возникла с усложнением общественной жизни;
- выборы царя: сначала по жребию выбирали колено, из которого будет избран царь, затем род, и только из рода выбирали конкретного человека;
- первый общеиудейский царь Саул.
Власть царя (небезгранична: запрет проводить конфискацию имущества подданных, отдавать их в рабство и др.):
- налогообложение подданных;
- наложение литургии;
- суд над подданными;
- командование войском;
- некоторые священнические функции;
- назначал в каждом городе по семь судей из наиболее уважаемых жителей.
Уголовное право:
наказанию подлежали как люди, так и животные (бодливый вол);
не была полностью ликвидирована кровная месть
Преступления:
- сакральные - идолопоклонство, богохульство, ворожба / наказание - смертная казнь.
- против личности: умышленное и неумышленное убийство / наказание - телесных повреждения; имущественные - убийство раба, кража / наказание - пятикратный штраф, если не мог выплатить – рабство;
- против нравственности - непочитание родителей, прелюбодеяние, всякие извращения: мужеложество, скотоложество / наказание – смерть;
- государственные – измена / наказание – смерть.
Суд и процесс
- верховный судья - пророк, а затем царь;
- процесс был гласным, шел при стечении народа;
- свидетельские показания под присягой – главные док-ва;
- свидетелей должно было быть несколько;
- лжесвидетельство назначалось наказание, которое ждало бы обвиняемого в случае осуждения;
Система, основу которой заложили законы Моисея, и по сей день оказывает влияние на умы и сердца сотен миллионов людей по всему земному шару. Что же касается самого правового памятника, нормы в нем сгруппированы, но их группы, регулирующие ту или иную сферу общественной жизни, располагаются, если так можно выразиться «историческими пластами», соответствующими тому времени, когда составлялась та или иная конкретная книга Ветхого Завета.