Статья 49 Совместные расследования
Государства-участники рассматривают возможность заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей, в силу которых в связи с делами, являющимися предметом расследования, уголовного преследования или судебного разбирательства в одном или нескольких государствах, заинтересованные компетентные органы могут создавать органы по проведению совместных расследований. В отсутствие таких соглашений или договоренностей совместные расследования могут проводиться по соглашению в каждом отдельном случае. Соответствующие Государства-участники обеспечивают полное уважение суверенитета Государства-участника, на территории которого должно быть проведено такое расследование.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
946. Соответствующие положения содержатся в ряде международных соглашений участником которых является Российская Федерация. Некоторые из них приводятся ниже.
947. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002).
Статья 63
Создание и деятельность совместных следственно-оперативных групп
1. В целях быстрого и всестороннего расследования преступлений, совершенных одним или несколькими лицами на территориях двух и более Договаривающихся Сторон либо затрагивающих их интересы, могут создаваться совместные следственно-оперативные группы.
2. Предложение о создании совместной следственно-оперативной группы оформляется в порядке, предусмотренном статьей 60 настоящей Конвенции.
3. Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона в течение 15 дней после получения предложения о создании совместной следственно-оперативной группы уведомляет запрашивающую Договаривающуюся Сторону о принятом решении и в случае согласия одновременно предоставляет ей список должностных лиц, включенных в такую группу.
4. Члены совместной следственно-оперативной группы непосредственно взаимодействуют между собой, согласовывают основные направления расследования, проведение следственных действий, розыскных или оперативно-розыскных мероприятий, обмениваются полученной информацией. Координацию их деятельности по согласованию осуществляет инициатор создания совместной следственно-оперативной группы либо один из ее членов. 5. Следственные действия, розыскные или оперативно-розыскные мероприятия осуществляются членами совместной следственно-оперативной группы той Договаривающейся Стороны, на территории которой они проводятся. Участие членов совместной следственно-оперативной группы одной Договаривающейся Стороны в проведении следственных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий на территории другой Договаривающейся Стороны осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящей Конвенции.
948. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» (Заключено в г. Алма-Ате 04.10.1997)
Статья 8
По взаимной договоренности правоохранительные органы Российской Федерации и правоохранительные органы Республики Казахстан могут создавать совместные оперативно-следственные группы (бригады) для расследования отдельных преступлений. При этом применяется уголовно-процессуальное законодательство государства, в производстве правоохранительных органов которого находится конкретное уголовное дело.
949. Со 2 по 3 августа 2011 года в г. Минске обсуждался проект Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств. По итогам заседания принято решение направить проект Соглашения в государства-участники СНГ для внутригосударственного согласования.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
950. Российская Федерация заключила соглашения, включающие положения о совместных расследованиях и создании для этих целей совместных следственно-оперативных групп.
Статья 50 Специальные методы расследования
Пункт 1
1. В целях эффективной борьбы с коррупцией каждое Государство-участник, в той мере, в какой это допускается основными принципами его внутренней правовой системы, и на условиях, установленных его внутренним законодательством, принимает, в пределах своих возможностей, такие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы разрешить надлежащее использование его компетентными органами контролируемых поставок и в тех случаях, когда оно считает это уместным, использование других специальных методов расследования, таких как электронное наблюдение или другие формы наблюдения, а также агентурные операции, на своей территории, а также с тем чтобы доказательства, собранные с помощью таких методов, допускались в суде.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
951. В соответствии с национальным законодательством наблюдение и контролируемая поставка является оперативно-розыскными мероприятиями, которые осуществляются уполномоченными государственными органами в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, в том числе коррупционной направленности.
952. В целях эффективной борьбы с коррупцией правоохранительные органы Российской Федерации - субъекты оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности при наличии оснований, указанных в статье 7, и на условиях, предусмотренных статьей 8 закона, имеют право провести любое из перечисленных в статье 6 оперативно-розыскных мероприятий, в частности:
1. Опрос
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
При их проведении в установленном порядке разрешается использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
953. Следует отметить, что одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности являются «запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации». Это означает, что и в целях международного сотрудничества российские правоохранительные органы могут использовать весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
954. Российская Федерация приняла Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который кроме прочего регулирует наблюдение и проведение полицейских операций по запросам органов управомоченных государств с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и лиц их совершающих.