Статья 45 Передача осужденных лиц
Государства-участники могут рассматривать возможность заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей о передаче лиц, осужденных к тюремному заключению или другим видам лишения свободы за преступления, признанные таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем чтобы они могли отбывать срок наказания на их территории.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
772. Передача осужденного к лишению свободы - это направление осужденного для отбывания наказания в государство, гражданином которого он является. Основанием передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а также для передачи гражданина Российской Федерации, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в Российской Федерации является решение суда по результатам рассмотрения:
а) представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний;
б) обращения осужденного или его представителя;
в) компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо на основе принципа взаимности.
773. Эти представления или обращения рассматриваются судом в порядке и в сроки, которые установлены для разрешения вопросов, связанных и исполнением приговора (ст. ст. 396 - 399 УПК РФ) (см. Приложение I). Если сведения, необходимые судье для решения вопроса о передаче, недостаточны, он вправе:
а) отложить его рассмотрение и запросить недостающие сведения;
б) без рассмотрения направить обращение осужденного в компетентный орган Российской Федерации для сбора необходимой информации в соответствии с положениями международного договора Российской Федерации, а также для предварительного согласования вопроса о передаче осужденного с компетентным органом иностранного государства.
774. Передача осужденных предусмотрена также Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого они являются, от 19 мая 1978 г. Российская Федерация является участником Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы (1983 г.) года и Дополнительного протокола к ней (1997 г.), который позволяет передачу без согласия лиц, осужденных к лишению свободы (см. N 206-ФЗ «О ратификации Конвенции о передаче осужденных лиц и дополнительного протокола к ней» и N 235-ФЗ «О ратификации конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания» в Приложении I).
775. РФ также заключила двусторонние договоры по этому вопросу с Азербайджаном, Испанией, Кипром, КНР, Латвией, Туркменистаном, Финляндией). Передача осуществляется по взаимному согласию государств, достигаемому в каждом конкретном случае.
776. Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 206-ФЗ «О ратификации Конвенции о передаче осужденных лиц и дополнительного протокола к ней», Российская Федерация на основании пункта 6 статьи 3 Дополнительного протокола заявила, что не будет принимать на себя исполнение приговоров на условиях, изложенных в статье 3 Дополнительного протокола.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
777. Данное положение Конвенции имплементировано статьями 470 и 472 УПК РФ. Российская Федерация также подписала двусторонние договоры и Конвенцию о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого они являются.
Статья 46 Взаимная правовая помощь
Пункт 1
1. Государства-участники оказывают друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей Конвенцией.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
778. Рассматриваемое положение реализовано путем ратификации Конвенции ООН против коррупции. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
779. Согласно статье 457 УПК РФ суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. Согласно ст. 459 УПК РФ Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассматривается запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом. В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом (см. Приложение I).
780. Российская Федерация также отметила, что в 2009 год из компетентных органов зарубежных стран поступило 183 запроса об оказании правовой помощи по уголовным делам коррупционной направленности. В 2010 году из компетентных органов зарубежных стран поступило 35 запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам коррупционной направленности. В первом полугодии 2011 года из компетентных органов зарубежных стран поступило 21 запрос об оказании правовой помощи по уголовным делам коррупционной направленности. По результатам рассмотрения этих запросов приняты соответствующие решения.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
781. Юридические и конституционные нормы, существующие в Российской Федерации в связи с применением принципа взаимности, гарантируют правовую помощь уполномоченным органам государственной власти и должностным лицам иностранных государств, соответствующие положения Конституции также закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе.
782. Касательно сроков рассмотрения запросов о правовой помощи, в ходе странового визита Российская Федерация сообщила, что в общем рассмотрение может занять 3-4 месяца в зависимости от обстоятельств конкретного дела. В 2011 году РФ отправила 64 запроса и получила 31 запрос о правовой помощи по уголовным делам о коррупционных преступлениях. Все запросы были рассмотрены, отказов по запросам, связанным с оказанием правовой помощи по коррупционным делам не было.