Статья 21 Подкуп в частном секторе
Подпункт (а)
Каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно в ходе экономической, финансовой или коммерческой деятельности:
а) обещание, предложение или предоставление, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое руководит работой организации частного сектора или работает, в любом качестве, в такой организации, для самого такого лица или другого лица, с тем чтобы это лицо совершило, в нарушение своих обязанностей, какое-либо действие или бездействие;
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
184. Ответственность за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением предусмотрена частью первой статьи 204 "Коммерческий подкуп" УК. Совершение тех же деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также коммерческий подкуп за заведомо незаконные действия квалифицируется по части второй статьи 204 УК (см. Приложение II).
185. Ответственность за предусмотренные рассматриваемым положением Конвенции деяния, связанные с обещанием и предложением неправомерного преимущества, наступает в соответствии со статьей 30 "Приготовление к преступлению и покушение на преступление" УК. При этом уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению. Поскольку деяния, предусмотренные частями первой и второй статьи 204 УК, в соответствии со статьей 15 "Категории преступлений" УК относятся к преступлениям средней тяжести, обещание коммерческого подкупа (как приготовление к совершению данного деяния) влечет уголовную ответственность только в том случае, если совершено за заведомо незаконные действия, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Вместе с тем, предложение коммерческого подкупа квалифицируется как покушение на коммерческий подкуп, ответственность за совершение которого наступает по части первой или второй статьи 204 УК со ссылкой на часть третью статьи 30 УК (см. Приложение II).
186. С учетом положений подпункта 1 (а) статьи 21 Конвенции ООН против коррупции, основанием уголовной ответственности выступает подкуп с такими признаками как "какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое....работает в любом качестве в такой организации, для самого лица или другого лица, чтобы это лицо совершило в нарушение своих служебных обязанностей какое - либо действие или бездействие".
187. В частях первой и второй статьи 204 УК предусмотрена ответственность лица, определение которого дано в пункте 1 примечания к статье 201 УК (фактически -руководителя организации), которому передаются деньги, ценные бумаги, иное имущество, оказываются услуги имущественного характера (см. Приложение II). При этом, согласно Постановлению № 6, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по части первой или второй статьи 204 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник коммерческого подкупа (см. Приложение III).
188. Предметом коммерческого подкупа, как и взятки, наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.
189. В случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее предмет подкупа, несет ответственность за покушение на преступление, соответствующей частью статьи 204 УК. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе.
190. Российской Федерацией были также предоставлены примеры судебной практики, относящейся к имплементации данного положения Конвенции (см. Приложение II).
191. Статистические данные по числу расследований, судебных преследований и осуждений оправданий, имеющих отношение к имплементации данного положения Конвенции в целом по России содержатся в Приложение III.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
192. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения. Эксперты, проводящие обзор отметили, что в целом УК охватывает большинство основных элементов состава преступления описанного в пункте «а» статьи 21 Конвенции.
193. Обозревающие эксперты подчеркнули, что данное положение Конвенции зеркально отражает положение пункта «а» статьи 15 Конвенции, поэтому комментарии экспертов в отношении последнего полностью относятся и к пункту «а» статьи 21. Обозревающие эксперты также отметили, что упомянутая в отчете статья 204 УК криминализирует подкуп в частном секторе только в отношении лица, которое наделено управленческими функциями, в то время как в этом пункте статьи 21 речь идет также о любом другом лице, которое работает в любом качестве. В связи с этим, обозревающие эксперты отметили отсутствие в российском уголовном законодательстве положений о взяточничестве в частном секторе касательно лиц, которые работают в любом качестве в сфере экономической, финансовой или коммерческой деятельности в соответствии со статьей 21 КПК.
194. В ходе странового визита, отвечая на вопросы обозревающих экспертов касательно применения положений об активном и пассивном взяточничестве в частном секторе к случаям, когда неправомерное преимущество предназначается в пользу третьей стороны (третьей стороны-выгодоприобретателя), российская сторона отметила, что в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, Верховному суду РФ рекомендовано обобщить судебную практику и подготовить разъяснение по применению законодательства в таких случаях.