Составьте логическую схему базы знаний и терминологический словарь.
2. Вопросы для подготовки к экзаменам:
Какие предпосылки вызвали отмену крепостного права?
Как готовилась крестьянская реформа, какие позиции сталкивались в Главном комитете по крестьянским делам и губернских дворянских комитетах?
Каковы основные черты крестьянской реформы 1861 г.?
Какой смысл имели понятия: "временно-обязанные", "минимальные, максимальные и царственные наделы", "выпускные платежи", "отрезки"?
Каковы основные черты земской и городской реформ?
Каковы основные различия в судебной системе до и после 1864 г.?
Какую роль играли в судебном процессе присяжные заседатели?
Каковы основные черты военной реформы?
Что произошло 1 марта 1881 г.? Каковы последствия этого события?
В чем заключались контрреформы Александра III?
Что общего и в чем различия в характеристике личностей и политики Александра II, Александра III, Николая II?
Каковы важнейшие черты развития права в период "неоабсолютизма"?
Какие либеральные партии возникли в России в начале XX в.? Каковы их
программы?
Какие возникли крайне правые, черносотенные организации? Чего они
добились?
Что общего и чем различаются разные социалистические партии?
Чем было вызвано издание Манифеста 17 октября? Какое он имел значение?
Каковы были полномочия I и II Дум, причины их конфликта с царем?
С какими программами выступили разные политические партии в 1917 г.?
Какую позицию заняли разные политические силы во время выступления
генерала Корнилова?
3. Темы рефератов (факультативно):
Крестьянская реформа 1861 г. Ее предпосылки. Споры вокруг нее [4] 107-110, [6] 107-117, [7] 189-195, [10] 83-84.
Земская реформа Александра II. Дайте ее характеристику [4] 113-114, [6] 117-119.
Судебная реформа. Почему ее считают самой радикальной из реформ Александра II? [4] 110-112, [6] 119-120, [7] 200-206, [10] 84-87.
Дайте сравнительную характеристику личностей и политики Александра II, Александра III, Николая II. [4] 106-107, 117, 120 [6] 100-102, 167, 171-172, 186-188.
Контрреформы Александра III. [6] 167, 171-174, [7] 211-214, [10] 90-94.
Какие причины привели к изданию Манифеста 17 октября 1905 г.? Дайте правовую и политическую характеристику Манифеста. [4] 131-132, [5] 66-67, [8] 226.
Правовые и политические предпосылки конфликта между Думой, императором, правительством, Госсоветом. [4] 131-132, [7] 239-242, [10] 108-112.
Дайте сравнительную характеристику личностей и политики В.К.Плеве, С.Ю.Витте, П.А.Столыпина. [4] 122-123, 133-136 [5] 49-51, 76-77, 83-86 [8] 217-226,237-247.
Дайте сравнительную характеристику личностей и политики А.Ф.Керенского, Л.Г.Корнилова, В.И.Ленина. [4] 144-148, [5] 146, 150, 153-157, 166-167, 266-268, [8] 359-361,368-376.
4. Задание докладчикам-"юристам":
Составить сравнительную таблицу анализируемых правовых актов (письменно).
Документ | Состав избирателей | Полномочия Думы | Полномочия Совета | Полномочия императора | |
N 1. | Манифест 6 августа и Положение о выборах в Думу. | ||||
N2. | Манифест 17 октября. | ||||
Указ 11 декабря | |||||
N 4 | Учреждение 20 февраля. | ||||
N5 | Манифест 20 февраля |
4.2. Задание докладчикам-"политикам":
Составить письменно таблицу, выражающую отношение "их" партий к перечисленным правовым актам (одобряет или отвергает партия данный документ, подвергает уничтожающей критике или критике конструктивной - в надежде на внесение в него поправок).
Партии | Документ | N1 | N2 | N3 | N4 | N5 |
РСДРП (б) | ||||||
РСДРП (м) | ||||||
Эсеры | ||||||
Трудовики | ||||||
Кадеты | ||||||
Октябристы | ||||||
Черносотенцы |
ДЕЛОВАЯ ИГРА
ТЕМА: Выборы в I Государственную Думу.
ЦЕЛЬ: Отработать навыки анализа правовых актов.
ВРЕМЯ: 180 мин.
УЧАСТНИКИ: Группа делится на "юристов", "политиков", "членов избирательной комиссии", "избирателей".
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
(Домашнее задание)
Изучить литературу из списка на стр. 3.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
I. Доклады "юристов".
5 докладчиков рассказывают о порядке выборов в Думу и избирательную часть Госсовета, о полномочиях императора, Думы, Госсовета. Для этого они анализируют официальные акты царской власти с августа 1905 г. по февраль 1906 г.:
II. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков.
III. Доклады 7 "политиков" на "предвыборном митинге".
IV. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков.
V. Свободная дискуссия.
VI. Проведение "выборов". После "тайного голосования", подсчета голосов "председатель" избирательной комиссии сообщает их итоги, а затем сравнивает % голосов, поданных за разные партии студентами, с действительными итогами выборов в 1906 г.
VII. Краткие речи "политиков" по итогам выборов.
VIII. Итоговые доклады 6-го "юриста" и 8-го "политика".
.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Вступительное слово тьютора -10 мин
Доклады "юристов" -35 мин
Вопросы и ответы -20 мин
Доклады "политиков" -35 мин
Вопросы и ответы -15 мин
Свободная дискуссия -20 мин
"Выборы" -15 мин
Итоговые речи "политиков" -10 мин
Итоговые доклады -10 мин
Подведение итогов тьютором -20 мин
ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ