Тема 8. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты гражданского права
8.1. Правосубъектность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц
Участниками общественных отношений, регулируемых гражданским правом, наряду с физическими и юридическими лицами выступает государство, то есть Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.
Это особые субъекты права, поскольку от их имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, обязанности и несут ответственность соответственно государственные органы и органы местного управления и самоуправления, обладающие властными полномочиями, создающие правовые нормы, регулирующие различные сферы общественных отношений, в том числе отношения гражданского оборота и участников граж-данских правоотношений.
Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте в публичных интересах, интересах народа и сами определяют со-держание и объем принадлежащей им правоспособности.
8.2. Участие Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях
Республика Беларусь и административно-территориальные единицы наряду с физическими и юридическими лицами являются участниками гражданских правоотношений.
От имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц выступают государственные органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо специально уполномоченные лица (Положение о представителе государства в органах управления акционерных обществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. №2031).
Республика Беларусь и административно-территориальные единицы являются субъектами:
• правоотношений собственности;
• обязательственных правоотношений (осуществляют кредитование и финансирование, эмиссию государственных ценных бумаг, заключают сделки по распоряжению объектами государственной собственности);
• наследственного права;
• внешнеэкономической деятельности (от имени государства во внешнеэкономической деятельности выступает Министерство иностранных дел и 'подведомственные ему торговые представительства Республики Беларусь, на-ходящиеся за границей).
8.3. Государство как субъект гражданско-правовой ответственности
Республика Беларусь и административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом (за исключением того имущества, которое может находиться только в государственной собственности).
Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам Республики Беларусь, а Республика Беларусь не отвечает по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением случаев, когда Республика Беларусь или административно-территориальные единицы приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам в отношении друг друга.
По общему правилу Республика Беларусь и административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Однако возлагается субсидиарная ответственность:
на Республику Беларусь:
• по обязательствам республиканского унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), при недостаточности его имущества (ст. 115 ГК);
на Республику Беларусь, административно-территориальные единицы:
• по обязательствам государственных учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств (ст. 120 ГК);
• по обязательствам республиканского или коммунального унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в случаях экономической несостоятельности (банкротства), если экономическая несостоя-тельность (банкротство) этих предприятий вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей или собственников (ст. 52 ГК).
Признание государства субъектом ответственности предусмотрено ст. 15 ГК. Согласно данной статье убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном законодательством, за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы (см. также специальные нормы данной ответственности, помещенные в ст.ст. 938, 940 ГК). Вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренными ст. 939 ГК, возмещается независимо от вины должностных лиц в полном объеме за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы (вина судьи за вред, причиненный при осуществлении правосудия, должна быть установлена приговором суда, вступившим в силу).