В соответствии с ФЗ №353-ФЗ от 09.12.2010г. «О внесении изменений в ГПК РФ» с 01.01.2012г. будет: Кассационная инстанция рассматривает вступившие в законную силу постановления суда.
Сущность и значение надзорного производства в гражданском процессе. Отличие от кассационного производства. Лица, имеющие право на возбуждение надзорного производства. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора.
Надзорное производство – это пересмотр вступивших в законную силу судебных решений, существенно нарушающих норы материального или процессуального права.
Сущность надзорного производства состоит в том, что уполномоченные на то суды проверяют, законность и обоснованность вступивших в законную силу решений.
Отличие от касс производства в том, что там пересмотр еще не вступивших в законную силу решений.
М.б. обжалованы любые решения, кроме судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Надзорной инстанцией являются суды различных уровней:
1. на уровне субъектов – президиумы верховных судов субъектов РФ;
2. на уровне РФ:
- Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (в основном, на постановления президиумов верховных судов субъектов РФ)
- Президиум Верховного Суда РФ (на постановления Верховного Суда РФ по 1 инстанции, определения Кассационной коллегии Верховного Суда и Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда).
В качестве субъектов, обладающих правом принесения надзорной жалобы, могут выступать:
1) лица, участвующие в деле (Лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений). Кроме того, к ним относятся правопреемники этих лиц и представители, обладающие таким правом в силу закона или на основании доверенности;
2) другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
3) прокурор, который хотя и входит в число лиц, участвующих в деле, однако правом на принесение представления в суд надзорной инстанции обладает при выполнении условий:
- право на обращение в суд надзорной инстанции, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры;
- Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд надзорной инстанции;
- прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
4) Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, который имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора только при следующих условиях:
а) при наличии жалобы заинтересованных лиц или представления прокурора, поданных в течение шести месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу;
б) если обжалуемые судебные постановления нарушают права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо были приняты с нарушением правил подведомственности или подсудности. При этом Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ дела, о пересмотре которого им внесено представление.
Правом обжалования в порядке надзора не обладает судья областного и приравненных к нему судов, участвующий в рассмотрении дела, а также председатель городского (районного) суда, не согласный с определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда.
Основаниями обращения в надзорный суд являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, нарушения единства судебной практики (на определения Судебной коллегии).
82.Процессуальный порядок и срок подачи надзорной жалобы или представления прокурора. Содержание жалобы (представления). Процессуальный порядок и сроки принятия жалобы (представления) в надзорной инстанции. Истребование дела. Передача дела на рассмотрение в надзорной инстанции.
Судебные постановления м.б. обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции.
В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем один месяц, если дело не было истребовано, и не более чем 2 месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд надзорной инстанции.
В Верховном Суде РФнадзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем 2 месяца, если дело не было истребовано, и не более чем 3 месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.
Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора, но не более чем на два месяца.
Судьявместе с вынесенным им определением и материалами дела направляет надзорную жалобу или представление прокурора в суд надзорной инстанции.
Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.
Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.
Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ не более чем 2 месяца со дня вынесения судьей определения.
В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
Докладчик излагает обстоятельства дела. Судьи могут задать вопросы докладчику.
Лица, участвующие в деле вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.
По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ выносят определения.
При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.
О принятых судом надзорной инстанции определении или постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.
83.Процессуальный порядок рассмотрения дела надзорным судом: состав суда, пределы рассмотрения дела, участники процесса. Вопросы, разрешаемые судом. Полномочия надзорного суда, основания их применения. Постановление надзорного суда, его содержание, указания для нижестоящих судов.
Поскольку суд надзорной инстанции выполняет функции контроля, то дела рассматриваются постоянными судьями, коллегиальный состав которых определяется в зависимости от того, какой орган действует.
Основаниямиотмены или изменения ранее принятых судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.Они не раскрываются в законе, но те же как для касс производства. Нарушение материальных норм: суд не применил закон, подлежащий применению, суд применил закон, не подлежащий применению, суд неправильно истолковал закон.
Нарушение процессуальных норм: незаконный состав суда, нарушены правила о языке, отсутствие протокола судебного заседания, нарушены правила о тайне совещания судей, затронуты права не привлеченных к участию лиц и пр. Кроме того на определения Судебной коллегии по гр делам Верховного Суда – нарушение единства судебной практики.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке надзора рассматривает дела в составе 3 постоянных судей(ими могут быть Председатель Верховного Суда, его заместитель или члены суда).
Заседания президиумов судов правомочны при наличии большинства членов президиума, с тем, однако, чтобы их было не менее 3.
Судья, участвующий в рассмотрении дела по 1 или 2 инстанциям, не вправе после этого повторно принять участие в работе суда надзорной инстанции
Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается:
1) в президиуме ВС республики, краевого, облсуда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем 2 месяца;
2) в Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, Военной коллегии ВС РФ не более чем 3 месяца;