Порядок пересмотра заочного решения: виды, сроки, процедура. Основания и процессуальные последствия отмены заочного решения. Законная сила заочного решения.

Заочное производство — упрощенный способ разрешения гражданско-правовых споров, которыйспособствует более оперативной и эффективной работе судов и рассмотрении дел при отсут­ствии ответчика, своевременности правосудия.

Копия заочного решения суда высылается ответчику не позднее чем в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении.

Истцу, не присутствовавшему в судебном заседании и просившему суд рассмотреть дело в его отсутствие, копия заочного решения суда высылается не позднее чем в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, заочное решение мирового судьи - в апелляционном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Заявление об отмене заочного решения суда должно содержать:

1) наименование суда; 2) наименование лица, подающего заявление; 3) обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда; 4) просьбу лица, подающего заявление; 5) перечень прилагаемых к заявлению материалов.

Заявление об отмене заочного решения суда подписывается ответчиком или при наличии полномочия его представителем и представляется в суд с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. Заявление об отмене заочного решения суда не подлежит оплате государственной пошлиной.

Суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения заявления об отмене заочного решения суда, направляет им копии заявления и прилагаемых к нему материалов.

Заявление об отмене заочного решения суда рассматривается судом в судебном заседании в течение десяти дней со дня его поступления в суд. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления.

Суд, рассмотрев заявление об отмене заочного решения суда, выносит определение об отказе в удовлетворении заявления или об отмене заочного решения суда и о возобновлении рассмотрения дела по существу в том же или ином составе судей.

Заочное решение суда подлежит отмене, если суд установит, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

При отмене заочного решения суд возобновляет рассмотрение дела по существу. В случае неявки ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, принятое при новом рассмотрении дела решение суда не будет заочным. Ответчик не вправе повторно подать заявление о пересмотре этого решения в порядке заочного производства.

Заочное решение суда вступает в законную силу по истечении сроков его обжалования, в течении 7 дней со дня вручения копии решения в суд принявший решение, решение мир.судьи – 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, если заявление подано – 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления.

ФЗ 353 Заочное решение м.б. обжаловано в течении 1 месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене, если заявление подано – 1 месяц со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления.

Понятие и сущность производства, возникающего из публичных отношений. Отличие его от искового производства: по предмету, задачам суда, процессуальному порядку рассмотрения дел. Виды производств, возникающих из публичных правоотношений.

Пр.из публ.прав-ний рассматр-ют дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, дела о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ и др. Главное отличие: сторонами являются субъекты, находящиеся в отношениях власти и подчинения (неравенство субъектов). Поэтому главная цель суда при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, - не разрешить спор о праве, а осуществить судебный контроль за законностью действий государственных и муниципальных органов и их представителей. Обязательно участие власт.субъекта, прав.двуличие гос-ва: властвующй упр-щий субъект-из публ.прав-ний, хозяйствующий субъект – гражд.прав-ния: Особености: высокая степень суд.произва-оспаривают часть НПА, проверяют весь, явка гос.органов обязательно – нет штаф, доказательства по иниц-ве суда, доказывает гос.орган, мир.соглашение не возможно, сокращенные сроки – изб.право. Нет в ГК жалобы на отказ в регистрации общественных и религиозных объединений, о прекращении их деятельности. Планируется создать административные суда, эти дела будут изъяты из судов общей юрисдикции.

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании НПА полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

2) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Таким образом, данный перечень не является исчерпывающим.

Отличит. признаки (отличия от иск. пр-ва):

Предмет: иск.пр-по – гр.право; ИПП – законный интерес заявителя;

Задача суда – проверить законность актов, действия органов власти. Иск.пр-во – решить спор о праве

Субъект: – бремя доказыв. на органе власти

Обяз-ти по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия НПА, его законности, а также законности оспариваемых реш-й, действий (бездействия) органов гос-ной власти, органов местного с/у, должностных лиц, гос-ных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший НПА, органы и лиц, которые приняли оспариваемые реш-я или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассм-и и разреш-и дел, возникающих из публичных п/о, суд может истребовать доказ-ва по своей инициативе в целях правильного разреш-я дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказ-в, подвергаются штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда

Широкие полномочия суда:

Дела, возникающие из публичных п/о, рассм-ся и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусм-х ФЗ, коллегиально по общим правилам искового произв-ва с особенностями, уст-ми ГПК и др. ФЗ.

При рассм-и и разреш-и дел, возникающих из публичных п/о, не применяются правила заочного произв-ва.

При рассм-и и разреш-и дел, возникающих из публичных п/о, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

При рассм-и и разреш-и дел, возникающих из публичных п/о, суд может признать обязательной явку в судебное зас-е представителя органа гос-ной власти, органа местного с/у или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Процессуальными особенностями производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, являются следующие:

1) формой обращения в суд является заявление;

2) обязательные субъекты правового конфликта - заявитель и заинтересованные лица;

3) предмет судебной деятельности - проверка законности актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц;

4) предмет судебной защиты:

а) непосредственно - законный интерес заявителя (заявителей),

б) опосредованно - субъективное право;

5) решение по делу, его резолютивная часть, устанавливает законность (незаконность) нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти, их должностных лиц.

В силу специфики публично-правовых отношений здесь не используется ряд таких институтов искового производства, как заключение мирового соглашения, данные дела не могут быть переданы на разрешение третейского суда, по ним не применяются правила договорной подсудности, ввиду отсутствия иска не может предъявляться встречный иск, а также совершаться такие процессуальные действия, как признание иска, отказ от иска.

При рассмотрении дел в рамках данного производства суд при вынесении решения может быть связан дискреционными полномочиями, которые принадлежат только соответствующему органу либо должностному лицу. Имеет особенности и законная сила судебного решения по делам из публичных правоотношений. Согласно ст. 250 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям. Таким образом, законная сила судебного решения по данной категории дел распространяется на всех лиц, если совпадают предмет и основания их заявления. Поэтому судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

Судья отказывает в принятии заяв-я или прекращает произв-во по делу, возникшему из публичных п/о, если имеется реш-е суда, принятое по заяв-ю о том же предмете и вступившее в законную силу.

После вступления в законную силу реш-я суда по делу, возникающему из публичных п/о, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

71.Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части: содержание заявления, порядок судебного разбирательства, вопросы, разрешаемые судом, содержание решения суда, вступление его в законную силу, опубликование.

Наши рекомендации