Государственные служащие как субъекты административного права.
Закон под государственной службой понимает профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная должность – это должность органов государственной власти ПМР с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Правовой статус государственного служащего включает права и обязанности. Можно разделить на:
· Служебные (общие) – для всех государственных служащих;
· Специальные (для определенной государственной должности).
Закон установил три категории гос. должностей:
· Государственные должности осуществляют лица, которые непосредственно (то есть лично) исполняют полномочия государственных органов – Президент ПМР, Председатель Правительства ПМР, депутаты, министры, судьи и другие лица, предусмотренные в реестре государственных должностей в ПМР.
· Государственные должности замещают лица, занятые непосредственным обеспечением исполнения полномочий (заместители, помощники, консультанты, другие лица, составляющие рабочий аппарат руководителя государственного органа).
· Государственные должности замещаются лицами для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов – специалисты, профессиональные оперативные работники, другие лица. Это основной контингент в государственном органе, обеспечивающий выполнение им своей компетенции.
К государственной службе относится деятельность только лиц на должностях категории только 2 и 3. Лица на должностях категории 1, как принято считать, - первые лица в государственном аппарате, не несут государственную службу, государственными служащими не являются и на них данный закон не распространяется.
Основные качества и признаки, присущие государственным служащим, то есть лицам 2 и 3 категорий:
· Действуют при исполнении своих служебных полномочий – по поручению государства и от его имени, отдают распоряжения, обеспечивают их исполнение, подвергают лицо задержанию и т.д.;
· Каждый государственный служащий занимает государственную должность, учрежденную государством. Должность определяет правовой статус служащего, для её замещения установлены определенные организационно-правовые способы (выборы, назначение и др.);
· Оплата труда по нормам и формам, устанавливаемым государством. Имеются в виду особенности оплаты труда, установленные только для государственных служащих (служебные разряды и классы, надбавки за различные показатели – классность, стаж и др.).
Существенное значение имеет классификация государственных служащих:
· по роду их деятельности;
· по признаку объема должностных полномочий.
Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба.
В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на 2 группы: служащие в государственном аппарате и военнослужащие. В свою очередь можно классифицировать каждую из групп по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти. Служащие в органах управления, судьи, работники прокуратуры и т.д. Военнослужащие подразделяются по виду и роду Вооруженных Сил (сухопутные войска, Военно-морской флот и т.д.) и служб, к ним приравненных (внешняя разведка, пограничная служба и другие структуры).
К настоящему времени сложился ряд должностных лиц на основе организационных и правовых признаков:
· служащие государственных и негосударственных организаций, наделенные распорядительными полномочиями;
· служащие, осуществляющие организационные и хозяйственные функции;
· служащие, наделенные распорядительными государственными полномочиями контрольно-надзорного характера за пределами органа, в котором они состоят на службе, работники государственных инспекций, органов контроля и надзора.
Ограничения для государственных служащих:
· не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью;
· не в праве быть депутатом;
· не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через представителей;
· не имеет права быть членом органов управления коммерческой организации;
· не в праве получать гонорары за выступления, публикации в качестве государственного служащего;
· не в праве получать вознаграждения за исполнение своих обязанностей (взятки);
· не в праве принимать без разрешения Президента ПМР награды и почетные звания других государств;
· не в праве выезжать в командировки за счет юридических и физических лиц;
· не в праве участвовать в забастовках;
· не в праве использовать технические средства по специальности для своих личных целей.